Объем грузоперевозок в Казахстане за первые 10 месяцев текущего года увеличился на 3,5%, достигнув 263,4 млн тонн, согласно данным Министерства транспорта. При этом внутренние перевозки выросли на 9,7%, составив 156,2 млн тонн, тогда как объем транзитных грузоперевозок остался на прежнем уровне — 22,4 млн тонн. Такой рост стал возможен благодаря продолжающейся модернизации транспортной и логистической инфраструктуры страны.
На заседании правительства под председательством премьер-министра Олжаса Бектенова были рассмотрены текущее состояние и перспективы развития железнодорожной отрасли. С докладами выступили министр транспорта Марат Карабаев и председатель правления АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) Нурлан Сауранбаев.
Развитие железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава
В рамках поручений президента по развитию транспортно-логистического комплекса Казахстана реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов. С прошлого года было отремонтировано свыше 2800 километров железных дорог, что значительно повысило их пропускную способность и общую эффективность национальной сети.
Особое внимание уделяется обновлению подвижного состава. В 2024 году КТЖ закупила 185 локомотивов и 143 пассажирских вагона. Планируется, что к 2028 году парк пассажирских вагонов превысит 3000 единиц, что позволит полностью удовлетворить внутренние потребности в пассажирских перевозках.
Премьер-министр Бектенов подчеркнул необходимость продолжения модернизации железнодорожных станций и инфраструктуры. На сегодняшний день около 90% железнодорожных станций страны нуждаются в ремонте, и решение этой проблемы определено как приоритетное направление работы правительства.
Амбиции Казахстана как регионального логистического хаба
Кроме того, Казахстан стремится стать ключевым транспортно-логистическим узлом в регионе. Важнейшими шагами на пути к этой цели являются модернизация существующих железнодорожных маршрутов, строительство новых логистических центров и расширение парка подвижного состава. Согласно планам, к 2029 году объем транзитных перевозок увеличится с текущих 28 млн тонн до 45 млн тонн, включая обработку 2 млн двадцатифутовых контейнеров.
Также правительство уделяет внимание повышению конкурентоспособности казахстанских транспортных маршрутов в рамках международных коридоров. Премьер-министр поручил завершить работу по созданию качественных и своевременных государственных услуг на пограничных пунктах пропуска. Для упрощения процедур уже проведена интеграция налоговых и железнодорожных информационных систем.
Поддержка частных перевозчиков и развитие морской инфраструктуры
Рассматриваются и меры поддержки частных перевозчиков. Министерству транспорта и КТЖ поручено разработать механизмы стимулирования модернизации их подвижного состава. Внимание уделяется и морской инфраструктуре: расширение порта Актау позволит улучшить обработку железнодорожных грузов и укрепить позиции Казахстана в морских перевозках.
Ожидается, что к 2025 году Министерство транспорта и КТЖ завершат строительство нового контейнерного хаба и дноуглубительные работы в порту Актау. Эти проекты сыграют важную роль в укреплении позиций Казахстана на международном транспортно-логистическом рынке.
Комментарии (0)