Заявление главы Минкультуры Таджикистана
Министр культуры Таджикистана Матлубахон Сатториён выразила обеспокоенность из-за публикации телеканала CNN, в которой Абу Али ибн Сина, известный на Западе как Авиценна, был назван узбекским ученым. По её словам, такие заявления искажают историческую реальность и требуют более взвешенного подхода.
Этот подход игнорирует историческую объективность и искажает факты, приписывая наследие наших выдающихся деятелей науки и культуры другой нации, что вызывает серьёзные споры,
— отметила Сатториён.
По её словам, подобные утверждения не только наносят ущерб истории и культуре Таджикистана, но и затрагивают персидскую языковую и литературную традицию в целом.
Наследие Ибн Сины как общая ценность региона
Матлубахон Сатториён подчеркнула, что Абу Али ибн Сина родился в Афшане, неподалёку от Бухары, на территории современного Узбекистана. Однако его труды выходят за рамки национальных границ и принадлежат всему региону.
Исторические фигуры такого масштаба, как Ибн Сина, принадлежат всему человечеству. Попытки ограничить их значение рамками национальной принадлежности некорректны,
— заявила министр.
Ответ академического сообщества
Профессор Шерзодхон Кудратхужа, ректор Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана, отреагировал на заявление Матлубахон Сатториён.
Я хочу высказать свое мнение по поводу заявления Министра культуры Республики Таджикистан Матлубахон Сатториён о том, к какой нации принадлежит Абу Али Ибн Сина.
Во-первых, я хотел бы признать и подчеркнуть многолетнюю дружбу узбекского и таджикского народов. Уважая эту дружбу, я хочу процитировать философа Сократа: «Друг мой, но истина дороже».
Прежде всего, Центральноазиатские государства должны объединиться, исходя из исторических реалий, и осознать, что такие выдающиеся личности, как Ибн Сина, принадлежат всему нашему региону. Только через такое объединение мы сможем дать адекватную оценку наследию великих личностей.
Во-вторых, в данном вопросе необходимо учитывать исторические факты. В IX–X веках территориальные границы между современными Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном не существовали. Поэтому считать Ибн Сину принадлежащим к одному из этих государств неправильно.
В-третьих, следует напомнить о важной роли науки и знаний в те времена. Одним из главных факторов, способствовавших расцвету Ренессанса, была свобода ученых, которая в значительной степени определяла интеллектуальную культуру региона.
В-четвертых, если вы сегодня воспользуетесь поисковой системой в интернете и спросите, к какой стране принадлежит Абу Али Ибн Сина, то увидите, что он был родом из Бухары (980–1037 гг.). Бухара, как известно, находилась на территории современного Узбекистана. Поэтому Ибн Сина — сын Центральной Азии.
В-пятых, даже если ставить вопрос о национальной принадлежности Абу Али Ибн Сины, это не должно становиться предметом манипуляций. Исторические личности такого масштаба принадлежат всему человечеству, и использование их имен в политических или иных целях недопустимо. Мы должны смотреть на этот вопрос шире: через призму науки, культуры и истории всего региона. Только так мы сможем сохранить единство и дружбу между нашими народами.
— подчеркнул он.
Глобальное значение трудов Авиценны
Ибн Сина, живший в X–XI веках, внёс неоценимый вклад в медицину, философию и естественные науки. Его знаменитый «Канон врачебной науки» остаётся фундаментальным трудом, а сам учёный признан фигурой мирового масштаба.

Объединение через общее наследие
Эксперты отмечают, что обсуждения вокруг наследия выдающихся исторических личностей, таких как Ибн Сина, должны способствовать укреплению культурных и научных связей между народами Центральной Азии. Признание их вклада на глобальном уровне важно для сохранения единства и взаимопонимания в регионе.
Комментарии (2)
В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана, описанного ещё в VI веке до н. э.
Согдиан это нынешние область Таджикистана
Самарканд и Бухара было в составе персидского империи и столицей Согдиан большинство население составляет таджики и только четвертый часть населения составляет узбеки В 1930 году оно было занесено в состав узбекской Республики незаконно
Все ученый когда-либо жившие на территории самарканде и Бухаре говорили на Персидском языке они не говорили на узбекском языке Как выясняется Персидском языке относится таджикский язык, афганистанский язык и иранский язык
Узбекский язык относится к тюркскому языку
Сводя с этой точки зрения персидских ученых нельзя называть узбеками их можно называть таджикими иранцами или афганцами потому что Они говорили на Персидском языке
Ой-ой-ой , если родился на территории, которая сейчас принадлежит некой многонациональной Республики УзбекИСТАН, то можно приписывать всех когда-либо родившихся-живших на этой территории не только "узбекистанцами", но и прямо "узбеками"- людьми Узбекхана - внука Чингизхана.
Отмечу, что до 6 века НАШЕЙ эры ни одного тюркского народа не было на территории Междуречья Средней Азии, то есть на территории ныне Республики Узбекистан. Эти территории тысячелетиями до прихода тюрок населяли иранские народы, в частности это ВосточноИРАНСКИЕ согдийцы-бактрийцы, которые в общепризнанной науке считаются предками таджиков, и ещё раз -- ВосточноИРАНСКИЕ ЕВРОПЕОИДНЫЕ СОГДИЙЦЫ-БАКТРИЙЦЫ. И нынешняя интерпретация этноса "таджики" это в общем обозначает всех все ВосточноИРАНСКИХ народов, кроме крупной популяции пуштунов, в Китае есть сарыкольцы, которые также признают себя таджиками, а большинство таджиков живут в Афганистане и по оценкам экспертов таджиков даже больше в Узбекистане, чем в самом Таджикистане.
Отец Ибн Сины происходил из Балха - столицы Бактрии, ныне население которого также - таджики, мать учёного была из Афшаны, близ Бухары(которая до сих пор является одним из персоязычных регионов Узбекистана), её имя персидское - Ситора и означает "Звезда".
Несомненно - если бы Ибн Сина был бы узбеком, то он бы хоть один стишок написал на чагатайском языке, но нет, ничего подобного нет, все его поэтические произведения на персидском языке, таджикский это среднеазиатский диалект персидского языка.
Ибн Сине из-за тюркских войн пришлось мигрировать в Хамадан, тогда входивший в Аббасидский Халифат, когда государство Саманидов рухнуло под натиском тюрок - караханидов и тюрка-гуляма Махмуда Газневи, Газна которой досталась ему от Саманидов.. Неужели если бы Ибн Сина был бы узбеком, то он не остался бы в своём родном городе под властью тюрок, а бежал бы в персидский Хамадан, который находился под Аббасидами?
А то что на международном уровне Ибн Сина считается персидским учёным, а не узбекским??
Настолько лживой и лицемерной политики ни у одной страны нет. Правительство Узбекистана сами верят в то что пишут? Им не стыдно возвеличивать себя на пустых выдуманных словах?