Порт Чабахар в Иране представляет собой стратегическую возможность для Индии выйти на рынки Центральной Азии, минуя пакистанские порты Карачи и Гвадар. Обеспечение поставок энергоносителей, расширение торговли, доступ к новым рынкам и ресурсам и эксплуатация минеральных богатств являются ключевыми экономическими интересами Индии в регионе.
Несмотря на проблемы со связностью, порт Чабахар, управляемый India Ports Global Limited (IGPL) в соответствии с десятилетним соглашением, подписанным в мае 2024 года, имеет решающее значение для регионального присутствия Индии. Этот порт является частью более широких усилий, включая Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC), по созданию альтернативных торговых путей.
На карте показан новый маршрут, который может обойти порты Пакистана и обеспечить доступ к коридору Север-Юг.
В результате намерения сторон улучшить сообщение, первый контейнерный поезд, состоящий из 20 контейнеров TEU с керамическими пластинами, был успешно отправлен из Бандар-Аббаса в Сарахс с пунктом назначения на станцию Чукурсай в Узбекистане 1 августа 2024 года. Теперь Иран, Индия и центральноазиатские стороны должны принять больше мер по использованию мощностей порта Чабахар для увеличения торговли в регионе. По состоянию на 2023 год торговые отношения между Индией и Центральной Азией характеризовались нестабильными, но значительными обменами в различных ключевых секторах.
Экспорт Индии в Центральную Азию демонстрировал тенденцию к росту, особенно в области фармацевтики, электротехники и механических приборов. Общий объем экспорта достиг пика в 2022 году, что свидетельствует об укреплении экономического партнерства. Что касается импорта , то Индия в основном получает из Центральной Азии минеральное топливо, удобрения и неорганические химикаты. Несмотря на значительные колебания из года в год, 2023 год ознаменовался заметным восстановлением импорта.
Эти динамичные торговые отношения подчеркивают стратегическое экономическое взаимодействие между Индией и республиками Центральной Азии, с потенциалом для дальнейшего роста и диверсификации двусторонней торговли. Колебания указывают на области для стабильности и расширения сотрудничества с целью укрепления экономических связей и взаимной выгоды в долгосрочной перспективе.
Это связано с тем, что Индии нужны маршруты для связи с рынком Центральной Азии.
Порт Чабахар как ворота в Афганистан и Центральную Азию
Приверженность Индии расширению сотрудничества в развитии этого порта была продемонстрирована присутствием министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог Индии Нитина Гадкари на инаугурации новоизбранного президента Ирана. Обе стороны подчеркнули, что порт Чабахар будет способствовать укреплению двусторонней и региональной торговли, обеспечивая доступ к региональным и мировым рынкам для Афганистана, не имеющего выхода к морю, и стран Центральной Азии.
Гадкари заявил: «Мы надеемся на продолжение сотрудничества и взаимного роста, подтверждая нашу приверженность дальнейшему развитию индийско-иранских отношений в различных секторах ради процветания и развития обеих стран».
С тех пор, как IPGL начала работу в порту Чабахар, Индия отправила через порт более 90 000 контейнеров и 8,4 млн тонн грузов, что значительно улучшило торговые связи с регионом. Порт Чабахар играет ключевую роль в INSTC, связывая Индийский океан и Каспийское море через Иран, сокращая время и стоимость транспортировки товаров между Индией, Ираном, Россией и Европой.
Экономические инвестиции и торговый потенциал
Торговые отношения между Индией и странами Центральной Азии имеют значительный потенциал роста. Основными статьями экспорта Индии в регион являются фармацевтика, информационные технологии, автомобильные компоненты и оборудование, а также сельскохозяйственная продукция и готовые продукты питания.
В рамках соглашения IGPL инвестирует $120 млн в модернизацию терминала Шахид Бехешти и предоставит кредитную линию в размере $250 млн для улучшения инфраструктуры порта. Эти меры направлены на укрепление торговых связей Индии со Средней Азией и снижение зависимости от пакистанских портов.
Участие Индии в региональных соглашениях, таких как Ашхабадское соглашение, еще больше подчеркивает ее приверженность укреплению связей. Соглашение облегчает транзит и транспортировку товаров между Центральной Азией и Персидским заливом, сближая страны Центральной Азии, Афганистан, Иран и Индию.
Геополитическая и дипломатическая динамика
Недавние дипломатические трения между Афганистаном и Пакистаном существенно повлияли на динамику торговли. Ограничения Пакистана на определенные пункты в рамках транзитного соглашения привели к 50%-ному сокращению транзитной торговли между двумя странами. Афганские официальные лица выразили обеспокоенность тем, что эти ограничения усложняют торговлю, побуждая многих торговцев искать альтернативы, причем Иран представляется более выгодным вариантом. Хасан Каземи Коми, специальный представитель Ирана, заявил, что афганские инвесторы вложили 35 млн долларов в коммерческие, жилые и административные проекты в Чахбехаре, Иран.
Отношения Индии с США, Израилем и странами Персидского залива, а также сближение Ирана с Китаем создают сложную политическую обстановку вокруг проекта Чабахар. США, несмотря на санкции против Ирана, сделали исключение для порта Чабахар, чтобы поддержать гуманитарные поставки в Афганистан и противостоять китайскому влиянию в регионе.
Развитие Китаем порта Гвадар в Пакистане в рамках китайско-пакистанского экономического коридора и более широкой инициативы «Один пояс, один путь» создает дополнительные проблемы для Индии. Это усиливает геополитическую напряженность и требует от Индии более активной дипломатической работы для защиты своих интересов.
Региональное сотрудничество и инфраструктурные проекты
Развитие транспортных коридоров через Афганистан, таких как трансафганская железная дорога и совместные планы Казахстана, Туркменистана и Афганистана по строительству новой железной дороги, соединяющей Тургунди, Герат, Кандагар и Спин-Булдак, имеет решающее значение для стран Центральной Азии в плане диверсификации их транспортных маршрутов. Успех этих проектов будет зависеть от развития ситуации на границе между Афганистаном и Пакистаном и стратегий стран по использованию этих коридоров для доступа к портам в Иране и Пакистане.
Проект Трансафганской железной дороги, впервые предложенный Узбекистаном в 2018 году, направлен на расширение афганской железнодорожной сети от Мазари-Шарифа до Кабула, а затем до границы Торхама с Пакистаном. После завершения строительства железная дорога будет иметь запланированную пропускную способность до 20 миллионов тонн грузов в год и значительно сократит время транзита и расходы на товары, отправляемые из Узбекистана в Пакистан.
Ожидается, что железная дорога будет иметь пропускную способность до 20 миллионов тонн грузов в год и значительно сократит время транзита товаров между Центральной Азией и Южной Азией. Проект привлек международный интерес, в настоящее время ведутся технико-экономические обоснования и планы сотрудничества с участием нескольких стран, включая Катар и ОАЭ. Завершение Трансафганской железной дороги теперь прогнозируется на 2028 год, а заместитель министра транспорта Узбекистана заявил, что проект может значительно сократить сроки доставки товаров с 35 дней до всего лишь 5 дней. Ожидается, что железная дорога будет способствовать транзитной пропускной способности до 20 миллионов тонн грузов в год, соединяя Центральную Азию с Индийским океаном через Пакистан.
Но развитие этого маршрута сопряжено с трудностями из-за нестабильной ситуации на границе Афганистана и Пакистана, поэтому всегда важно рассматривать альтернативы с учетом возможности переориентации маршрута на иранские порты. Это может быть одной из причин, по которой Казахстан и Туркменистан также разрабатывают еще один транспортный маршрут через Афганистан. Стороны обсуждают создание нового маршрута Тургунди (Туркменистан) - Герат - Кандагар - Спин Болдак (Афганистан). Этот железнодорожный коридор будет способствовать расширению торговли между Центральной и Южной Азией. Планируется построить железную дорогу от туркмено-афганской границы до города Герат. Казахстан намерен поставлять материалы для строительства этого участка. Также в рамках сотрудничества достигнута договоренность о создании сухого порта в Герате, который станет важным узлом для мультимодальных перевозок, включая терминал для нефти с годовой мощностью 1 млн тонн.
Эта линия предоставит странам Центральной Азии альтернативный маршрут доступа к пакистанским морским портам Карачи, Гвадар и Касим, снизив их зависимость от существующих транзитных маршрутов.
Сам маршрут дает возможность перенаправлять грузы в иранские порты на разных участках маршрута, продвигаемого Казахстаном и Туркменистаном. Во-первых, из Мазари-Шарифа можно добраться до города Герат, а оттуда в Иран. Во-вторых, по маршруту «Тургунди - Герат - Кандагар - Спин-Булдак» в случае возникновения каких-либо конфликтов на границе Пакистана и Афганистана. Например, Афганистан начал перенаправлять часть своих грузов на участке Шинданд-Диларам, где есть развилка на Фарах, а оттуда в Зарандж, таким образом, грузы поступают в Иран из Афганистана и достигают иранских портов для торговли с Индией и странами Персидского залива.
Успех этих проектов будет зависеть от нескольких факторов, включая меняющуюся ситуацию с безопасностью на границе между Афганистаном и Пакистаном, способность стран-участниц обеспечить финансирование и техническую экспертизу, а также их стратегии по использованию этих коридоров для доступа к портам в Иране и Пакистане.
Проблемы развития порта Чабахар
Несмотря на свою стратегическую важность, проект порта Чабахар сталкивается с рядом существенных проблем. Международные санкции против Ирана и невозможность доступа к системе SWIFT для международных платежей серьезно ограничивают финансовые транзакции, затрудняя привлечение и обеспечение инвестиций. Такая ситуация ограничивает эксплуатационные возможности порта и затрудняет его общее развитие.
Более того, политическая нестабильность и риск, связанный с санкциями, заставили частных инвесторов опасаться вкладывать значительные ресурсы в проект. Эта осторожность может привести к замедлению модернизации и расширения порта, которые требуют значительных финансовых вложений.
Заключение: Будущее ирано-индийского пути в Центральную Азию
Ирано-индийское партнерство и развитие порта Чабахар являются краеугольными камнями в стратегии Индии по обеспечению прямого доступа в Центральную Азию. Эта инициатива имеет решающее значение для экономических интересов Индии, включая обеспечение поставок энергоносителей, расширение торговли и выход на новые рынки. Несмотря на сложную геополитическую обстановку, с проблемами международных санкций и региональной конкуренции, порт Чабахар является жизненно важным шлюзом для Индии, чтобы обойти традиционные маршруты, на которых доминирует Пакистан. Аналитическое планирование для решения этих проблем будет иметь важное значение для реализации полного потенциала торговли и стратегических амбиций Индии в Центральной Азии.
Автор: Эльданиз Гусейнов
Эльданиз Гусейнов — внештатный научный сотрудник Центра евразийских исследований имени Гейдара Алиева при Университете Ибн Халдуна в Стамбуле.
Комментарии (0)