В своей статье, опубликованной на Geopoliticalmonitor.com, авторы Алоуддин Камилов, Отабек Акромов и Миршохид Асланов анализируют последствия недавнего нападения Украины на Курскую область России и его влияние на роль Москвы в Центральной Азии.
То, как данное событие отразилось на геополитической обстановке в регионе и поставило под сомнение долгосрочную устойчивость и авторитет России как ведущей силы в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), подчеркивается тем, что стратегическая изоляция Москвы, проявившаяся в отсутствии поддержки со стороны союзников, может привести к существенным изменениям в расстановке сил в Центральной Азии и создать новые возможности для региональной интеграции без участия России.
Нападение России
Мир был шокирован смелым и неожиданным нападением Украины на Курскую область России 6 августа. Этот внезапный удар маленькой страны по ядерной державе разрушил образ величия и непобедимости, который президент России Владимир Путин так старательно выстраивал. Хотя западные наблюдатели в основном сосредоточены на тактических успехах украинских сил, это нападение также выявило более глубокие стратегические уязвимости России как предполагаемой великой державы.
Особенно примечательно, что даже ближайшие союзники России по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан — не оказали ей ни военной, ни политической поддержки, оставив Москву в изоляции в этом конфликте.
Роль ОДКБ и ее уязвимости
ОДКБ была создана в 2002 году с целью противостояния внешней агрессии и координации внешнеполитических позиций своих членов. Аналогично статье пятой Североатлантического договора, члены ОДКБ связаны обязательствами коллективной обороны.
«Однако полное бездействие российских союзников по ОДКБ в ответ на недавнее вторжение на Курск можно рассматривать как окончательный и решительный удар по авторитету возглавляемого Москвой военно-политического альянса, сводя его к простому «бумажному тигру», — анализируется в статье Камилова, Акромова и Асланова.
Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко критиковал альянс за игнорирование просьбы Кыргызстана о помощи во время этнических столкновений в 2010 году, спрашивая:
«Что это за организация, если в одном из наших государств-членов льется кровь… а этот орган молчит?»
Это не первый случай, когда бессилие ОДКБ становится очевидным.
Более того, выход Узбекистана из ОДКБ дважды — сначала в 1999 году, а затем снова в 2012 году — обнажил расколы внутри альянса. Совсем недавно Армения приостановила свое участие в блоке после того, как ОДКБ не выполнила свои обязательства, когда Азербайджан восстановил контроль над своим сепаратистским регионом Нагорный Карабах в сентябре 2022 года.
Эти события подчеркнули хрупкость структуры ОДКБ и усилили разочарование в ее эффективности.
Фото: Geopolitical Monitor
Отсутствие солидарности и разногласия внутри ОДКБ
Неспособность ОДКБ обеспечить коллективную оборону усугубляется отсутствием солидарности среди ее членов. Недавние сообщения POLITICO показывают, что Беларусь предоставляла Азербайджану военную помощь и современное оружие, включая современное артиллерийское наведение и мобильные боевые станции борьбы с беспилотниками «Гроза-С», в период с 2018 по 2022 год, несмотря на то, что Армения — союзник Беларуси по ОДКБ — участвовала в конфликте с Азербайджаном. Это подчеркивает отсутствие подлинной солидарности внутри блока и наличие глубоких разногласий.
Если предыдущие события подорвали репутацию ОДКБ, то бездействие альянса и молчание союзников России в ответ на вмешательство Украины на территорию России нанесли окончательный удар по его авторитету.
«Публичное описание президентом Лукашенко президента Азербайджана Ильхама Алиева как «нашего человека» и его утверждение о том, что было бы «неправильно» для ОДКБ выступать против него, подчеркивают отсутствие подлинной солидарности внутри блока, раскрывая глубоко укоренившиеся разногласия», — сообщается в статье Geopolitical Monitor.
Даже Лукашенко, близкий союзник Путина, который остается персоной нон-грата на Западе, не встал на защиту России, призывая к прекращению войны и предлагая мирные переговоры, что указывает на возможное ослабление поддержки Беларусью войны России в Украине. Вместо этого он направил дополнительные войска и бронетехнику для защиты границ Беларуси и даже призвал к прекращению войны, заявив в интервью российскому журналисту:
«Давайте сядем за стол переговоров и прекратим эту драку».
Заявление предполагает, что Беларусь может свернуть даже свою риторическую поддержку войны России в Украине.
Изоляция России и новые возможности для Центральной Азии
Скоординированное молчание стран Центральной Азии, связанных с Россией через ОДКБ или Договор о союзнических отношениях, подчеркивает растущую изоляцию Москвы. В отличие от России, которая использовала ОДКБ для сохранения своего доминирования, страны Центральной Азии используют блок для противодействия транснациональным угрозам и получения российского оружия и военной подготовки. Такое соглашение позволяет странам региона избежать потенциальных военных интервенций России, удерживая ее влияние под контролем.
Неуверенная война России на Украине и последующее наступление на Курской дуге открыли для стран Центральной Азии новое окно возможностей для укрепления регионального сотрудничества без участия внешних сил, что ранее казалось маловероятным.
Новая динамика в Центральной Азии
Долгое время Россия была главным препятствием на пути интеграции Центральной Азии, стремясь предвосхитить любые попытки диверсифицировать торговлю и газопроводы и нарушить потенциальные интеграционные процессы среди пяти стран региона.
«Однако из-за своей военной операции на Украине Россия вынуждена переориентировать свою военную машину на последнюю», — выражают свое мнение аналитики.
Например, Москва перебросила 1500 военнослужащих с российской военной базы в Таджикистане на Украину. Хотя вывод сотен российских войск с границы с Арменией не оказывает прямого влияния на Центральную Азию, он сигнализирует об ухудшении военного и политического влияния Кремля, существенно влияя на обстановку безопасности в регионе.
Эта меняющаяся динамика была очевидна на недавней шестой консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Астане, состоявшейся 9 августа, где возникла новая решимость институционализировать экономическое и оборонное сотрудничество.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подчеркнул геополитические проблемы, с которыми сталкивается регион, заявив:
«Центральная Азия в силу своего геополитического положения испытывает негативные последствия глобального кризиса доверия и эскалации конфликтов… и мы стали заложниками политики санкций», что является явным намеком на пагубные последствия действий России в Украине, по мнению авторов статьи.
Возвращение интереса Запада к Центральной Азии
Эти изменения создают стратегическую возможность для западных держав, особенно для США, восстановить свое влияние в Центральной Азии. Центральная Азия, расположенная в самом сердце Евразии, «теперь предлагает Соединенным Штатам решающую возможность восстановить свое влияние в регионе», особенно в свете доверия, утраченного после вывода войск из Афганистана.
Сильная, интегрированная Центральная Азия хорошо согласуется с целями Стратегии США для Центральной Азии на 2019–2025 годы, в которой подчеркивается укрепление суверенитета и независимости государств Центральной Азии посредством улучшения взаимосвязанности.
Комментарии (2)
Лукашенко, прежде чем обвинять Центрально-Азиатские страны в предательстве, стоило бы показать пример, как союзник должен вести себя. А то получается через микрофон на наши мускулы жаловаться он горазд, а свои прячет под бушлатом.
А вопрос можно авторам, а Россия обращалась за помощь в ОДКБ или как? Вспомнили про 2010 год, а недавние события в Казахстане не вспомнили. Про Армению, так там территория Нагорного Карабаха вообще не была признана самой Арменией как своя собственная территория.