По мере того, как в повседневную жизнь людей прочно вошли такие понятия как дезинформация, фейк, тролль и боты в международном сообществе растет понимание тех угроз, которые несет в себе дезинформация, не только для общества, но также безопасности и стабильности государств.
Дезинформация приносит вред – она негативно затрагивает различные права человека, препятствует важным государственным мерам по развитию страны и общества, усиливает напряженность во время конфликтов и чрезвычайных ситуаций. Распространение дезинформации может влиять на целый ряд прав, больше всего она затрагивает право на здоровье, право на недискриминацию и др. Неверная или неточная медицинская информация все чаще приводит к масштабным социальным последствиям.
Ярким примером негативного влияния дезинформации стала ситуация вокруг пандемии коронавируса – массовый отказ от вакцинации от COVID-19 в ряде стран.
Учитывая подобную ситуацию, многие зарубежные страны в последние годы предпринимают меры по противодействию распространению дезинформации. По оценкам экспертов, власти в странах с развитой технологической инфраструктурой выбрали курс на более активное регулирование деятельности социальных сетей. Несмотря на то, что во всех крупных соцсетях есть команды модераторов, которые следят за жалобами пользователей, удаляют противоправные посты, блокируют нарушителей, государства хотят контролировать этот процесс и вводить собственные критерии запрещенного контента, в том числе, в контексте борьбы с дезинформацией.
В частности, в Европейском Союзе для борьбы с фейковыми новостями был принят так называемый Цифровой акт о услугах (DSA). Этот закон требует от крупнейших онлайн-платформ, таких как Facebook, Instagram и YouTube, более активно бороться с ложной информацией. Платформы обязаны удалять фейковые новости, особенно если они угрожают общественному здоровью или безопасности. ЕС также ввел правила, которые обязывают сервисы более прозрачно сообщать о своей модерации контента.
В 2017 году в Германии принят закон «Об улучшении правоприменения в соцсетях» (известный как «закон о Facebook»). Закон обязывает крупные сетевые платформы, такие как Facebook, YouTube и другие оперативно удалять «незаконный контент», признаваемый таковым по 22 разделам Уголовного кодекса ФРГ.
Закон «Об улучшении правоприменения в социальных сетях» обязывает компании, имеющие в Германии более 2 млн. зарегистрированных пользователей, создавать эффективный и прозрачный механизм приема и рассмотрения обращений о незаконном контенте.
В течение 24 часов после поступления такого обращения они должны блокировать доступ или удалять «явно незаконный контент».
В 2020 году во Франции принят закон «О противодействии разжиганию ненависти в Интернете», который обязывает сетевые платформы удалять во внесудебном порядке контент и предусматривает введение штрафов за отказ удовлетворить жалобу на него. При этом онлайн-платформы обязывают иметь законного представителя во Франции.
Основная цель закона «О противодействии разжиганию ненависти в Интернете» – возложение на операторов интернет-платформ обязанностей по удалению контента, содержащего оскорбления или разжигающего ненависть на основании расовых, гендерных, сексуальных и иных различий между людьми.
Учитывая подобную общемировую тенденцию, Узбекистан также активно ведет борьбу с распространением в нашей стране дезинформации. Активное внедрение социальных сетей в повседневную жизнь нашего общества сопровождается и тем, что сегодня популярные мессенджеры используются населением не только как средство общения, но также в качестве одного из ключевых источников получения информации о текущих общественно-политических процессах в стране. Популярность в Узбекистане «новых медиа» выявила серьезный запрос в совершенствовании государственной информационной политики, в том числе в сфере противодействия распространению ложной информации и фейков.
На этом треке в Узбекистане уже проделана масштабная системная работа. Во главе угла было поставлено развитие деятельности пресс-служб госорганов в целях обеспечения их открытости перед народом, тесного взаимодействия со СМИ, оперативного и достоверного информирования общества по актуальным вопросам. В настоящее время по всей республике осуществляют информационную деятельность более тысячи пресс-секретарей. Они своевременно предоставляют информацию населению о деятельности госорганов и организаций, не только через СМИ, но также социальные сети и другие информресурсы.
Принятые меры позволили насытить информационное поле Узбекистана объективной информацией о проводимых реформах и работе госорганов в этом направлении. На сегодняшний день существенная доля новостного информационного потока в сети Интернет формируется посредством деятельности пресс-служб государственных органов, а также проводимых тематических пресс-туров, встреч, брифингов и пресс-конференций, прямые эфиры которых также транслируются в режиме реального времени на их страницах в социальных сетях.
Кроме того, для оперативного опровержения дезинформации и фейков на платформе мессенджера «Telegram» и социальных сетях «Facebook» и «Twitter» созданы специальные каналы (https://t.me/antifake_uz и https://m.facebook.com/antifake.uz?_rdr и https://mobile.twitter.com/antifakeuz) которые являются официальными источниками для опровержения фейковых новостей в Узбекистане.
В Узбекистане совершенствуется законодательная база по борьбе с дезинформацией с учетом передовой международной практики. В 2020 г. в национальное законодательство введено наказание за распространение ложной информации. Кодекс об административной ответственности дополнен статьей 202-2 «Распространение ложной информации», подразумевающей наложение штрафов, в том числе за распространение ложной информации, содержащей угрозу общественному порядку или безопасности.
Кроме того, Уголовный кодекс дополнен статьей 244-6 «Распространение ложной информации», согласно которой за преступления данного вида предусмотрено в том числе обязательные общественные работы, либо исправительные работы до 2 лет или ограничение свободы до 2 лет. Введено уголовное наказание за распространение фейков в условиях эпидемии.
Более того, в дело борьбы с распространением дезинформации в Узбекистане внесет свой весомый вклад реализация положений нового закона «О защите прав пользователей онлайн-платформ и веб-сайтов». Одна из целей данного нормативно-правового акта –снижение количества дезинформации в информационном пространстве.
В частности, закон дает четкое определение ложной информации, размещение которой на территории нашей страны запрещена. Это такая информация, которая не соответствует действительности либо содержит искажение фактов о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, зафиксированная в любой форме.
Новый закон обязывает пользователей, блогеров, инфлюенсеров и владельцев веб-сайтов не только не распространять противоправный контент, но также удалять противоправный контент в случае его размещения. Вместе с этим законодательный акт обязывает инфлюенсеров и владелецев веб-сайтов проверять достоверность размещаемого, распространяемого контента перед тем, как он станет общедоступным.
Инфлюенсеры и владельцы веб-сайтов должны также осуществлять мониторинг своего аккаунта, публичного сообщества, или веб-сайта, в том числе раздела, предназначенного для оставления пользователями комментариев и отзывов, на которых размещается общедоступная информация, в целях выявления противоправного контента и в случае выявления незамедлительно принять меры по его удалению.
Следить за этим будет уполномоченный государственный орган в области защиты прав пользователей онлайн-платформ и веб-сайтов – Агентство информации и массовых коммуникаций (АИМК). Это агентство участвует в обеспечении информационной безопасности республики и реализации мер по своевременному и адекватному противодействию угрозам в информационной сфере.
Согласно новому закону, в обязанности Агентства будет входить целый ряд задач, среди которых будут и те, что направлены на противодействие распространению противоправной информации. Так АИМК будет осуществлять мониторинг онлайн-платформ и веб-сайтов в целях выявления противоправного контента и по выявленным правонарушениям обращаться в правоохранительные органы.
Агентство будет выдавать предписания и представления по устранению выявленных нарушений, требований законодательства о защите прав пользователей онлайн-платформ и веб-сайтов. На основании заключения при выявлении противоправного контента не позднее двух рабочих дней АИМК направляет владельцу веб-сайта или пользователю онлайн-платформы либо модератору публичного сообщества предписание об удалении, прекращении размещения и распространения противоправного контента.
Владелец веб-сайта или пользователь онлайн-платформы либо модератор публичного сообщества будут обязаны удалить противоправный контент, а также уведомить об этом АИМК не позднее двадцати четырех часов после получения предписания. В случае невыполнения владельцем веб-сайта требований предписания, Агентство принимает меры по ограничению доступа к этому веб-сайту.
Если собственник онлайн-платформы и (или) его представитель систематически не выполняют судебные решения, Агентство имеет право обратиться в суд с заявлением о снижении скорости использования онлайн-платформы на территории Узбекистана.
Если пользователь онлайн-платформы или модератор публичного сообщества систематически (более трех раз в течение календарного года) не выполняет требования предписания об удалении противоправного контента АИМК может направить собственнику онлайн-платформы и (или) его представителю представление о приостановлении деятельности аккаунта или публичного сообщества на территории Республики Узбекистан на срок до шести месяцев.
В целом, следует отметить, что в эпоху цифровых технологий и социальных медиа проблема дезинформации приобрела беспрецедентные масштабы. Разнообразие форм и методов распространения ложной информации создает серьезные вызовы для общества и государства. Поэтому в Узбекистане предпринимаются системные усилия по противодействию дезинформации. В этой сфере важным этапом стало принятие Закона «О защите прав пользователей онлайн-платформ и веб-сайтов».
Этот закон направлен на улучшение регулирования онлайн-пространства в нашей стране и защиту интересов пользователей. Одним из ключевых аспектов закона является борьба с распространением ложной информации в Интернете. В данном законе, учитывая передовой зарубежный опыт, предусмотрен целый ряд мер, направленных на предотвращение и ограничение распространения ложной информации. Он сочетает в себе ответственность платформ за контроль контента, обязательства по оперативному удалению ложной информации и наказание за ее распространение.
Бобур НАБИЕВ,
главный специалист АИМК
Комментарии (0)