Центральный банк Узбекистана представил обзор и статистику по платежному балансу, международной инвестиционной позиции и внешнему долгу за январь-сентябрь 2024 года.
Сокращение дефицита текущего счета Узбекистана
В январе-сентябре 2024 года дефицит текущего счета сократился на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, составив $3,4 млрд (4,3% от ВВП).
На это повлияли:
- увеличение объемов международных денежных переводов в страну,
- замедление роста отрицательного сальдо торгового баланса.
Торговый баланс: рост экспорта и замедление импорта в Узбекистане
- Объем экспорта вырос на 4%, достигнув $19,1 млрд благодаря изменениям цен на сырье и увеличению услуг для нерезидентов.
- Импорт вырос на 5,5%, что медленнее, чем в предыдущие годы, составив $31,4 млрд.
- Отрицательное сальдо торгового баланса увеличилось на 8%, достигнув $12,4 млрд.
Положительное сальдо первичных и вторичных доходов Узбекистана
- Баланс первичных доходов составил $973 млн.
- Баланс вторичных доходов достиг $8 млрд, частично компенсируя дефицит торгового баланса.
Международные резервы Узбекистана
- Международные резервные активы сократились на $678 млн, но благодаря росту цены на золото их общий баланс увеличился на $6,6 млрд, достигнув $41,1 млрд на 1 октября 2024 года.
Международная инвестиционная позиция Узбекистана
- Чистая международная инвестиционная позиция укрепилась на 29%, составив $16,3 млрд на 1 октября 2024 года.
- Валютные активы резидентов выросли на $10,8 млрд (+13%), а внешние обязательства увеличились на $7,1 млрд (+10%).
Внешний долг Узбекистана
Общий внешний долг страны на конец отчетного периода составил $60,2 млрд:
- Государственный внешний долг — $32,5 млрд.
- Корпоративный внешний долг — $27,7 млрд.
Прогнозы по государственному долгу Узбекистана
На 1 июля 2024 года государственный долг Узбекистана достиг $37 млрд (33,2% ВВП), из которых:
- Государственный внешний долг — $30,9 млрд (27,7% ВВП).
- Государственный внутренний долг — $6,1 млрд (5,5% ВВП).
Распределение государственного долга Узбекистана
Средства государственного долга направлены на следующие отрасли:
- $13 млрд — поддержка государственного бюджета.
- $5,7 млрд — энергетические проекты.
- $2,8 млрд — проекты сельского хозяйства и водоснабжения.
- $2,7 млрд — транспортные проекты.
- $2,7 млрд — проекты ЖКХ.
- $2,3 млрд — здравоохранение, образование, ИКТ.
- $1,7 млрд — другие отрасли.
Оценка рисков государственного долга Узбекистана и прогнозы
Международный валютный фонд оценивает риски, связанные с государственным и внешним долгом Узбекистана, на низком уровне.
Текущая динамика государственного долга (более 30% ВВП) сохраняется последние пять лет. Прогнозы таковы:
- По итогам 2024 года госдолг достигнет 35,5% ВВП.
- В 2025–2027 годах этот показатель составит 36,7–37%.
Законом о бюджете предусмотрено, что максимальный размер госдолга не может превышать 60% годового прогноза ВВП.
Финансовые итоги полугодия в Узбекистане
Министр экономики и финансов Джамшид Кучкаров сообщил, что:
- За январь-июнь 2024 года были подписаны соглашения по внешнему долгу на $2,8 млрд под государственную гарантию.
- Выпущены суверенные международные облигации на $1,5 млрд для поддержки бюджета и рефинансирования долгов.
Ранее бюджет, опубликованный в ноябре 2023 года, предусматривал, что соотношение госдолга к ВВП составит:
- 37% в 2024 году,
- 37,4% в 2025 году,
- 37,9% в 2026 году.
Комментарии (0)