Международная ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA — International Association for the Evaluation of Educational Achievement) представила результаты исследования TIMSS 2023 (Trends in Mathematics and Science Study), посвящённого оценке качества школьного образования по математике и естественным наукам. Об этом сообщает Газета.uz со ссылкой на источник.
Основной целью исследования, проводимого каждые четыре года, является сравнительная оценка образовательных достижений учащихся начальных и средних школ (4-е и 8-е классы) по математике и естественным наукам. Для исследования отбирается репрезентативная выборка школьников стран-участниц, где возраст учащихся должен быть не ниже 9,5 лет (4-е классы) и 13,5 лет (8-е классы). В 2023 году в TIMSS приняли участие 72 страны, включая Узбекистан, который участвовал впервые.
Уровни образовательных достижений TIMSS
TIMSS использует следующую шкалу для оценки знаний:
- 400 баллов — нижний уровень: базовое понимание предмета.
- 475 баллов — средний уровень: способность применять знания в простых ситуациях.
- 550 баллов — высокий уровень: применение знаний в различных контекстах.
- 625 баллов — продвинутый уровень: умение анализировать и решать сложные задачи.
Результаты по математике
4-е классы
Средний результат школьников Узбекистана составил 443 балла (50-е место из 58 стран). Средний балл мальчиков — 446, девочек — 441.
Распределение баллов:
- 5% учащихся — 311 баллов и ниже.
- 25% учащихся — 387 баллов и ниже.
- 75% учащихся — 500 баллов и ниже.
- 95% учащихся — 579 баллов и ниже.
Достижения в отраслях математики:
- Числа, выражения и простые уравнения (50%) — 457 баллов.
- Измерения и геометрия (30%) — 438 баллов.
- Работа с данными (20%) — 408 баллов.
Когнитивные навыки:
- Знание (40%) — 441 балл.
- Применение (40%) — 448 баллов.
- Рассуждение (20%) — 428 баллов.
8-е классы
Средний результат составил 421 балл (32-е место из 44 стран). Средний балл мальчиков — 426, девочек — 416.
Распределение баллов:
• 5% учащихся — 284 балла и ниже.
• 25% учащихся — 360 баллов и ниже.
• 75% учащихся — 478 баллов и ниже.
• 95% учащихся — 575 баллов и ниже.
Достижения в отраслях математики:
- Числа (30%) — 433 балла.
- Алгебра (30%) — 427 баллов.
- Геометрия и измерения (20%) — 415 баллов.
- Данные и вероятность (20%) — 371 балл.
Когнитивные навыки:
- Знание — 416 баллов.
- Применение — 423 балла.
- Рассуждение — 418 баллов.
Результаты по естественным наукам
4-е классы
Средний результат составил 412 баллов (54-е место из 58 стран). Средний балл мальчиков — 414, девочек — 410.
Распределение баллов:
- 5% учащихся — 274 балла и ниже.
- 25% учащихся — 354 балла и ниже.
- 75% учащихся — 470 баллов и ниже.
- 95% учащихся — 548 баллов и ниже.
Достижения в отраслях естественных наук:
- Наука о жизни (45%) — 410 баллов.
- Элементы физики (35%) — 406 баллов.
- Наука о Земле (20%) — 422 балла.
Когнитивные навыки:
- Знание — 415 баллов.
- Применение — 406 баллов.
- Рассуждение — 406 баллов.
8-е классы
Средний результат составил 396 баллов (39-е место из 44 стран). Средний балл мальчиков — 396, девочек — 395.
Распределение баллов:
- 5% учащихся — 277 баллов и ниже.
- 25% учащихся — 345 баллов и ниже.
- 75% учащихся — 444 балла и ниже.
- 95% учащихся — 521 балл и ниже.
Достижения в отраслях естественных наук:
- Биология (35%) — 396 баллов.
- Химия (20%) — 401 балл.
- Физика (25%) — 388 баллов.
- Наука о Земле (20%) — 389 баллов.
Когнитивные навыки:
- Знание — 396 баллов.
- Применение — 397 баллов.
- Рассуждение — 387 баллов.
Анализ результатов
Учащиеся Узбекистана продемонстрировали в основном нижний уровень владения предметами, а восьмиклассники в естественных науках — даже ниже этого уровня. Четверть участников исследования не обладают базовым пониманием предмета, а 75% могут применять знания только в простых ситуациях.
Учащихся, достигших высокого или продвинутого уровня, выявлено не было. Средние результаты мальчиков оказались немного выше, чем у девочек.
Сравнение Узбекистана с другими странами
Согласно результатам PISA 2022, более 60% учащихся Узбекистана не достигли минимального уровня ни по одному из аспектов грамотности (чтение, математика, естествознание).
Факторы, влияющие на результаты
Учащиеся, которые часто занимались чтением и арифметикой до поступления в школу, получили более высокие результаты:
- Математика: 523 (часто занимались) против 503 (редко).
- Естественные науки: 513 (часто) против 496 (редко).
Учащиеся, регулярно пропускающие занятия, отстают на 60–80 баллов.
Дети из семей с высоким статусом опережают своих сверстников на 40–50 баллов. В богатых школах средние баллы выше на 45 баллов.
Школы с хорошей дисциплиной демонстрируют результаты на 40 баллов выше, чем школы с серьёзными проблемами дисциплины.
Успеваемость коррелирует с упором на академические успехи, цифровой грамотностью, чувством принадлежности к школе и отношением учащихся к предмету.
Интересный факт: больше учащихся не любят математику, чем естественные науки.
Комментарии (0)