В столице Турции, Анкаре, торжественно открыли памятник Алишеру Навои, выдающемуся узбекскому поэту, философу и государственному деятелю, сообщает пресс-служба посольства Узбекистана в Турции.
Это событие, приуроченное к 33-й годовщине независимости Узбекистана, ознаменовано особым вниманием к культурному наследию, связывающему два братских народа.
Алишер Навои (1441–1501), чьё полное имя Низамиддин Мир Алишер, занимает уникальное место в мировой литературе. Его творчество, созданное под псевдонимом Навои, охватывает произведения как на чагатайском (староузбекском) языке, так и на фарси (персидском).
Навои стал одной из самых значительных фигур не только в узбекской литературе, известной на Западе как чагатайская, но и во всей литературе тюркских народов.
Творческое наследие Навои поражает своим размахом и глубиной. Он стал автором шести великих поэм, общий объём которых составляет около 60 тысяч строк. В период с 1483 по 1485 годы Навои создал своё знаменитое произведение — «Хамса» («Пятерица»), в которое вошли поэмы «Хайрат ал-абрар» («Смятение праведных»), «Фархад ва Ширин» («Фархад и Ширин»), «Лайли ва Мажнун», «Сабъаи сайяр» («Семь планет») и «Садди Искандари» («Стена Искандара»). Это произведение стало первым в жанре хамса, написанным на тюркском языке, и доказало, что на чагатайском языке можно создать шедевры, сопоставимые с лучшими произведениями персидско-таджикской литературы.
На протяжении всей жизни Навои создавал лирические произведения, которые по сей день остаются вершиной узбекской поэзии. В 1498 году он завершил составление четырёх диванов-сборников под общим названием «Хазаин ал-маони» («Сокровищница мыслей»), в которых собрано более 50 000 строк стихов. Навои также проявил себя в 16 из 21 жанра литературы мусульманского Востока, что подчёркивает его исключительный вклад в мировую литературу.
Навои собрал свои стихи на персидском языке в сборник под названием «Дивани Фани», стремясь соперничать с персидскими поэтами. Объем его стихов в жанре газели, включенных в этот сборник, достигает 3150 произведений, что делает Навои лидером хотя бы по количеству созданных стихов. Кроме того, он собрал свои касиды на персидском языке в два сборника: «Ситтаи зарурия» («Шесть необходимостей») и «Фусули арбаа» («Четыре сезона года»).
Поэзия Алишера Навои подняла узбекскую (чагатайскую) литературу на новый уровень. Его лирика по широте тематики и разнообразию жанров значительно превосходит всё, что было создано в узбекской литературе до него. В своих лирических произведениях, так же как и в поэмах, он поднимал актуальные мирские, духовные и суфийские вопросы. Также были опубликованы его религиозные произведения, такие как «Арбаин» («Сорок четверостиший») и «Мунаджат» («Мольба к Богу»).
Навои также оставил после себя более полный текст суфийского прозаического произведения «Насаим ал-мухаббат» («Дуновения любви»), в котором содержатся сведения о 750 суфийских шейхах. Помимо этого, он написал научные труды, среди которых «Мухакамат ал-лугатайн» («Спор двух языков», 1499) — произведение о сопоставлении персидского и тюркского языков, «Маджалис ал-нафаис» («Собрание утонченных») — труд по литературоведению, «Мезан ал-авзан» («Весы размеров») — работа по теории стихосложения (аруз), и «Муфрадат» — исследование по теории жанра муамма (шарада).
Навои также создал исторические трактаты, такие как «Тарихи мулуки Аджам» («История иранских царей») и «Тарихи анбия ва хукама» («История пророков и мудрецов»), а свои художественные письма собрал в сборник «Муншаат». В его мемуарных произведениях можно найти жизнеописания Абд ар-Рахмана Джами («Хамсат ал-мутахаййирин» — «Пятерица смятенных», 1494), Саййид Хасан Ардашера («Халати Саййид Хасан Ардашер») и Пахлаван Мухаммада («Халати Пахлаван Мухаммад»). Последним произведением Навои, написанным в 1500 году, стало «Махбуб ал-кулуб», в котором он выразил свои окончательные взгляды на общество и политику.
На протяжении всей своей жизни Алишер Навои совмещал литературную деятельность с государственной. Занимая высокое положение, он внёс значительный вклад в улучшение социально-экономической жизни страны, покровительствовал науке, искусству и литературе, и всегда стремился установить мир и гармонию.
Открытие памятника Алишеру Навои в Анкаре стало не только актом уважения к великому поэту, но и символом крепких культурных связей между Узбекистаном и Турцией, подчёркивающим важность сохранения и почитания общего наследия.
Комментарии (0)