В последние годы Азербайджан все больше внимания уделяет укреплению связей со странами Центральной Азии, движимый общими историческими, культурными и экономическими интересами. Поскольку эти страны ориентируются в быстро меняющемся глобальном ландшафте, возникают новые форматы сотрудничества, которые обещают углубить отношения, повысить региональную стабильность и способствовать экономическому росту.
Одним из наиболее значимых событий в сотрудничестве Азербайджана со странами Центральной Азии является формирование трехсторонних и многосторонних рамок сотрудничества. Они выходят за рамки двусторонних отношений и охватывают более широкое региональное сотрудничество с участием нескольких стран. Ярким примером является предстоящий Азербайджано-Турецко-Туркменский бизнес-форум , который прошел в Стамбуле 10 сентября 2024 года. Целью этого форума является изучение рыночных и инвестиционных возможностей, поддержка интеграции брендов на международной арене и развитие коммерческих отношений между тремя странами. Такие форумы имеют решающее значение для содействия диалогу между лидерами бизнеса, государственными служащими и предпринимателями, закладывая основу для более всестороннего экономического сотрудничества.
Азербайджан принял участие в двух консультативных встречах лидеров стран Центральной Азии и служит важнейшим звеном в реализации таких значимых проектов, как Средний коридор и Зеленый коридор. Одним из потенциальных недостатков этого формата сотрудничества является риск развития отношений в одностороннем порядке, обусловленный спросом Европейского союза на энергоресурсы и редкоземельные металлы из стран Центральной Азии. Однако текущие тенденции свидетельствуют о том, что страны Центральной Азии теперь могут быть готовы увеличить свою значимость для Азербайджана и других стран Южного Кавказа и Турции, особенно в контексте расширенного сотрудничества с южноазиатскими странами.
15 августа состоялась министерская встреча в формате «Азербайджан-Узбекистан-Афганистан». Стороны провели трехсторонние переговоры по вопросам развития торговли, транспорта и логистики, освоения месторождений полезных ископаемых. Можно ожидать, что этот формат будет существовать и в дальнейшем, так как стороны обсудили различные направления сотрудничества.
На данном этапе, помимо этого формата, существует несколько других рамок сотрудничества с участием стран Центральной Азии и Южного Кавказа:
- Турция-Азербайджан-Туркменистан: основное внимание уделяется развитию энергетического и экономического сотрудничества, но, кроме того, в рамках этого формата обсуждаются и другие темы.
- Азербайджан-Иран-Туркменистан: участвовали в расширении экспорта газа из Туркменистана в Азербайджан в рамках соглашения SWAP.
- Грузия-Азербайджан-Казахстан: страны создали совместное предприятие для продвижения Среднего коридора.
- Грузия-Азербайджан-Казахстан-Узбекистан: Эти страны подписали меморандум о создании перестраховочного пула.
- Азербайджан-Казахстан-Узбекистан: эти страны подписали меморандум об интеграции избирательных систем.
Актуальность рамок многостороннего сотрудничества
Многосторонние форматы сотрудничества, такие как те, которые Азербайджан развивает со странами Центральной Азии, играют решающую роль в укреплении региональной интеграции и безопасности. В контексте глобальной политики и экономики эти форматы позволяют странам более эффективно реагировать на вызовы, которые не могут быть решены на двустороннем уровне. Многосторонние форматы предоставляют платформу для обмена опытом, координации усилий и коллективного решения проблем. Теоретически многосторонние форматы можно рассматривать как инструменты для продвижения регионального комплекса безопасности, где страны сотрудничают для предотвращения конфликтов, координации деятельности в области энергетической безопасности и разработки общих экономических стратегий.
Такой подход способствует укреплению доверия между странами, что особенно важно в регионах с исторической или геополитической напряженностью. Кроме того, многосторонние форматы обеспечивают более эффективное использование ресурсов, будь то природные ресурсы, инфраструктура или человеческий капитал. Совместные проекты и инициативы позволяют странам достигать синергии, когда общий эффект больше суммы индивидуальных вкладов. Это особенно важно в условиях глобализации, когда национальные экономики становятся все более взаимозависимыми.
Однако, несмотря на эти потенциальные выгоды, существует скептицизм относительно эффективности таких многосторонних форматов. Критики утверждают, что эти структуры могут быть сложными для эффективного управления из-за различных политических и экономических интересов стран-участниц. Также возникают опасения относительно возможности экономической асимметрии власти внутри группы, где более сильные государства могут доминировать, потенциально отодвигая на второй план потребности и приоритеты более мелких стран. Более того, существует риск того, что эти форматы сотрудничества могут стать чрезмерно зависимыми от внешних факторов, таких как требования Европейского союза или Китая, что подорвет их долгосрочную устойчивость и автономию.
Более того, историческая напряженность и нерешенные споры между некоторыми странами Центральной Азии могут представлять собой существенные проблемы для достижения глубокого и долгосрочного сотрудничества. Эти глубинные проблемы могут помешать развитию доверия и помешать полной реализации выгод, которые призвано принести многостороннее сотрудничество. Кроме того, опора на амбициозные инфраструктурные проекты, такие как Средний коридор, может столкнуться с практическими препятствиями, связанными с финансированием, политической волей и региональной стабильностью.
Перспективы развития многосторонних рамок сотрудничества
Одним из перспективных аспектов будущего многостороннего сотрудничества является углубление связей между Азербайджаном, Узбекистаном и Афганистаном, примером чего является их недавняя трехсторонняя встреча 15 августа 2024 года, организованная Министерством промышленности и торговли Афганистана. Эта встреча подчеркнула потенциал для укрепления торгово-экономических и транспортно-логистических связей между этими странами. Будущее сотрудничество в таких секторах, как добыча углеводородов и полезных ископаемых, при этом Узбекистан проявляет значительный интерес к ресурсам Афганистана, предполагает вероятное укрепление экономической интеграции. Это трехстороннее сотрудничество является частью более широкого видения включения Афганистана в центральноазиатские торговые сети, что может иметь решающее значение для долгосрочного экономического развития региона.
Стратегический акцент на развитии инфраструктуры, особенно в сфере транспорта и логистики, вероятно, продолжит формировать региональное сотрудничество. Предлагаемая железная дорога Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар выделяется как будущий проект со значительным потенциалом. Эта железная дорога могла бы соединить Узбекистан и Афганистан с Пакистаном, предоставив Узбекистану важный доступ к морским судоходным путям. Успешная реализация таких инфраструктурных проектов могла бы значительно расширить торговые возможности региона и экономическую интеграцию.
Энергетическое сотрудничество: будущий краеугольный камень региональных отношений
Ожидается, что энергетическое сотрудничество останется основополагающим элементом отношений Азербайджана со странами Центральной Азии, особенно с Казахстаном и Туркменистаном. Каспийское море с его богатыми углеводородными ресурсами по-прежнему будет оставаться фокусом будущего сотрудничества. Продолжающиеся события вокруг месторождения «Достлук», Туркменистан и Азербайджан подписали соглашение о совместной разработке долго спорного каспийского газа, что может указывать на будущее, в котором эти страны будут играть ключевую роль в обеспечении поставок энергоносителей для Турции и Европы. По мере углубления этого сотрудничества Азербайджан и Туркменистан могут еще больше укрепить свои позиции в качестве ключевых игроков на региональном энергетическом рынке.
Кроме того, Казахстан, Азербайджан и Узбекистан добились значительных успехов в интеграции своих энергетических систем посредством меморандума о сотрудничестве, подписанного 1 мая 2024 года в ходе Ташкентского международного инвестиционного форума. Это соглашение направлено на расширение торговли и сотрудничества в сфере энергетики между тремя странами, уделяя особое внимание развитию возобновляемых источников энергии и экспорту зеленой энергии на европейские рынки.
В меморандуме изложены планы по соединению энергетических систем трех стран, что будет способствовать эффективной торговле энергией. Критически важным компонентом этой интеграции является строительство высоковольтных кабелей, включая подводный кабель под Каспийским морем, для соединения их энергетических сетей.
Заглядывая вперед, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан, вероятно, будут изучать более продвинутые проекты энергетической инфраструктуры для оптимизации потока энергии на европейские рынки. Расширение энергетических сетей и разработка новых транзитных маршрутов, которые обходят традиционные узкие места, может повысить безопасность и надежность поставок энергии, обеспечивая долгосрочную региональную энергетическую стабильность.
Расширение торговли и экономической интеграции
Перспективы будущей экономической интеграции в рамках трехстороннего сотрудничества многообещающие. В июне 2023 года Туркменистан ратифицировал важное соглашение с Азербайджаном и Турцией, в котором особое внимание уделяется торговле и экономическому сотрудничеству. Это соглашение призвано укрепить торговые связи и содействовать взаимным инвестициям в различных секторах, включая товары и услуги, энергетику, сельское хозяйство и логистику. Эта структура создает прецедент для будущего сотрудничества в рамках новой многосторонней структуры Азербайджан-Казахстан-Туркменистан. По мере расширения этих соглашений, фокусирующихся на таких секторах, как товары и услуги, сельское хозяйство и логистика, они, вероятно, создадут более благоприятную среду для взаимных инвестиций.
Инвестиционные возможности в сельском хозяйстве, транспорте и туризме готовы к росту, поскольку Азербайджан продолжает искать взаимодействия со странами Центральной Азии, включая потенциальные инвестиции в Афганистан. Ожидается, что фундамент, заложенный на первом заседании Совместной рабочей группы по экономическому сотрудничеству между Азербайджаном и Афганистаном в 2019 году, приведет к росту торговой и инвестиционной деятельности, что свидетельствует о постоянной приверженности Азербайджана углублению своего экономического влияния в регионе.
Транспорт и логистика: видение возрождения Шелкового пути
Возрождение маршрутов Шелкового пути, вероятно, останется центральной темой будущего сотрудничества Азербайджана со странами Центральной Азии. Проекты по связям, такие как железная дорога Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар, будут играть важную роль в увеличении торговых потоков и обеспечении жизненно важного морского доступа к странам, не имеющим выхода к морю, таким как Узбекистан. Стратегическое положение Азербайджана на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ), или Среднем коридоре, позиционирует его как ключевого игрока в продолжающихся усилиях по соединению Европы и Азии.
Эти проекты по связям касаются не только упрощения торговли; они представляют собой более широкое видение региональной интеграции. Улучшение логистических сетей между Азербайджаном и государствами Центральной Азии будет иметь решающее значение для использования географических преимуществ для стимулирования экономического роста, а продолжающиеся обсуждения, вероятно, приведут к конкретным разработкам в железнодорожной и автодорожной инфраструктуре.
Стратегические пути к региональному сближению
В заключение, развивающиеся трехсторонние и многосторонние рамки сотрудничества между Азербайджаном и странами Центральной Азии представляют собой стратегический подход к региональной интеграции и экономическому росту. Эти инициативы, движимые общими интересами в энергетике, торговле, транспорте и логистике, имеют потенциал для значительного повышения региональной стабильности и процветания. По мере того, как эти партнерства продолжают развиваться, они, вероятно, создадут новые возможности для сотрудничества, гарантируя, что вовлеченные страны смогут коллективно ориентироваться в сложностях быстро меняющегося глобального ландшафта и обеспечивать более взаимосвязанное и процветающее будущее. Однако успех этих рамок будет зависеть от решения неотъемлемых проблем и потенциальных недостатков, таких как управление различными интересами, избежание зависимости от внешних сил и преодоление исторической напряженности, для достижения действительно устойчивого и справедливого регионального сотрудничества.
Комментарии (0)