В рамках переподготовленного Международным Валютным Фондом июльского отчета для Узбекистана, корреспондент Daryo, Полина Сабирова, провела интервью с постоянным представителем МВФ в РУз — Коба Гвенетадзе, чтобы выяснить, чего ожидать в сфере влияния мер по экономическим реформам Узбекистана, которые на данный момент направлены на снижение инфляции, и по управлению внешним долгом страны, составившеим 61,3% ВВП (53 млрд долларов) в 2023 году.
Управление внешним долгом
1. В отчете упоминается, что начиная со следующего года внешний долг будет снижаться в отношении к ВВП. Можете ли вы подробнее рассказать о конкретных мерах, которые планирует внедрить правительство Узбекистана для обеспечения этого снижения внешнего долга? Кроме того, как МВФ оценивает риски, связанные с текущими высокими уровнями внешнего долга?
— За последние семь лет Узбекистан провел масштабные структурные реформы, направленные на либерализацию экономики и стимулирование экономического роста, на которые также потребовались иностранные заимствования для финансирования необходимых инвестиций. Несмотря на то, что в долларовом выражении внешний долг увеличился, он остается в целом стабильным в процентном отношении к ВВП с 2020 года, поскольку номинальный ВВП рос быстрыми темпами. К концу 2023 года совокупный внешний долг Узбекистана составил 61,3 процента ВВП (53 млрд долларов США), из которых 34,3 процента ВВП составил внешний государственный и гарантированный государством долг (29,6 млрд долларов США). По прогнозам, общий объем внешнего долга будет снижаться относительно ВВП начиная с этого года и в среднесрочной перспективе, чему будут способствовать бюджетная консолидация и снижение дефицита счета текущих операций (см. подробнее о последних двух фактах в ответах на вопросы 4 и 5 ниже).
Правительство устанавливает лимиты на годовой дефицит бюджета и на новые внешние и внутренние заимствования для устранения рисков, связанных с долгом. Оно приняло закон о долге, который ограничивает величину государственного или гарантированного государством долга 60 процентами ВВП и требует принятия корректирующих мер при уровне 50 процентов. Мы рекомендуем правительству продолжать осуществлять осмотрительное регулирование внешних и внутренних заимствований, а также бюджетных рисков государственных предприятий и предприятий государственно-частного партнерства.
Мы также рекомендуем доработать и опубликовать среднесрочную стратегию в отношении долга.
Анализ устойчивости долговой ситуации (ДСА), проведенный в нашем недавно опубликованном докладе персонала, показывает, что Узбекистан подвержен низкому риску возникновения критической ситуации, связанной с внешним и государственным долгом. В анализе выделяется несколько смягчающих факторов, в том числе значительные валютные резервы, осмотрительная государственная политика и низкий риск рефинансирования долга, поскольку государственные и гарантированные государством внешние заимствования в основном представляют собой многосторонние и двусторонние заимствования с длительными сроками погашения и относительно низкими процентными ставками. В ДСА предполагается, что даже при различных стрессовых сценариях показатели долга будут оставаться ниже критических пороговых значений, при этом наиболее значительные риски потенциально могут возникнуть в связи с реализацией условных обязательств или снижением экспорта.
Контроль инфляции и меры политики:
2. Согласно отчету, инфляция временно возрастет до 11,5% к концу 2024 года из-за повышения регулируемых цен на энергию. Можете ли вы предоставить более подробную информацию о предполагаемом графике стабилизации инфляции и какие дополнительные меры денежно-кредитной политики МВФ рекомендует Узбекистану для достижения целевого уровня инфляции Центрального банка к 2027 году?
— Мы прогнозируем, что инфляция временно повысится до 11,5 процента в годовом исчислении к концу 2024 года и составит 8,7 процента на конец 2025 года после одобряемого повышения регулируемых цен на электроэнергию в этом году и запланированного повышения в следующем году. При сохранении высокой реальной основной ставки денежно-кредитной политики и продолжении жесткой налогово-бюджетной и макропруденциальной политики, а также продвижении в проведении вспомогательных структурных реформ мы ожидаем, что инфляция постепенно снизится до целевого показателя центрального банка в 5 процентов к концу 2027 года. Размеренный темп связан с учетом влияния необходимого повышения тарифов на электроэнергию и инерции инфляции.
Центральному банку Узбекистана удалось снизить инфляцию и следует продолжать концентрироваться на ее дальнейшем снижении до целевого уровня. Ему следует продолжать отслеживать изменения, опираться на данные и быть готовым повысить основную ставку, если реформа тарифов на электроэнергию приведет к расширению ценового давления и повышению инфляционных ожиданий. Не менее важную роль играет постоянное предоставление центральным банком информации о решениях по денежно-кредитной политике, которые помогут закрепить инфляционные ожидания. Кроме того, в рамках своих всеобъемлющих реформ центральному банку следует продолжать работу по дальнейшему усилению передачи воздействия денежно-кредитной политики.
Влияние структурных реформ
3. Продолжающиеся структурные реформы в Узбекистане, особенно в области ценообразования на энергию и приватизации, выделены как значительные факторы позитивного экономического прогноза. Можете ли вы обсудить потенциальные риски, которые эти реформы могут вызвать в краткосрочной перспективе, и как МВФ советует правительству Узбекистана смягчить эти риски, сохраняя при этом импульс реформ?
— Узбекистан добился существенного прогресса в осуществлении структурных реформ. В частности, произошла либерализация значительной части экономики, и распределение ресурсов в большей степени определяется рыночными силами. Правительство ускорило переговоры о вступлении в ВТО, провело приватизацию ряда средних предприятий и крупного государственного банка, а также намерено в ближайшей перспективе приватизировать два крупных государственных банка и дополнительные государственные предприятия. Совсем недавно правительство провело реформу энергетических тарифов, в том числе путем повышения регулируемых цен на электроэнергию с целью достижения полного возмещения издержек в 2026 году. Это будет стимулировать более эффективное использование энергии, привлечет дополнительные инвестиции в сектор и сделает энергоснабжение более надежным при одновременном укреплении государственных финансов.
Тем не менее эти реформы могут быть сопряжены с потенциальными издержками и рисками в краткосрочной перспективе. Например, постепенная отмена энергетических субсидий может нанести ущерб потребителям с низкими доходами и более низкой платежеспособностью, если она не будут сопровождаться адресной поддержкой. Реформы также становятся все более комплексными, а следовательно, более сложными, и чтобы они принесли плоды, требуется тщательная подготовка, их правильная последовательность и время, что также верно и в случае приватизации.
Для того чтобы сохранить импульс реформ, официальным органам следует сосредоточиться на наиболее приоритетных реформах, которые важны для создания динамичной экономики, привлечения инвестиций, повышения производительности и поддержки устойчивого роста. Это включает в себя либерализацию цен, реформу государственных предприятий и приватизацию, придание банковской системе коммерческой направленности, а также улучшение государственного управления и делового климата. В то же время при реализации таких реформ им следует опираться на международный опыт и передовую практику. Для того чтобы оградить уязвимые слои населения от временных краткосрочных издержек, официальные органы реформируют программы социальной защиты, с тем чтобы они оказывали более эффективную поддержку нуждающимся. Хорошим примером тому является социальная норма потребления и компенсация дополнительных расходов на электроэнергию в зимний период, которую официальные органы Узбекистана предоставляют параллельно с повышением энергетических тарифов.
Также важное значение имеет эффективная коммуникация с общественностью. Правительству следует прозрачно разъяснять долгосрочные преимущества реформы, чтобы регулировать общественные ожидания и помогать поддерживать доверие и терпение населения на протяжении всего процесса реформ.
Фискальная политика и государственный долг
4. В отчете описан амбициозный путь фискальной консолидации для сокращения дефицита и поддержания устойчивых государственных финансов. Как МВФ оценивает осуществимость этих целей в текущих экономических условиях и на какие ключевые области повышения эффективности расходов должно обратить внимание правительство Узбекистана для достижения этих фискальных целей?
— Официальные органы предпринимают надлежащие усилия для сокращения дефицита бюджета до 4 процентов ВВП в 2024 году и 3 процентов ВВП в среднесрочной перспективе, что позволит восстановить бюджетные резервы, поддержать денежно-кредитную политику в сдерживании инфляции и облегчить внешнеэкономическую корректировку. Планируемая консолидация в размере 1,0–1,5 процента ВВП в год в течение 2 лет является амбициозной, но достижимой целью. Ее структура в целом благоприятна для экономического роста и основана на сокращении нецелевых энергетических субсидий при одновременной защите уязвимых слоев населения (в том числе путем компенсации им повышенных расходов на отопление в зимний период), улучшении адресности расходов на социальные нужды и системы социальной защиты, а также ограничении директивного кредитования.
Тем не менее существуют возможности для расширения налоговой базы и модернизации налоговой системы в целях создания возможностей для удовлетворения приоритетных социальных потребностей и потребностей в области развития, а также для поддержки запланированной бюджетной корректировки. Что касается расходной части, то правительству следует повышать эффективность расходов на здравоохранение и образование при одновременном улучшении качества услуг, продвигать пенсионную реформу, рационализировать уровень занятости в государственном секторе, снижать стоимость товаров и услуг за счет улучшения закупок, постепенно сворачивать поддержку государственных предприятий и укреплять управление государственными финансами, включая реформирование процесса управления государственными инвестициями.
Дефицит текущего счета и международные резервы
5. Хотя дефицит текущего счета, как ожидается, будет постепенно сокращаться, он остается относительно высоким. Какие стратегии МВФ рекомендует Узбекистану для устойчивого сокращения дефицита текущего счета? Насколько критично поддержание высоких международных резервов для экономической стабильности Узбекистана и какие потенциальные вызовы могут возникнуть при достижении этой цели?
— Дефицит счета текущих операций увеличился с 3,5 процента ВВП в 2022 году до 8,6 процента ВВП в 2023 году, что отражает возвращение денежных переводов с высоких уровней к тренду, существовавшему до 2022 года, незапланированную бюджетную экспансию, ускорение инвестиций, временное увеличение импорта некоторых товаров (самолетов, автобусов и автомобилей, а также бензина), повышение чистых процентных платежей по внешнему долгу, а также репатриацию доходов иностранных компаний, частично компенсированную значительным увеличением экспорта золота.
Ожидается, что дефицит счета текущих операций постепенно снизится до 7,6 процента ВВП в 2024 году и 7,1 процента в 2025 году, после чего достигнет примерно 5 процентов ВВП в среднесрочной перспективе. Такой дефицит будет соответствовать дефициту счета текущих операций в других странах с переходной экономикой на пути к рыночной экономике. Сокращение дефицита счета текущих операций будет достигнуто как за счет спроса, так и за счет предложения. Что касается спроса, то высокая реальная основная ставка, запланированная бюджетная консолидация, жесткая макропруденциальная политика и отмена временного увеличения импорта приведут к сокращению импорта. Что касается предложения, то продолжение структурных реформ, в том числе направленных на улучшение делового климата, снижение торговых барьеров и укрепление государственного управления, а также высокий уровень инвестиций увеличат производственные мощности и помогут поддержать устойчивый рост экспорта.
Наличие достаточных международных резервов помогает сохранять экономическую и финансовую стабильность. Резервы Узбекистана являются достаточными по всем показателям достаточности резервов. На конец 2023 года они покрывали почти 9-месячный объем импорта и, по прогнозам, будут постепенно снижаться, но останутся достаточными на уровне примерно 5 месяцев импорта к 2029 году. Повышение гибкости обменного курса также способствовало бы смягчению шоков, облегчению внешнеэкономической корректировки и, таким образом, защите международных резервов.
Комментарии (0)