Как дочерняя компания российского ритейл-гиганта «Магнит», «M Cosmetic», стала самой большой оффлайн сетью розничной торговли на узбекском рынке за последние три года, а сам «Магнит» выкупил российский маркетплейс «Kazanexpress», ставший основой узбекского «Uzum Market»? Что ждет «Uzum» в Узбекистане, исходя из прошлого опыта и в условиях конкуренции с такими игроками, как «OZON», «Яндекс-Маркет» и «Wildberries», которые активно наращивают свое присутствие в регионе?
Как развивать цифровой бизнес и с чем еще предстоит столкнуться предпринимателям Узбекистана, исходя из перенимаемого опыта России — данные вопросы были подробно рассмотрены корреспондентом Daryo в ходе встреч и интервью с ключевыми фигурами ритейла во время Retail Week по Центральной Азии, что позволяет дать полную картину перспектив электронной коммерции и розничной торговли в Узбекистане на ближайшие годы.
В этой статье:
- Как в настоящее время развивается электронная коммерция в Узбекистане.
- Кто среди магазинов и ритейлеров лидирует на рынке Узбекистна.
- Как происходит балансирование оффлайн и онлайн-торговли в Узбекистане.
- Как обмен опытом между Россией и Узбекистаном способствует развитию e-commerce в регионе.
- Как «M Cosmetic» стали третьей крупнейшей сетью оффлайн ритейла в Узбекистане за последние три года.
- Как нелегальная торговля влияет на прозрачность рынка Узбекистана?
- Какими темпами развивается «Uzum Market» на фоне конкуренции с ведущими российскими и международными маркетплейсами, и как он связан с «Kazanexpress», которым теперь владеет «Магнит».
Мировые и локальные тенденции электронной коммерции
В последние годы рынок розничной торговли и электронной коммерции в Узбекистане демонстрирует активный рост и стремительное развитие. В рамках таких мероприятий, как Central Asia Retail Week, прошедшей в Ташкенте 16 и 17 октября, были проведены ключевые совещания и обсуждения, посвященные будущему ритейла и e-commerce.
По прогнозам, мировая доля онлайн-торговли достигнет 21% к концу 2024 года, к 2027 году — 27%, а в Узбекистане, по различным оценкам, доля онлайн-ритейла сейчас составляет около 4%. По словам Вячеслава Пака, первого заместителя директора Национального агентства проектного управления Республики Узбекистан (НАПП), в ближайшие пять лет этот показатель может вырасти до 10-15%, что станет значительным шагом вперед для страны в области цифровизации ритейла.
В ходе совещаний Retail Week по Центральной Азии эксперты, такие как Сарвар Матюсупов, директор департамента по работе со странами Центральной Азии и СНГ, подчеркивает значимость роста электронной коммерции и гармонизации регуляций на национальном уровне.
«Пункты выдачи заказов – перспективнее, чем традиционный бизнес»
Представитель компании DataInsight Фёдор Вирин отметил на форуме Central Asia Retail Week, что в ближайшие годы в Узбекистане вырастет спрос на пункты выдачи заказов (ПВЗ) для крупных российских маркетплейсов, которые активно интегрируются на местный рынок.
Вирин также подчеркнул, что 50% жителей Ташкента совершают онлайн-покупки каждую неделю, а общая доля онлайн-покупателей среди населения составляет около трети. Он добавил, что инвесторы, которые вкладываются в развитие складов и ПВЗ, в ближайшее время значительно увеличат свой капитал, благодаря росту онлайн-торговли в регионе.
Популярные магазины и маркеты Узбекистана: лидеры рынка
На международном форуме электронной коммерции и ритейла Retail Week Awards 2024, где компании боролись за звание лучших в различных номинациях, были объявлены победители и лидеры рынка Центральной Азии. Мероприятие собрало более 50 заявок в 10 номинациях, и в этом году церемония награждения удивила своими результатами.
Главным событием 16 октября 2024 года стало подписание меморандума о сотрудничестве между Маркетплейсом Ozon и Министерством инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан. Стороны договорились обеспечивать устойчивое развитие экономики в сфере онлайн-торговли Узбекистана, а также поддерживать развитие малого и среднего предпринимательства в республике. В фокусе сотрудничества Ozon и МИПТ Узбекистана – увеличение товарооборота между Россией и Узбекистаном, а также развитие экспортного потенциала продукции местного производства на 51 млн покупателей Ozon в России и других странах присутствия маркетплейса.
Одним из главных победителей вечера стала сеть M Cosmetic, которая завоевала три престижные награды. Компания получила первое место в номинации «Самая быстрорастущая сеть в Центральной Азии (нон-фуд)». Всего за 2,5 года работы на рынке Узбекистана M Cosmetic задала новую планку в индустрии товаров для красоты, семьи и дома.
Компания также подтвердила свою репутацию заботливого работодателя, победив в номинации «Лучший работодатель года». Здесь оценивались проекты по наставничеству, образовательные инициативы, такие как «Школа-магазин», а также многочисленные волонтёрские проекты. Эти программы не только помогли компании выделиться среди конкурентов, но и продемонстрировали её заботу о сотрудниках. Кроме того, флагманский магазин сети в Ташкенте получил второе место в номинации «Лучший дизайн магазина», что подчёркивает её стремление к эстетике и высокому стандарту обслуживания.
ISHONCH: Крупнейшая сеть non-food
ISHONCH, одна из крупнейших сетей в Центральной Азии, была отмечена наградой за лидерство в категории non-food товаров. Сеть продолжает расширяться, предлагая покупателям широкий ассортимент и поддерживая высокий уровень обслуживания.
Uzum Market: Лидер среди маркетплейсов
Uzum Market стал безусловным лидером в номинациях «Крупнейший маркетплейс Центральной Азии» и «Самый быстрорастущий маркетплейс». Это достижение подтверждает роль маркетплейса как одного из ключевых игроков на рынке электронной коммерции региона. Кроме того, Uzum также занял первое место в категории «Лучший логистический сервис для ритейла» за создание мощной логистической инфраструктуры.
Retail Week Awards 2024 также отметил значимые достижения других компаний:
- Эффективный совместный проект: Первое место получила компания АШАН Ритейл Россия за проект «Текстиль для дома от поставщика Terry Jar Textile (Узбекистан) под собственной торговой маркой АШАН «Actuel».
- Лучший банковский сервис для ритейла: Первое место досталось Uzum Bank, который продемонстрировал высокие стандарты в сфере финансовых услуг для ритейла.
- Финтех проект года: Победителем стал AO «AVO bank», опередив конкурентов с инновационными решениями в области финтеха.
Ранее в конце зимы 2024 года компания Research Group Central Asia (RGCA) провела опрос среди 800 жителей Узбекистана, чтобы выявить самый популярный сервис для онлайн-покупок. Лидером стал Uzum Market, который выбрали 98% респондентов. Наиболее активно сервисом пользуются молодые мужчины (18-24 года), особенно в Самарканде, Бухаре и Намангане. Другие популярные платформы: Olx (69%), Telegram (65%), Instagram (60%), Texnomart (43%) и Aliexpress (40%). Uzum Market стал самым используемым сервисом с долей 53%, за ним следуют Telegram (14%) и Instagram (10%).
Развитие электронной коммерции в Узбекистане
Электронная коммерция в Узбекистане активно развивается, чему способствуют мероприятия и инициативы, такие как Central Asia Retail Week. С начала участия узбекских компаний в Retail Week и до момента, когда это мероприятие стало проходить непосредственно в Ташкенте, прошло несколько лет. Сарвар Матюсупов подчеркнул значимость участия Узбекистана в этом мероприятии:
«Впервые представители Узбекистана участвовали [в Retail Week], кажется, в 2021-2022 году. Были пока только спикерами на мероприятиях недели ритейла в Москве. Потом начали участвовать наши производители, ставить стенды. И вот как сегодня мы видим, выездное мероприятие проходит уже в Ташкенте».
Влияние пандемии и развитие онлайн-торговли в Узбекистане
Матюсупов также отметил, что пандемия 2020 года сыграла ключевую роль в развитии онлайн-торговли в Узбекистане. Например, платформа «Wildberries» активно вошла на узбекский рынок именно в этот период, когда тема доставки и онлайн-торговли набирала популярность. Директор департамента по работе со странами ЦА и СНГ подчеркивает важность государственного участия и дипломатии в налаживании связей между иностранными и местными компаниями. Благодаря таким усилиям зарубежные компании, как «Ozon», «Wildberries» и «Яндекс.Маркет», получили поддержку для выхода на узбекский рынок.
«Посольство, как один из государственных инструментов, институтов, куда в том числе обращаются представители бизнеса, выступало посредником между представителями иностранного бизнеса и госорганами для налаживания мостов и определения тех новых направлений взаимодействия, которые в последующем показывают свои результаты».
Гармонизация регуляций коммерции в Узбекистане
С точки зрения регулирования, Узбекистан активно работает над унификацией стандартов, как сообщает Матюсупов:
«За последние годы в Узбекистане гармонизировано 14 национальных техрегламентов. На проработке находятся еще 9. Отменены некоторые ограничительные меры на ряд потребительской продукции».
Также директор пообещал, что до конца года будет завершен процесс присоединения к правилам происхождения товара 2009 года, а также будет установлена унификация акцизов.
Баланс традиционной и онлайн-торговли в Узбекистане
В Узбекистане онлайн-ритейл занимает на текущий момент лишь около 4% от общего объема розничных продаж, что значительно ниже мировых показателей.
«Исходя из той тенденции, которую мы имеем в Узбекистане – онлайн-ритейл занимает сейчас где-то 4%, по различным оценкам. Я думаю, что с учетом темпов роста и тех границ, которые у нас есть для роста, в перспективе, наверное, это все-таки будет соотношение 10-15% в ближайшие пять лет. Это усредненный – не скептический, не оптимистический прогноз», — отметил Вячеслав Пак, первый заместитель директора НАПП Республики Узбекистан.
С учетом текущих тенденций, Узбекистан имеет значительный потенциал для увеличения доли онлайн-торговли. Вячеслав Пак подчеркивает, что достижение 10-15% обусловлено ростом цифровизации, улучшением инфраструктуры и увеличением числа интернет-пользователей.
«Если мы говорим о том, что мы хотели бы видеть в цифровом формате и онлайн, здесь всегда есть такая грань, какие интересы есть у государства, прежде всего», — подчеркивает Пак.
Тем не менее, он также отмечает, что баланс между традиционной и онлайн-торговлей требует учета интересов государства. В стране наблюдается активная поддержка развития электронной коммерции, но все еще остается ряд барьеров, таких как недостаточное развитие логистических и платежных систем, и отсутсвие полного понимания разграничения ответственности между продавцами, ритейлерами и маркетплейсами.
Будущее ритейла в Узбекистане
Андрей Карпов, Председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла, тоже говорит о том, что баланс между оффлайн и онлайн-торговлей будет зависеть не только от экономических условий, но и от государственной политики. Государство стремится контролировать и поддерживать развитие как традиционных, так и цифровых форм торговли, что важно для сохранения стабильного роста сектора.
«Появляются разнообразные форматы торговли, может быть где-то каких-то форматов еще не хватает, это тоже нужно еще обсуждать. Нужны ли гипермаркеты, например, или не нужны гипермаркеты. Тоже особенный формат, с которым нужно уметь работать. Но мы уже сейчас видим, что, например, в Ташкенте доля сетевой торговли занимает больше 25%, и лидерами по развитию как раз современного формата торговли являются Ташкент и Ташкентская область», — утверждает Карпов.
Узбекистан имеет огромные возможности для роста в сфере электронной коммерции, но для этого требуется сбалансированная и последовательная политика. Введение новых регуляций и поддержка со стороны государства могут обеспечить дальнейший рост рынка. Эксперты указывают на необходимость инвестиций в логистику, цифровизацию и обучение предпринимателей.
Обмен опытом электронной коммерции между Россией и Узбекистаном
Сравненивая уровни сетевой торговли России и Узбекистана на обсуждении вопросов сотрудничества и обмена опытом между странами Центральной Азии в сфере электронной торговли, Андрей Карпов, отметил не только, что уровень развития сетевой торговли в Ташкенте составляет около 25%, но и то, что это ниже, чем в России (более 40% в общих продуктах и около 50% в сфере продовольствия). Это подчеркивает необходимость баланса между крупными торговыми сетями и сохранением малого бизнеса, который служит важным каналом для местных производителей.
Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ, подчеркнул важность стратегического сотрудничества и обмена опытом между Россией и Узбекистаном для ускоренного роста отрасли.
Взаимовыгодное сотрудничество Win-Win России и Узбекистана
В своей речи Кузнецов поблагодарил узбекских коллег за гостеприимство и отметил, что «проведение международной недели ритейла — это важный шаг для укрепления экономических связей». Он подчеркнул, что торговые отношения между Россией и Узбекистаном строятся на «столетиях настоящей дружбы», что является также конкурентным преимуществом.
«Мы не должны быть, я прошу прощения, дураками, а должны использовать свои конкурентные преимущества для взаимной выгоды», — добавил он, подчеркивая, что обмен опытом между странами должен быть направлен на улучшение работы обеих сторон.
Рост и опыт электронной торговли в России
Кузнецов подробно остановился на текущих тенденциях и вызовах электронной коммерции в России. По его словам, рост онлайн-торговли в стране в 2023 году составил 8%, что является «колоссальным показателем». Этот рост касается как физического потребления продуктов питания, так и других товаров. Например, потребление молочной продукции увеличилось на 6-10%, а сектор HoReCa (кафе и рестораны) показал рост в 14%.
«Мы видим значительный рост сектора электронной торговли, почти трехзначными темпами», — подчеркнул Кузнецов.
Он отметил, что такой рост требует тщательного регулирования, так как возникают проблемы с «серым» и нелегальным импортом. Кузнецов добавил, что, несмотря на быстрый рост, нужно избегать ошибок, которыми можно поделиться с Узбекистаном для его дальнейшего роста. Одной из ключевых проблем Кузнецов назвал разработку новых законодательных мер для регулирования маркетплейсов.
«HoReCa» (Хорека) — это?
HoReCa — это аббревиатура из Hotel (отель), Restaurant (ресторан) и Catering (кейтеринг), это индустрия гостеприимства.
Проблемы и перспективы регулирования маркетплейсов
Директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ объяснил, что маркетплейсы становятся мощным инструментом для торговли, охватывая всю страну и международные рынки, но их деятельность часто приводит к перекосам на рынке, особенно если речь идет о нелегальных товарах.
«Если товар продается нелегально, его цена на 15-20% ниже легального аналога, что подрывает рынок», — сказал Кузнецов.
«Если мы сегодня на первой панели говорили, что нам еще [России] возможен резерв роста в электронной торговле примерно в 2 раза, может быть, 1,5-2 раза, то у вас [Узбекистан] это, наверное, еще в несколько раз больше. Если у вас e-com занимает порядка 4% оборота, то у нас это уже от 10% до 15%. Это, в любом случае, уже гораздо большие цифры.
Чтобы решить эту проблему, он предложил возложить на маркетплейсы обязательства проверять соответствие товаров законодательству и сертификации. Он отметил, что это потребует разработки новых инструментов и методов контроля.
«Мы столкнулись с тем, что отрасль электронной коммерции недостаточно урегулирована: не просто букв не хватает в законе. Есть определенные перекосы. Тут, как раз тот момент, который может быть интересен узбекской стороне, потому что вам это предстоит еще пройти.
Проблема в чем состоит? В том, что, по сути, Маркетплейс это механизм продажи сразу же на всю страну, в отличие от магазинов, которые торгуют локально, то есть предприниматель, который торгует на маркетплейсе, в случае России, сразу же получает все российские продажи. Его товар могут купить на наших маркетплейсах и на Камчатке, и в Узбекистане
Мы сейчас встали перед дилеммой, как тут быть и стремимся к тому, чтобы законодательно возложить на Marketplace обязанности отвечать и за товар, и за продавца. То есть, несмотря на то что Marketplace – это агент, это площадка, которая предоставляет, как бы формально, юридически независимому продавцу место, отвечать, по всем классическим юридическим понятиям и нормам, должен продавец».
Кузнецов также подчеркнул, что законодательные меры должны касаться и самих продавцов на маркетплейсах:
«Если продавец незаконно использует режим самозанятого, marketplace должен не допускать такие вещи».
Это необходимо для предотвращения рыночных перекосов и обеспечения честной конкуренции.
Поддержка малого бизнеса в Узбекистане
Кузнецов также затронул важность поддержки малого и среднего бизнеса в условиях роста торговых сетей. По его мнению, важно поддерживать малые форматы торговли, чтобы они продолжали быть каналом для сбыта местной продукции.
«Если сократятся малые форматы торговли, автоматически пострадает и мелкое производство», — пояснил он.
Он подчеркнул, что важно сохранить баланс между крупными и мелкими игроками, чтобы экономика оставалась диверсифицированной и в ней «цвели все цветы»: «в Ташкенте что-то можно еще-то довзрастить; что-то само вырастет; а что-то, может, еще потом придется немножечко подрезать – это тоже нужно вовремя усмотреть, когда это делать, чтобы не разрослось слишком».
Директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ и другие участники пленарного заседания Retail Week подтвердили факт того, что рынок Узбекистана находится еще на начальном этапе развития и потенциал его становления весьма и весьма многообещающий.
Развитие оффлайн-ритейла в Узбекистане: опыт «M Cosmetic»
Денис Косаченко, генеральный директор M Cosmetic в Узбекистане, рассказал о росте и проблемах оффлайн-ритейла. Косаченко, ранее занимавший пост исполнительного директора Burger King в Москве и области, подчеркнул, что за последние 3 года их компания стала третьей крупнейшей сетью по количеству магазинов в сфере масс-маркета в Узбекистане.
«Для примера, почему, например, наша компания вышла на рынок в Узбекистане, почему мы активно развиваемся. Взять «М Косметик», который представлен в России. 8000 магазинов на сегодняшний день в России. То есть если пересчитать на население Узбекистана, примерно 1600 магазинов должно быть рем-косметики в стране. На сегодняшний день всего организованного ритейла [в Узбекистане] – это хорика, рестораны, продажи техники, продукты – менее 1500 магазинов», — поделился он.
Потенциал оффлайн-торговли Узбекистана и вклад в экономику
Косаченко подробно объяснил, что открытие магазинов — это не просто точки продаж. Это создание рабочих мест и поддержка местных поставщиков. Компания привезла в Узбекистан 28 международных брендов и поддерживает 40 локальных производителей, создавая 700 рабочих мест с «белыми зарплатами» и прозрачными условиями.
«На сегодняшний день мы прошли путь от идеи до открытия магазинов в семи регионах. Развитие оффлайн-ритейла — это не только бизнес, но и вклад в экономику и социальное благополучие», — отметил Косаченко.
Вызовы для иностранных компаний
Косаченко подчеркнул, что иностранные компании сталкиваются с барьерами в Узбекистане, такими как недостаток логистической инфраструктуры и сложности с таможенным законодательством. Например, складские площади составляют только 0,1-0,2% на 37 млн жителей, что существенно ограничивает развитие.
«Но за эти два с половиной года что можно отметить? — Что, к сожалению, время идёт, а я вот один сижу и сижу. А, к сожалению, мало заходит игроков в ретейл. По пальцам одной руки ч– последние открытия крупных международных сетей на пространстве СНГ на сегодняшний день – можно пересчитать количество магазинов, которые были открыты.
Чтобы успешно работать в Узбекистане, нужно понимать местные законы и особенности рынка. Мы видим, что многие компании не готовы к этим условиям и сталкиваются с трудностями», — добавил он.
Косаченко также предложил создать инвестиционные бизнес-инкубаторы, чтобы поддержать компании в их адаптации к местным условиям Узбекистана, «потому что в России все привыкли работать, например, с Казахстаном, и это очень просто. Единая экономическая зона: очень легко везти, очень легко провезти».
Борьба с нелегальной торговлей и прозрачность рынка Узбекистана
Одной из проблем, которую отметил Косаченко, стала нелегальная торговля. Он рассказал, что их компания работает официально, уплачивая все налоги и сборы, но сталкивается с нелегальной конкуренцией.
«Часто клиенты покупают товар в два с половиной раза дешевле, и это не наша маржа, а разница в налогах и таможенных сборах, которые мы оплачиваем», — пояснил Косаченко.
«Я не могу конкурировать на рынке с каким-то производителем, который в багажнике машины завез и быстро продал».
Он подчеркнул, что необходимо создавать условия для справедливой конкуренции.
Инфраструктура Узбекистана и проблема логистики
Косаченко отметил, что развитие логистической инфраструктуры — ключевой фактор для роста оффлайн-ритейла. Построение складов требует значительных инвестиций, и без развития транспортной и энергетической инфраструктуры, а также подготовки квалифицированных кадров, это становится сложной задачей.
Большие компании могут позволить себе строить собственные логистические склады. Соответственно, это определенные конкурентные преимущества, но Косаченко говорит, что в Узбекистане отсутствуют склады не потому, что никто не хочет строить склады, а поскольку это большие инвестиционные проекты, которые подразумевают под собой дороги, электричество, люди, технологии и много другого.
«Разумеется, для любой компании, если она разрастается, становится большой, свои склады является оптимизацией расходов. На сегодняшний день партнеры, с которыми мы работаем, отвечают нашим требованиям. Товар в магазинах есть, в удаленных уголках страны. Поэтому мы развиваемся именно так и пока не видим причины развиваться по-другому».
Завоевание рынка: планы «Магнит» в Узбекистане
В ответ на вопрос о планах компании и возможном выходе на рынок других представителей «Магнит», Косаченко отметил, что на данный момент компания сосредоточена на развитии текущей сети и изучении местного рынка. Он подчеркнул, что развитие продуктового бизнеса потребует готовности инфраструктуры, и пока компании в основном изучают возможности.
«Наша задача — учиться и развиваться на этом рынке. Возможно, когда инфраструктура будет готова, на рынок придут и другие представители крупнейших сетей», — сказал он.
Когда Денис Косаченко упомянул, что не так много ритейлеров открывается в стране, на вопрос, «а когда ваши коллеги с продуктового магазина «Магнита» выйдут на рынок», он ответил так:
«Вы знаете, не будем раскрывать интриги, поскольку наша задача сейчас – это текущая сеть, текущее развитие масштаба. Если говорить про нашу компанию [«Magnit Cosmetic»], это первый международный опыт. И, конечно же, мы сейчас учимся.
Если говорить про продукты в целом, как идею: пока не будет доступных складов, пока не будет доступного транспорта, доступных дорог и еще очень-очень много вещей, продуктовый бизнес очень тяжело и сложно будет входить на рынок Узбекистана. Потому что в нашем случае у нас есть возможность долгих сроков и так далее. Поэтому здесь скорее, если бы инфраструктура была готова на 100%, разумеется, не только бы «Магнит» пришел на рынок, но и другие крупнейшие компании, не только из России».
Генеральный директор Uzum Market Ильшатом Хаметовым о e-commerce в Узбекистане
В рамках Central Asia Retail Week, прошедшей в Ташкенте, удалось пообщаться с генеральным директором Uzum Market Ильшатом Хаметовым. В интервью он поделился своим опытом и мнением о развитии онлайн-торговли в Узбекистане, а также рассказал, как запуск Kazan Express повлиял на становление и развитие Uzum Market.
Текущая ситуация на рынке e-commerce в Узбекистане
По словам Хаметова, рынок электронной коммерции в Узбекистане пока находится на стадии становления. В отличие от России, где e-commerce уже вырос до значительных масштабов, в Узбекистане его доля составляет лишь от 2% до 3,5% от общего объема розничных продаж. Хаметов прогнозирует, что для достижения показателя в 10-15% потребуется как минимум пять лет. Основной вызов, по его мнению, заключается в необходимости дать рынку время и пространство для роста, прежде чем вводить строгие регуляции.
«Нам до 10%-15% еще, я думаю, что лет пять жить. И вот здесь нам, конечно, что важно? И классическому ритейлу, и e-commerce важны несколько вещей: первое, дать нам возможность встать на ноги и пока не регулировать так, как, к примеру, в России хотят это начать делать».
Хаметов отметил, что, в отличие от России, в Узбекистане классический ритейл, особенно базарный, пока плохо регулируется, что создает неравные условия для e-commerce. Важным шагом для развития электронной торговли, по его мнению, является обеспечение равных условий и конкуренции между онлайн-ритейлом и традиционными торговыми форматами.
Честная конкуренция и борьба с контрафактом
Uzum Market сталкивается с вызовами, связанными с конкуренцией с базарами, где присутствует большое количество контрафактной продукции. Для того чтобы e-commerce мог развиваться, необходимо не только стимулировать цифровизацию и обучение предпринимателей, но и создавать условия для честной конкуренции между оффлайн и онлайн-торговлей.
«Мы действительно сейчас боремся, в том числе с базарами, с контрафактами, которые там есть. И для развития e-commerce мышцы нужно действительно равноправие в этом плане».
Проблемы и перспективы перехода предпринимателей в e-commerce в Узбекистане
Хаметов также рассказал, что многие предприниматели, привыкшие работать на базарах, боятся перехода в e-commerce. Это связано с опасениями относительно новых регуляций и требований, которые могут усложнить ведение бизнеса. Uzum Market активно работает над обучением и развитием предпринимателей, помогая им адаптироваться к новой реальности.
«Они боятся, что их будут под лупой рассматривать. Они не осмеливаются идти с классического базара и диверсифицировать свой бизнес и в e-commerce».
Для успешного перехода в цифровую торговлю предпринимателям необходимо глубже изучать продукты и подходы, с которыми они работают, и учиться новым инструментам ведения бизнеса. Это требует времени и усилий, но, по мнению Хаметова, именно в этом кроется будущее развития рынка.
Что ждет e-commerce в Узбекистане?
По мнению Хаметова, рынок электронной коммерции в Узбекистане имеет огромный потенциал, но для его реализации необходимы равные условия и поддержка со стороны государства. В ближайшие годы будет важно создать баланс между регуляциями и поддержкой роста бизнеса, чтобы дать возможность электронной торговле встать на ноги и развиваться в гармонии с классическим ритейлом.
Инвестиции и развитие Uzum Market
В начале февряля 2024 года на вопрос о финансовых вложениях в развитие маркетплейса Хаметов в подкасте Ucast отметил, что компания уже вложила более $100 млн за полтора-два года, включая расходы на IT-разработки, создание инфраструктуры, маркетинг и найм сотрудников, половину из которых инвестировал глобальный фонд FinSight Ventures. К участию присоединились индийская Xanara Investment Management и ряд топ-менеджеров холдинга.
Инвесторы получили менее 5% акций. В планах компании на 2024 год привлечь еще $200 млн с участием фондов из Ближнего Востока, Великобритании и США. Он подчеркнул, что это серьезные инвестиции, направленные на быстрое развитие проекта, чтобы расширить экосистему Uzum и выйти на международный рынок.
«Мы за полтора-два года вместе с инфраструктурными вложениями, IT-разработками, наймом команды, закупкой всего остального, с маркетингом потратили более $100 млн. Это большие деньги», — отметил Хаметов.
Kazan Express и Uzum Market
Корреспондент «Daryo.uz» спросила Ильшата Хаметова о том, как запуск Kazan Express в Татарстане повлиял на создание Uzum Market в Узбекистане. Хаметов ответил, что технологии и модели, применяемые в Kazan Express, послужили основой для Uzum Market, включая модель доставки на следующий день (Next Day Delivery). Опыт работы в Kazan Express, где Хаметов занимал позицию заместителя генерального директора, позволил ему применить накопленные знания и построить аналогичный процесс в Узбекистане.
«В Казань Экспресс я проработал два с половиной года, и благодаря этому опыту мы смогли внедрить успешную модель доставки и управления в Uzum Market», — пояснил он.
Приложение Uzum Market
Когда мы поинтересовались, был ли использован тот же код для создания приложения Uzum Market, что и в Kazan Express, Хаметов признался, что не может дать точного ответа, так как не является инженером. Однако «с юридической точки зрения Uzum Market полностью локализован в Узбекистане и не имеет связей с российским рынком».
Будущее оффлайн и онлайн-торговли в Узбекистане
Есть мнение, что в ближайшие годы покупки в офлайн-магазинах могут стать прерогативой обеспеченных людей, в то время как большинство покупателей будут все больше склоняться к онлайн-шопингу на маркетплейсах. Этот тренд связан с ростом популярности маркетплейсов и тем, что офлайн-ритейл становится дорогим и недоступным для массового потребителя. В июле 2024 года футуролог Дмитрий Леденевский сделал прогноз «Покупки офлайн станут прерогативой богатых», где он утверждает, что офлайн-торговля будет сосредоточена на товарах премиум-класса, таких как дорогая одежда, автомобили и ювелирные изделия, а массовый сегмент уйдет в онлайн. Онлайн-платформы, такие как маркетплейсы, становятся доступным каналом для покупок, особенно для тех, кто ищет доступные предложения и скидки.
На вопрос о том, станет ли оффлайн-торговля привилегией более обеспеченных слоев населения на фоне роста электронной коммерции, Хаметов выразил уверенность в том, что классический ритейл сохранит свою актуальность. Он отметил, что для многих узбекистанцев посещение базара — это не просто покупка, но и способ провести время с семьей, пообщаться с продавцами и узнать новости, которые невозможно найти в СМИ.
«Для многих субботняя прогулка по базару — это не только возможность приобрести продукты, но и культурное событие, возможность провести время с семьей и узнать новости от местных продавцов», — добавил он.
Эта тенденция также поддерживается психологами, которые отмечают, что онлайн-шопинг часто носит компульсивный характер, а его механика способствует быстрой и легкой покупке, что привлекает менее обеспеченных клиентов
Разделение рынка Узбекистана: Оффлайн и онлайн
Хаметов считает, что будущее не заключается исключительно в онлайн- или оффлайн-торговле. Он подчеркнул, что обе формы ритейла будут сосуществовать, дополняя друг друга. Онлайн-торговля будет популярной для определенных категорий товаров, тогда как базары и оффлайн-магазины сохранят свою актуальность для покупки продуктов питания и некоторых традиционных товаров.
«Я не думаю, что будущее — это полная замена оффлайн-торговли. Клиенты продолжат делать покупки как онлайн, так и оффлайн, выбирая тот формат, который им удобнее для конкретных категорий товаров», — подчеркнул Хаметов.
Путь Uzum Market к оценке в $1,1 миллиарда
28 марта 2024 года в Узбекистане появился первый технологический «единорог» — IT-холдинг Uzum, оцененный в $1,1 млрд после успешного раунда инвестиций. За его развитием стоит казанская команда разработчиков, которая внедрила свой опыт и технологии в Узбекистане.
В 2022 году в Ташкенте начала работу команда из 15 человек, состоящая из специалистов KazanExpress. Они стали ядром разработки Uzum Market, используя бессрочную лицензию, предоставленную KazanExpress. Интерфейс и функционал Uzum Market практически идентичны оригинальной платформе, но адаптированы под местные условия, включая язык и логистические процессы.
«В 2022 году в Ташкенте казанская команда из примерно 15 человек стала ядром разработки Uzum Market. Лицензия на платформу была предоставлена KazanExpress, и команда адаптировала систему под узбекский рынок, привлечь локальных специалистов и выходцев из Ozon и “Яндекса„», — рассказывает один из источников.
Запуск и адаптация платформы
К июню 2022 года появилась информация о запуске аналогичного маркетплейса в Узбекистане, основанного на модели KazanExpress с доставкой на следующий день. В процессе разработки название платформы несколько раз менялось, но в итоге было выбрано «Uzum», что в переводе с узбекского означает «виноград». Приложение быстро стало одним из самых скачиваемых в стране.
Сегодня Uzum стремится превратиться в экосистему, похожую на WeChat, объединяя e-commerce, финтех и банковские сервисы. В экосистему входят маркетплейс, экспресс-доставка, банковские услуги, BNPL-сервис и платформа для покупки автомобилей. По данным компании, более 10 млн жителей Узбекистана ежемесячно пользуются сервисами Uzum. Доля Uzum Market на рынке электронной коммерции страны в начале 2024 года составляла более 70%.
История и развитие: от Казани до Ташкента
История создания Uzum началась в 2021 году, когда узбекские бизнесмены обратились к KazanExpress с просьбой показать складские технологии и процессы. Линар Хуснуллин, сооснователь KazanExpress, отправил специалистов в Ташкент для обмена опытом. Вскоре после этого казанская команда стала участвовать в запуске проекта. Ильшат Хаметов, ранее занимавший должность заместителя генерального директора KazanExpress, переехал в Ташкент и возглавил Uzum Market.
«Казанские специалисты помогли наладить логистику, построить склад и обучить локальную команду. Тогда было решено привлечь опытную казанскую команду для поддержки проекта», — вспоминает Хаметов.
Сравнение с KazanExpress и адаптация
Посетив сайт Uzum Market, можно заметить, что интерфейс и функционал практически идентичны KazanExpress, который теперь работает под брендом «Магнит Маркет» в России. Различие заключается лишь в фирменных цветах и адаптации под узбекский рынок. Даже рекламные баннеры и корпоративный слоган остаются прежними.
Почему и зачем «Магнит» выкупил KazanExpress?
9 ноября 2023 года российский ритейлер «Магнит» официально завершил приобретение татарстанского маркетплейса KazanExpress. Изменения в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) были зарегистрированы 7 ноября. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», теперь 99,9% уставного капитала KazanExpress принадлежит АО «Тандер», дочерней компании «Магнита». Оставшиеся 0,1% перешли к ООО «Сельта», также дочке «Тандера».
В 2022 году выручка основного владельца KazanExpress — АО «Тандер» — составила почти 2,1 трлн рублей (примерно $21,56 млрд), а прибыль — 39,2 млрд рублей ($402,51 млн). В свою очередь, ООО «Сельта» заработала 43,1 млрд рублей и получила прибыль в размере 189,9 млн.
Подробности сделки и одобрение ФАС
«Магнит» сообщил, что сделка была одобрена Федеральной антимонопольной службой России, что позволило ритейлеру получить права на всю инфраструктуру KazanExpress. В число приобретений вошли технологическая платформа, сеть пунктов выдачи заказов, складские площади и автопарк.
«KazanExpress продолжит работу в составе «Магнита» как отдельное бизнес-подразделение под руководством текущего менеджмента. В ближайшие месяцы приложение, сайт, пункты выдачи заказов, склады и автопарк KazanExpress пройдут ребрендинг и получат новый бренд — «Магнит Маркет». В дальнейшем приложение KazanExpress будет интегрировано в OMNI приложение «Магнита», — говорилось в официальном сообщении компании.
Финансовые показатели KazanExpress
По итогам 2022 года маркетплейс KazanExpress выручил 2,8 млрд рублей ($28,75 млн), но также зафиксировал убыток в размере 1,6 млрд рублей. При этом чистые активы компании составили 1,5 мдрд рублей ($15,4 млн).
Сумма сделки и планы «Магнита»
Сделка по покупке KazanExpress была закрыта 19 октября. Несмотря на то что сумма покупки не раскрывается, эксперты оценивают её на уровне 10 млрд рублей. Ритейлер планирует профинансировать покупку за счет собственных средств.
Реакция продавцов KazanExpress на изменения
Не все продавцы KazanExpress восприняли новость о продаже позитивно. Некоторые выразили недовольство из-за задержек с выплатами, а часть продавцов сомневается в перспективности сделки. По их мнению, это не поможет татарстанским продавцам расширить бизнес на рынки Москвы и Санкт-Петербурга, несмотря на обещания сооснователя KazanExpress Линара Хуснуллина.
Комментарии (0)