Узбекистан занял пятое место в Индексе Развития Общества 2023 среди стран СНГ. Цель рейтинга - определить, как республики постсоветского пространства развивают своих граждан. Как отметили авторы исследования, «многие республики активно используют инструменты «мягкой силы» для того, чтобы усилить свою внешнюю политику, завоевать конкурентное преимущество и изменить (или создать заново) имидж своей страны». Однако данные инструменты можно использовать также и для того, чтобы развивать своих граждан и общество. Отмечается, что контексте такого использования инструменты «мягкой силы» обычно называются «гуманитарными технологиями». Они направлены именно на развитие общества. На то, чтобы люди могли раскрывать свой собственный потенциал, преодолевать стереотипы мышления, а страна — увеличивать качество своего человеческого капитала.
«Мягка сила» в политике и дипломатии Узбекистана
В первую очередь, авторы исследования отметили реформы в стране после вступления Шавката Миромоновича Мирзиёева в должность Президента Узбекистана. С точки зрения гуманитарных и социальных технологий, авторы выделяют чёткую миссию и стратегию развития. Полномасштабно они описаны в книге президента «Новый Узбекистан». В ней описаны ключевые цели и задачи, которые стоят не только перед правительством, но и перед каждым жителем страны, среди которых, обозначены задачи, в числе которых:
1. Построить Узбекистан как одну из наиболее развитых стран мира;
2. Построить новое демократическое общество, в основе которого будет лежать принцип «мыслим и работаем по-новому»;
3. Распространить идеи Узбекистана и его ценности по всему миру.
В книге «Новый Узбекистан» отмечены базовые тезисы, на которых строится вся внутренняя и внешняя политика страны.
Первый тезис: Узбекистан как современное, инновационное и успешное государство
Президент видит будущее в цифровом и информационно- технологическом развитии. Он хочет, чтобы страна входила в топ сильнейших экономик мира за счёт современных технологий. Отмечено стремление к тому, чтобы граждане занимались новыми профессиями, изучали информационные технологии, цифровизацию, искусственный интеллект и многие другие актуальные дисциплины.
Для достижения этой цели глава Республики предлагает правительству и бизнесу открывать различные технопарки, IT-города и развивать инновационные структуры, которые позволят собирать и объединять самых талантливых жителей Узбекистана.
Примером фактической реализации этой стратегии служит IT Park. Его филиалы работают в нескольких регионах Узбекистана и готовят новых молодых специалистов.
С точки зрения гуманитарных технологий в данном проекте есть элементы, подлежащие улучшению. Например, можно усилить концентрацию контекста, создать здоровую конкуренцию и акцентировать внимание не только на образовании, но и на образе будущего для каждого конкретного специалиста.
Если прообразом IT Park рассматривать «Кремниевую долину», то отмечена необходимость создания сильных и мотивирующих образцов для подражания — людей, которые уже смогли добиться международного признания благодаря таланту, образованию, потенциалу и умственным способностям.
Фактически IT Park должен стать не только инфраструктурной и образовательной базой для молодёжи, но и колыбелью IT и Startup-культуры.
Второй тезис: Узбекистан как самостоятельное, суверенное и добрососедское государство
Президент регулярно транслирует эту цель мировому сообществу и доказывает, что Узбекистан проводит независимую от других стран политику. Республика поддерживает образ миротворца, активно сотрудничает со всеми соседями и включается в урегулирование различных региональных конфликтов. У Узбекистана построены очень тёплые и доверительные отношения с КНР, Кореей, Японией, Французской Республикой, не говоря уже о Российской Федерации и ближайших соседях.
Третий тезис: Узбекистан как современное светское государство и колыбель исламской цивилизации
Президент Шавкат Мирзиёев ведёт политику сотрудничества со многими странами исламского мира. Такая политика является максимально логичной, ведь несмотря на то, что официально Узбекистан не имеет государственной религии, большинство жителей Республики исповедуют ислам. И президент, как глава государства и лидер нации, включил в свою политику два, казалось бы, разнонаправленных вектора, которые планирует соединить в единую миссию и единый образ будущего страны.
Первый вектор — это современное светское государство, в котором религия очень чётко отделена от государственной власти. Второй вектор — это восстановление духовно- культурного наследия, развитие религиозного туризма и презентация Узбекистана как страны-хранительницы древних исламских ценностей. Как страны-Родины многих мусульманских учёных, поэтов и мыслителей. Как страны, которая не только чтит и помнит свои истоки и веру, но и стремится показать всему миру настоящие гуманистические цели и ценности ислама.
В Узбекистане планируется открыть Центр исламской цивилизации, который станет базой для научных, культурных и духовных исследований, занимающийся изучением Ислама и тюркского мира. Центр станет «магнитом» для многих международных ученых и исследователей. На основании результатов их деятельности будут создаваться различные культурные, научные и образовательные продукты: документальные фильмы, телевизионные программы, книги и так далее.
В самом Центре будут располагаться музей, академия, библиотека, фондохранилище и конференц-зал. И если для всего мира Центр исламской цивилизации станет тем самым воплощением гуманистических и культурных идей ислама, то для жителей Республики он будет современной объективацией идеи «Третий Ренессанс — Новый Узбекистан».
При профессиональном воплощении тех идей и инструментов, которые предполагается реализовать внутри Центра исламской цивилизации, он может стать эффективной гуманитарной технологией сам по себе. То есть стать архитектурным объектом и центром системы идей и смыслов, который способен менять мышление и поведение людей в сторону развития общества, завоевывать их умы и сердца.
Кроме того, для развития и трансляции гуманистической и культурной стороны религии Республика Узбекистан (совместно с Турцией, Арабскими Эмиратами и другими мусульманскими странами) разрабатывает проекты религиозного туризма, которые уже активно развиваются на территории Узбекистана.
Четвёртый тезис: Узбекистан как сердце Центральной Азии
Авторы иследования подчёркивают, что
На территории Республики находятся сразу несколько древних городов. Например, Самарканд был основан примерно в то же время, что и Рим, в седьмом веке до нашей эры и является одним из древнейших городов мира. Бухара — старейший город Центральной Азии. В средние века этот город был сосредоточением культуры, искусства, науки и духовности всего мусульманского мира. Узбекистан понимает всю ценность таких городов-жемчужин и использует их в контексте собственного развития и трансляции своих ценностей для международного сообщества.
Древние города Узбекистана всегда были частью Великого шёлкового пути. От их развития во многом зависело развитие всего региона. И до сих пор многие международные ученые, политики, деятели культуры и искусства отмечают, что от развития и экономического благополучия Узбекистана зависит развитие и благополучие всей Центральной Азии. Узбекистан — это сердце региона. Правительство Республики очень чётко это понимает. Именно поэтому миссией страны является не только возрождение величия Узбекистана и укрепление его позиций лидера Центральной Азии, но и возрождение и усиление всего региона. Узбекистан реализует экономические, духовные и культурные проекты, а также следит за установлением безопасности и благополучия в регионе. В частности, организует особые встречи для налаживания мира и порядка в Афганистане, стремится к тому, чтобы все локальные конфликты и в других странах региона тоже были улажены. Республика выступает посредником во многих политических переговорах и запускает многочисленные гуманитарные проекты по всей Центральной Азии.
Все описанные выше тезисы складываются в глобальную миссию Республики Узбекистан, которая объективируется в различные объекты инфраструктуры, культурные проекты и так далее. Причем не только внутри страны, но и за ее пределами. Например, павильон Узбекистана на EXPO-2020 в Дубае. Вся презентация Республики была направлена на то, чтобы показать страну как государство с многовековой историей, самобытной культурой, особыми традициями, но при этом активно развивающееся, современное и инновационное. На реализацию этой задачи работало все: от ресторана национальной узбекской кухни на территории павильона и 3D-тура по древнейшим городам Узбекистана до слогана «соединяя умы, создаем будущее» и презентации самых современных проектов, реализуемых на территории Республики.
Миссия и образ будущего Узбекистана как гуманитарные технологии
Необходимо отметить, что Узбекистан — это единственное среди стран СНГ государство, которое имеет такую чёткую и понятную миссию страны. А также зачатки образа будущего. Республика активно использует эти инструменты для решения экономических, политических и социальных задач, а также для консолидации общества и создания бренда Узбекистана.
50% населения Республики — это люди моложе 30 лет. Эта возрастная группа невероятно нуждается в векторе развития и в образцах для подражания. И первым ключевым образцом для молодёжи Узбекистана является президент. В фильме «Господин президент» рассказывается о пути президента и хорошо раскрываются его твёрдый, но справедливый характер, ключевые принципы и ценности. В интернете огромное количество видеороликов, в которых президент представлен в роли сильного международного лидера, а пресса часто цитирует его слова и выступления.
Но, с точки зрения гуманитарных технологий, в современном мире любой бренд президента нуждается в регулярной актуализации. Примерно раз в три-четыре года.
Именно за такой период сегодня полностью обновляется общемировой контекст и исторический запрос. И, конечно, особенно актуализация бренда важна тогда, когда большую часть страны составляет молодое население, нуждающееся в ярких образцах для подражания.
Президент — это лидер, ориентир, к которому хочется стремиться. Именно он задает тон и направление развития всего общества. Поэтому здесь необходимо разработать современный, четкий и понятный экзистенциал бренда президента и активно использовать в своей информационной кампании современные медиа, которыми пользуется большая часть населения.
Прекрасный пример — бренд дочери президента. Именно Саиду Мирзиёеву часто цитируют молодые люди. На её авторитет ссылаются. Девушек она вдохновляет получать образование, заниматься карьерой и противостоять гендерным стереотипам. Молодым людям она даёт повод задуматься о роли женщины в современном узбекском обществе и о новой модели взаимоотношений между девушками и молодыми людьми.
Хорошим примером актуальных образцов для подражания являются и некоторые молодые политики, которые активно ведут свои социальные сети, пишут в блогах в Telegram, выпускают статьи, дают пресс-конференции, устраивают различные мероприятия и пользуются всеми современными средствами коммуникации и технологиями.
Кино Узбекистана как гуманитарная технология
Технологии мягкого нативного влияния в Узбекистане уже используются. Яркий пример — фильм «Узбекистанец», созданный командой Uzbekistan's Club. Мы бы отнесли этот фильм к самой успешной гуманитарной технологии, созданной за последние несколько лет в стране. Во-первых, он снят с учетом имманентного влияния медиа (в данном случае документальное кино и YouTube как площадка размещения фильма).
Медиа сами по себе являются крайне эффективными инструментами влияния. Каждое медиа имеет своё определенное имманентное влияние. Например, кино — это медиа, которое позволяет зрителям пережить и прочувствовать все те эмоции, которые проживают герои фильма. Документальное кино позволяет зрителям полностью погрузиться в те ощущения, которые передает кинокамера. Например, ощущения новизны, величия, радости, любви, гордости и так далее.
Площадка, на которой был размещен фильм «Узбекистанец», также имеет свое особое влияние. YouTube выступает современным аналогом телевидения и по природе влияния на мышление и поведение людей имеет свойства идентичные телевидению как медиа.
В конце каждой серии герои рассказывают о своей любви к Родине. В фильме есть отсылки к национальным традициям, кухне и одежде.
Правительство Республики прекрасно понимает, что фильм как медиа — это эффективная технология влияния на мышление и поведение людей. В декабре 2023 года президент Шавкат Мирзиёев отметил, что в стране показывают слишком много зарубежных сериалов и предложил поддерживать узбекских творческих деятелей.
Для этих целей в стране будет создана свободная экономическая кинозона Cinema Park. Её задачей будет сделать узбекское кино качественным внутренним продуктом, который бы развивал и консолидировал общество и помогал реализовывать стратегию «Нового Узбекистана». Кроме того, такие фильмы должны стать качественным инструментом «мягкой силы» Республики и продвигать ее идеи далеко за пределы страны.
В общемировой практике достаточно примеров, когда странам удавалось за короткое время поднять свой кинематограф на качественно новый уровень и сделать из него технологию мягкого нативного влияния. Яркими примерами стали Турция и Южная Корея. С помощью своих сериалов и фильмов они значительно повысили осведомленность о своей истории, культуре, религии и достопримечательностях. У этих стран получилось создать «кинематографическое чудо» за счет того, что стали снимать не просто кино, а использовать эти медиа как гуманитарные технологии.
Помимо работы над своим кинематографом внутри страны, Узбекистан ежегодно привлекает к сотрудничеству продюсеров и режиссеров из других стран. Ежегодно Республика открывает свой павильон на Каннском фестивале, чтобы презентовать себя как одну из интереснейших локаций для съемок будущих фильмов. Более того, страна готова покрыть часть расходов кинокомпаний и телеканалов, которые заинтересованы в съемках на территории Узбекистана.
В цели нашего исследования не входило детальное рассмотрение результатов от реализации данного проекта, однако мы точно можем сказать, что создание Cinema Park (при эффективном использовании в нем технологий мягкого влияния) позволит в короткие сроки заместить иностранные фильмы кинокартинами отечественного производства и эффективно завоевывать сердца и умы людей.
Миссия и образ будущего Узбекистана как гуманитарные технологии
Необходимо отметить, что Узбекистан — это единственное среди стран СНГ государство, которое имеет такую четкую и понятную миссию страны. А также зачатки образа будущего. Республика активно использует эти инструменты для решения экономических, политических и социальных задач, а также для консолидации общества и создания бренда Узбекистана.
50% населения Республики — это люди моложе 30 лет. Эта возрастная группа невероятно нуждается в векторе развития и в образцах для подражания. И первым ключевым образцом для молодежи Узбекистана является президент. Однако здесь есть особенность. Предыдущий президент страны, Ислам Каримов, занимал эту должность на протяжении 25 лет. Поэтому бренд президента как профессия стала прочно ассоциироваться с определённым вектором политики, поведением и качествами первого президента Республики.
Новые медиа как гуманитарная технология
Аналогичный проект стоило бы развивать и в книжной сфере. Во-первых, в основе любого качественного кино всегда лежит художественный роман, а не просто сценарий. А значит, романы тоже должны создаваться именно узбекскими авторами. А, во-вторых, книги — это не менее эффективная технология влияния, которая меняет мышление и поведение людей. На книжном рынке Узбекистана сегодня представлено множество литературных произведений, которые завуалировано несут деструктивные идеи для общества. В частности, идеи, которые усиливают радикальные религиозные настроения и ослабляют вектор современного развития государства. Бороться с такими элементами просто запретами — мало эффективно. Так как многие подобные книги переводятся на узбекский язык и публикуются не на территорией Республики, а в страну попадают в обход легального рынка. Также многие подобные книги распространяются онлайн, что усложняет их запрет или другие виды борьбы с ними. Единственный эффективный способ работы с такими книгами и их идеями — это замещение их собственной качественной литературой и перевод специально подобранных технологами произведений.
Похожая ситуация происходит и с другими типами контента. Для успешной реализации такой глобальной миссии как «Новый Узбекистан» необходимо использовать все самые эффективные и современные инструменты трансляции, инновации в управлении вниманием и влиянием на мышление и поведение людей. Необходимо делать все, чтобы не просто рассказать об этой большой идее населению Республики и международному сообществу, но влюбить в нее людей. Завоевать их сердца и умы.
Помимо «послов миссии» (лидеров мнений, публичных популярных людей, молодых политиков, актеров и звезд эстрады) к этой работе важно привлекать и представителей новых медиа — блогеров, онлайн-продюсеров и экспертов, молодых публичных бизнесменов и так далее. Все они создают контент, который смотрят тысячи людей, транслируют им определенные идеи и смыслы, работают через свой контент с мышлением и поведением молодежи.
В этом смысле правительству Республики точно так же ни в коем случае нельзя пытаться запрещать или регулировать такую деятельность. Мягко направлять и поддерживать создателей контента, мотивировать их и встречаться с ними, доносить до них глобальную идею и образ будущего Узбекистана — вот то, что необходимо предпринимать для того, чтобы мягко и нативно сформировать ключевые ценности нации, направленные в сторону развития общества.
Также такой подход усилит информационную политику государства и позволит включить в нее современные инструменты и технологии. Это положительно отразится на развитии общества, так как работа с молодым населением как раз и требует разнообразных современных методов донесения информации. Молодые люди больше не читают стандартную прессу, не пользуются привычными для многих СМИ, мало смотрят телевизор и не готовы воспринимать информацию сухо по фактам. Новое поколение — это поколение экзистенциального, эмоционального и образного восприятия. Используя имманентное (внутреннее) влияние медиа и современные технологии мягкого нативного влияния можно начать доносить информацию по-новому и включить в работу над реализаций стратегии «Новый Узбекистан» даже те слои населения, которые ранее были не активны или негативно настроены.
Культура Узбекистана как «мягкая сила»
В этой части анализа мы хотим отметить несколько успешных примеров того, как Узбекистан использует свою культуру в качестве инструмента «мягкой силы». В 2019 году редакция National Geographic признала узбекскую кухню самой вкусной кухней в мире. Такое признание было сделано по результатом онлайн-голосования и по статистике исследования гастрономического туризма. Узбекская кухня действительно является мощным культурным инструментом, с помощью которого жители других стран мира могут познакомиться с Узбекистаном, его традициями и ценностями. Распространение узбекской кухни повышает процент людей, которые слышали об Узбекистане, знают о нем хотя бы несколько фактов и мечтают попасть туда, где готовят такие вкусные и необычные блюда.
Еще один инструмент — выездные выставки. Мы уже говорили о презентации Узбекистана на EXPO и в Каннах, но было и другое крупное культурное мероприятие — выставка «Великолепие оазисов Узбекистана» в Лувре, которая была приурочена к тридцатилетию дипломатических отношений с Францией. Данную выставку посетили более 160 тысяч человек. О ней писали многие французские и международные СМИ. Выставка стала поистине масштабным и ярким мероприятием.
Однако её информационное сопровождение и освещение внутри самого Узбекистана можно было бы значительно усилить, активнее используя для ее трансляции социальные сети и новые медиа. Данная выставка действительно являлась эффективным инструментом «мягкой силы». Некоторые из экспонатов представленные на ней ранее никогда не покидали Узбекистан. Но самое главное, что «Великолепие оазисов Узбекистана» произвела впечатление не только на французов, но и на многих приехавших в Париж иностранных туристов. Более широкое, эмоциональное и современное распространение информации об этой выставке и фактах, связанных с ней, могло бы подарить жителям Республики Узбекистан огромный повод для гордости и восхищения.
В целом для развития мягкой силы в Узбекистане делается много шагов. Например, был создан специальный Фонд развития культуры и искусства, привлекается меценатская помощь, активно стимулируется деятельность различных правительственных комитетов. Например, молодежного Комитета и Комитета по развитию туризма.
Туризм в Узбекистане
Несколько лет назад у Республики Узбекистан появился свой туристический логотип. Создано и развивается интерактивное приложение, которое позволяет быстро и просто бронировать места в отелях и составлять маршруты для туристов. Страна ставит перед собой амбициозные цели дойти до цифры 10 млн туристов ежегодно. Сейчас страну посещают около 2 млн туристов в год, до эпидемии COVID-19 эта цифра была несколько выше.
Образование в Узбекистане
Еще один момент, который хотелось бы отметить — качество образования. К сожалению, рейтинг многих узбекских ВУЗов значительно ниже, чем у аналогичных учебных заведениях в других странах СНГ. Да, в стране открываются частные школы, начинает развиваться активное использование английского языка. Некоторые университеты Узбекистана предоставляют своим студентам действительно высокий уровень образования, но в целом по стране этот уровень остается достаточно средним.
Также до сих пор имеют место гендерные стереотипы. Особенно в сельской местности. Многие девушки получают высшее образование не для того, чтобы дальше работать по специальности, а для того чтобы удачно выйти замуж. В итоге текущего уровня образования в стране недостаточно для того, чтобы качество человеческого капитала увеличивалось так же стремительно как во многих развивающихся странах мира.
Итоги
В целом Узбекистан развивается поэтапно и имеет хорошие показатели по многим пунктам рейтинга «Индекс развития общества 2023». Однако есть и явные минусы, которые работают против Республики как в «мягкой силе», так и в гуманитарных технологиях.
Если смотреть на «мягкую силу», то страна до сих пор и не сформировала единый экзистенциал и тройственную систему влияния. Глобальная миссия и первичный образ будущего дают государству вектор развития и использования «мягкой силы». Но единая презентационная модель, которая была бы построена с учетом всех современных технологий влияния и использовала бы новые медиа, могла бы сильно продвинуть страну в трансляции ее ценностей. Как для собственных жителей, так и на международной арене.
Страна еще не до конца объединила религиозную и светскую модели развития. А значит, пока еще не смогла выработать эффективное позиционирование по этому вопросу. Республика пока еще не активно использует бизнес, гуманитарные и общественные организации для продвижения своих идей и смыслов. В Узбекистане недостаточно крупных коммерческих брендов, которые работали бы на бренд страны и служили катализаторами для привлечения инвестиций. Также страна пока не проводила никаких масштабных имиджевых мероприятий.
Например, Казахстан за последние несколько лет активно использовал этот инструмент: провел на своей территории Универсиаду, был страной-хозяйкой EXPO. Такие мероприятия не только повышают узнаваемость страны и презентует ее для мирового сообщества, но еще и позволяют привлечь дополнительные инвестиции. А также оставляют инфраструктурные объекты, которые далее могут быть использованы для развития общества внутри страны. Павильоны, в которых проходило EXPO в Астане, сегодня используются как крупнейший информационно-технологический парк — Astana Hub. Там созданы необходимая концентрация контекста и все возможности для молодежи и IT-специалистов разного уровня. Развитие этой площадки имеет более высокие баллы в положительном влиянии на общество и развитии качества человеческого капитала, чем IT Park в Узбекистане.
Подобные имиджевые мероприятия позволили бы Республике Узбекистан громче заявить о себе, привлечь внимание международного сообщества и презентовать себя как современную и инновационную страну. Да, на территории Республики сегодня проходят различные мероприятия, например азиатские игры или музыкальные фестивали. Но ни одно из этих мероприятий не имеет такого статуса, как например Универсиада или музыкальный фестиваль Burning Man.
Во многом именно из-за этого в 2023 году Узбекистан потерял 16 пунктов в рейтинге Global Soft Power Index от компании Brand Finance, и опустился на 101 место среди всех стран, использующих инструменты «мягкой силы». Мы же в своем исследовании «Индекс развития общества 2023» среди стран СНГ отдаем Узбекистану 5 место, предполагая, что страна имеет огромный потенциал для того, чтобы занять лидирующие позицие в этом рейтинге уже в следующем году.
Рекомендации Центра Гуманитарных Технологий
Для того, чтобы Республика Узбекистан ускорила свое развитие, увеличила количество привлекаемых инвестиций и смогла достичь поставленных президентом и правительством целей, Центр Гуманитарных Технологий рекомендовал бы:1. Разработать концепцию бренда должности президента
Кино Узбекистана как гуманитарная технология
Технологии мягкого нативного влияния в Узбекистане уже используются. Яркий пример — фильм «Узбекистанец», созданный командой Uzbekistan's Club. Мы бы отнесли этот фильм к самой успешной гуманитарной технологии, созданной за последние несколько лет в стране. Во-первых, он снят с учетом имманентного влияния медиа (в данном случае документальное кино и YouTube как площадка размещения фильма). Эти медиа мы подробно разбираем в нашем исследовании об использовании социальных сетей для изменения мышления и поведения людей в сторону развития общества.
Здесь же отметим, что медиа сами по себе являются крайне эффективными инструментами влияния. Каждое медиа имеет свое определенное имманентное влияние. Например, кино — это медиа, которое позволяет зрителям пережить и прочувствовать все те эмоции, которые проживают герои фильма. Документальное кино позволяет зрителям полностью погрузиться в те ощущения, которые передает кинокамера. Например, ощущения новизны, величия, радости, любви, гордости и так далее.
Площадка, на которой был размещен фильм «Узбекистанец», также имеет свое особое влияние. YouTube выступает современным аналогом телевидения и по природе влияния на мышление и поведение людей имеет свойства идентичные телевидению как медиа. С одной стороны, такое медиа дает нам безграничные возможности получать любую необходимую информацию и даже весь спектр эмоций, не выходя из дома. А с другой — это эффективный инструмент для формирования у аудитории цельной мировоззренческой картины.
Во-вторых, сам сюжет и подбор героев фильма. Авторы выбрали представителей разного гендера, возраста, социального положения и статуса. Героями фильма стали молодые люди и девушки из бедных и состоятельных семей, родившиеся еще в Советском Союзе или в уже независимом Узбекистане, которые получили хорошее образование сразу или добиравшие его по ходу жизни. Фильм четко раскрывает нарратив каждого героя и рассказывает о его судьбе.
2. Включить гуманитарные технологии в разработку новых крупных проектов, таких как «Центр исламской цивилизации», «Tashkent City», «IT Park», «Cinema Park» и других
Это позволит данным проектам стать технологиями, которые развивают общество, интересны молодежи и поднимают страну на новый уровень. Благодаря этому данные проекты смогут стать инструментами «мягкой силы», привлечь к их реализации дополнительные международные и внутренние инвестиции, а также включить эти проекты в формирования бренда страны.
3. Разработать единую концепцию бренда Узбекистана, основанную на стратегии «Новый Узбекистан» президента Шавката Мирзиёева, культурном коде и миссии страны
Такая концепция позволит объединить между собой все проекты и мероприятия, которые формируют внешнее представление о стране и выстроить дорожную карту презентации Республики Узбекистан на международной арене. Также данная концепция позволит создать из бренда Узбекистана настоящий экономический актив, который уже с первых лет создания будет приносить стране весомые репутационные, финансовые и политические дивиденды.
4. Усилить информационную политику страны (как внутреннюю, так и внешнюю)
Необходимо включить в нее новые медиа и более современные методы работы с информацией. Для внутренней аудитории это позволит увеличить доверие граждан к власти, усилить общую поддержку действий президента и консолидировать общество вокруг идеи «Новый Узбекистан». Для внешней аудитории — вызвать интерес к Республике, увеличить поток туристов и создать положительный имидж страны.
С такой подачей становится просто невозможно не влюбиться в героев и не проникнуться их судьбой. Зрители, благодаря такой режиссерской работе и имманентному влиянию медиа, получают колоссальный заряд мотивации и вдохновения после просмотра фильма.
Люди действительно начинают верить в себя. Верить в то, что они смогут преодолеть любые трудности. Верить в то, что у них все обязательно получится. Фильм закладывает в голову юношам и девушкам ценности, которые очень эффективно влияют на развитие общества. А именно: важность качественного образования, упорство, трудолюбие, терпение, целеустремленность, амбициозность, здоровая конкуренция и целый ряд других ценностей. Благодаря этому фильму у молодых людей появляются вектор развития и образцы для подражания, повышаются мотивация и стремление к раскрытию своего потенциала. Именно поэтому мы называем этот фильм эффективной гуманитарной технологией, то есть технологией способствующей развитию общества.
Но, есть одно «но». Точно с такой же мотивацией, как с мотивацией к образованию, развитию и следованию за своей мечтой, фильм сподвигает молодых жителей Узбекистана переезжать за границу. Происходит это за счет все того же имманентного влияния медиа. Все герои данного фильма — это узбеки, которые переехали жить за границу и добились высот за пределами своей страны. Соединенные Штаты Америки, Австралия, Германия и другие страны показаны в этом фильме через максимально мощный экзистенциал этих стран. Причем экзистенциал этот составлен из нескольких групп элементов.
Первая группа — это то, чего в Узбекистане нет, но что бы жителям страны очень хотелось иметь. Океан, огромные небоскребы, обустроенные набережные, высокотехнологичные транснациональные корпорации и так далее. Вторая группа — это лучшие качества самих героев, которые визуально связывается с геолокацией. Герои фильма бегают, гуляют, работают, отдыхают, занимаются спортом, читают в самых красивых уголках крупнейших мировых городов. В результате таких съемок создается очень вдохновляющий нарратив: красивый современный город и умный успешный человек, добившийся успеха именно в этом городе. В сознании зрителя возникает четкая связка и четкий вектор действий: «Я хочу быть как они. Делать как они. Учиться как они. Жить как они... Жить там, где они».
В конце каждой серии герои рассказывают о своей любви к Родине. В фильме есть отсылки к национальным традициям, кухне и одежде. Герои делятся своими мыслями о том, что они хотели бы изменить или улучшить в Узбекистане, как бы они хотели помочь гражданам своей страны раскрыть потенциал и улучшить свою жизнь. Кроме того, герои фильма не просто говорят об этом, они приезжают на Родину и встречаются с местной молодежью. Но в контексте общего нарратива фильма такие слова звучат как двойное послание и подсознательно считываются как «мы очень любим Узбекистан, но пока здесь нет ничего, что позволило бы нам стать успешными. Если хотите стать такими как мы... уезжайте».
Отмесено, что фильм как гуманитарная технология работает отлично. Но побочным эффектом является четко сформированное желание зрителей переехать из страны и заниматься самореализацией за пределами Узбекистана.
Как технологи, мы считаем необходимым обратить на это внимание и сделать данный фильм частью глобального проекта, рассказывающего о том, что всех тех же высот можно добиться и оставаясь в Республике. Также фильм может быть использован как «мягкая сила». То есть подобные фильмы с определенным экзистенциалом и нарративом могут стать инструментом презентации Узбекистана на международной арене. При условии, что они будут сняты про саму страну, про ее образование, лучшие школы и университеты, возможности молодых людей, инновационные проекты и туристические маршруты.
Отчасти, конечно, так и происходит. Например, у команды Uzbekistan's Club есть серия фильмов об узбекской кухне. Эти фильмы эффективно работают как технология мягкого влияния, продвигая узбекскую кухню среди жителей других стран. Но так как эти фильмы сняты не на территории Узбекистана, они продвигают именно кухню саму по себе, а не гастрономический туризм в Республику и не способствует привлечению туристов.
Правительство Республики прекрасно понимает, что фильм как медиа — это эффективная технология влияния на мышление и поведение людей. В декабре 2023 года президент Шавкат Мирзиёев отметил, что в стране показывают слишком много зарубежных сериалов и предложил поддерживать узбекских творческих деятелей.
Для этих целей в стране будет создана свободная экономическая кинозона Cinema Park. Ее задачей будет сделать узбекское кино качественным внутренним продуктом, который бы развивал и консолидировал общество и помогал реализовывать стратегию «Нового Узбекистана». Кроме того, такие фильмы должны стать качественным инструментом «мягкой силы» Республики и продвигать ее идеи далеко за пределы страны.
В общемировой практике достаточно примеров, когда странам удавалось за короткое время поднять свой кинематограф на качественно новый уровень и сделать из него технологию мягкого нативного влияния. Яркими примерами стали Турция и Южная Корея. С помощью своих сериалов и фильмов они значительно повысили осведомленность о своей истории, культуре, религии и достопримечательностях. У этих стран получилось создать «кинематографическое чудо» за счет того, что стали снимать не просто кино, а использовать эти медиа как гуманитарные технологии.
Помимо работы над своим кинематографом внутри страны, Узбекистан ежегодно привлекает к сотрудничеству продюсеров и режиссеров из других стран. Ежегодно Республика открывает свой павильон на Каннском фестивале, чтобы презентовать себя как одну из интереснейших локаций для съемок будущих фильмов. Более того, страна готова покрыть часть расходов кинокомпаний и телеканалов, которые заинтересованы в съемках на территории Узбекистана.
В цели нашего исследования не входило детальное рассмотрение результатов от реализации данного проекта, однако мы точно можем сказать, что создание Cinema Park (при эффективном использовании в нем технологий мягкого влияния) позволит в короткие сроки заместить иностранные фильмы кинокартинами отечественного производства и эффективно завоевывать сердца и умы людей.
Новые медиа как гуманитарная технология
Аналогичный проект стоило бы развивать и в книжной сфере. Во-первых, в основе любого качественного кино всегда лежит художественный роман, а не просто сценарий. А значит, романы тоже должны создаваться именно узбекскими авторами. А, во-вторых, книги — это не менее эффективная технология влияния, которая меняет мышление и поведение людей. На книжном рынке Узбекистана сегодня представлено множество литературных произведений, которые завуалировано несут деструктивные идеи для общества. В частности, идеи, которые усиливают радикальные религиозные настроения и ослабляют вектор современного развития государства. Бороться с такими элементами просто запретами — мало эффективно. Так как многие подобные книги переводятся на узбекский язык и публикуются не на территорией Республики, а в страну попадают в обход легального рынка. Также многие подобные книги распространяются онлайн, что усложняет их запрет или другие виды борьбы с ними. Единственный эффективный способ работы с такими книгами и их идеями — это замещение их собственной качественной литературой и перевод специально подобранных технологами произведений.
Похожая ситуация происходит и с другими типами контента. Для успешной реализации такой глобальной миссии как «Новый Узбекистан» необходимо использовать все самые эффективные и современные инструменты трансляции, инновации в управлении вниманием и влиянием на мышление и поведение людей. Необходимо делать все, чтобы не просто рассказать об этой большой идее населению Республики и международному сообществу, но влюбить в нее людей. Завоевать их сердца и умы.
Помимо «послов миссии» (лидеров мнений, публичных популярных людей, молодых политиков, актеров и звезд эстрады) к этой работе важно привлекать и представителей новых медиа — блогеров, онлайн-продюсеров и экспертов, молодых публичных бизнесменов и так далее. Все они создают контент, который смотрят тысячи людей, транслируют им определенные идеи и смыслы, работают через свой контент с мышлением и поведением молодежи.
В этом смысле правительству Республики точно так же ни в коем случае нельзя пытаться запрещать или регулировать такую деятельность. Мягко направлять и поддерживать создателей контента, мотивировать их и встречаться с ними, доносить до них глобальную идею и образ будущего Узбекистана — вот то, что необходимо предпринимать для того, чтобы мягко и нативно сформировать ключевые ценности нации, направленные в сторону развития общества. Это единственно верная и эффективная стратегия взаимодействия и с креативной частью населения, и с узбекским обществом в целом.
Также такой подход усилит информационную политику государства и позволит включить в нее современные инструменты и технологии. Это положительно отразится на развитии общества, так как работа с молодым населением как раз и требует
разнообразных современных методов донесения информации. Молодые люди больше не читают стандартную прессу, не пользуются привычными для многих СМИ, мало смотрят телевизор и не готовы воспринимать информацию сухо по фактам. Новое поколение — это поколение экзистенциального, эмоционального и образного восприятия. Используя имманентное (внутреннее) влияние медиа и современные технологии мягкого нативного влияния можно начать доносить информацию по-новому и включить в работу над реализаций стратегии «Новый Узбекистан» даже те слои населения, которые ранее были не активны или негативно настроены.
Культура Узбекистана как «мягкая сила»
В этой части анализа мы хотим отметить несколько успешных примеров того, как Узбекистан использует свою культуру в качестве инструмента «мягкой силы». В 2019 году редакция National Geographic признала узбекскую кухню самой вкусной кухней в мире. Такое признание было сделано по результатом онлайн-голосования и по статистике исследования гастрономического туризма. Узбекская кухня действительно является мощным культурным инструментом, с помощью которого жители других стран мира могут познакомиться с Узбекистаном, его традициями и ценностями. Распространение узбекской кухни повышает процент людей, которые слышали об Узбекистане, знают о нем хотя бы несколько фактов и мечтают попасть туда, где готовят такие вкусные и необычные блюда.
Ещё один инструмент — выездные выставки. Мы уже говорили о презентации Узбекистана на EXPO и в Каннах, но было и другое крупное культурное мероприятие — выставка «Великолепие оазисов Узбекистана» в Лувре, которая была приурочена к тридцатилетию дипломатических отношений с Францией. Данную выставку посетили более 160 тысяч человек. О ней писали многие французские и международные СМИ. Выставка стала поистине масштабным и ярким мероприятием.
Туризм в Узбекистане
Несколько лет назад у Республики Узбекистан появился свой туристический логотип. Создано и развивается интерактивное приложение, которое позволяет быстро и
просто бронировать места в отелях и составлять маршруты для туристов. Страна ставит перед собой амбициозные цели дойти до цифры 10 млн туристов ежегодно. Сейчас страну посещают около 2 млн туристов в год, до эпидемии COVID-19 эта цифра была несколько выше.
Образование в Узбекистане
Еще один момент, который хотелось бы отметить — качество образования. К сожалению, рейтинг многих узбекских ВУЗов значительно ниже, чем у аналогичных учебных заведениях в других странах СНГ. Да, в стране открываются частные школы, начинает развиваться активное использование английского языка. Некоторые университеты Узбекистана предоставляют своим студентам действительно высокий уровень образования, но в целом по стране этот уровень остается достаточно средним.
Также до сих пор имеют место гендерные стереотипы. Особенно в сельской местности. Многие девушки получают высшее образование не для того, чтобы дальше работать по специальности, а для того чтобы удачно выйти замуж. В итоге текущего уровня образования в стране недостаточно для того, чтобы качество человеческого капитала увеличивалось так же стремительно как во многих развивающихся странах мира.
Итоги
В целом Узбекистан развивается поэтапно и имеет хорошие показатели по многим пунктам рейтинга «Индекс развития общества 2023». Однако есть и явные минусы, которые работают против Республики как в «мягкой силе», так и в гуманитарных технологиях.
Если смотреть на «мягкую силу», то страна до сих пор и не сформировала единый экзистенциал и тройственную систему влияния. Глобальная миссия и первичный образ будущего дают государству вектор развития и использования «мягкой силы». Но единая презентационная модель, которая была бы построена с учетом всех современных технологий влияния и использовала бы новые медиа, могла бы сильно продвинуть страну в трансляции ее ценностей. Как для собственных жителей, так и на международной арене.
Страна еще не до конца объединила религиозную и светскую модели развития. А значит, пока еще не смогла выработать эффективное позиционирование по этому вопросу. Республика пока еще не активно использует бизнес, гуманитарные и общественные организации для продвижения своих идей и смыслов. В Узбекистане недостаточно крупных коммерческих брендов, которые работали бы на бренд страны и служили катализаторами для привлечения инвестиций. Также страна пока не проводила никаких масштабных имиджевых мероприятий.
Например, Казахстан за последние несколько лет активно использовал этот инструмент: провёл на своей территории Универсиаду, был страной-хозяйкой EXPO. Такие мероприятия не только повышают узнаваемость страны и презентует ее для мирового сообщества, но еще и позволяют привлечь дополнительные инвестиции. А также оставляют инфраструктурные объекты, которые далее могут быть использованы для развития общества внутри страны. Павильоны, в которых проходило EXPO в Астане, сегодня используются как крупнейший информационно-технологический парк — Astana Hub. Там созданы необходимая концентрация контекста и все возможности для молодежи и IT-специалистов разного уровня. Развитие этой площадки имеет более высокие баллы в положительном влиянии на общество и развитии качества человеческого капитала, чем IT Park в Узбекистане.
Подобные имиджевые мероприятия позволили бы стране громче заявить о себе, привлечь внимание международного сообщества и презентовать себя как современную и инновационную страну.
Во многом именно из-за этого в 2023 году Узбекистан потерял 16 пунктов в рейтинге Global Soft Power Index от компании Brand Finance, и опустился на 101 место среди всех стран, использующих инструменты «мягкой силы».
Мы же в своём исследовании «Индекс развития общества 2023» среди стран СНГ отдаем Узбекистану пятое место, предполагая, что страна имеет огромный потенциал для того, чтобы занять лидирующие позицие в этом рейтинге уже в следующем году,
- говорится в сообщении.
Комментарии (0)