В среду, 13 ноября 2024 года, на спортивном стадионе в городе Гардез, столице провинции Пактия, движение «Талибан» провело публичную казнь мужчины, обвиненного в убийстве. Приговор был вынесен в соответствии с исламской концепцией возмездия — кисас. Осужденный, 25-летний Мохаммад Аяз Асад, был застрелен членом семьи своей жертвы тремя выстрелами в грудь.
Наказание было организовано ранним утром, при этом местные власти запретили зрителям использовать камеры и мобильные устройства. На казни присутствовали тысячи жителей, а также высокопоставленные лица, включая министра внутренних дел талибов Сираджуддина Хаккани.
Судебный процесс по законам шариата в Афганистане
«Дело было тщательно изучено тремя инстанциями военного суда Исламского Эмирата», — заявили представители Верховного суда талибов.
Приговор был утвержден лидером движения муллой Хабатуллой Ахундзадой. Согласно их интерпретации шариата, преступник должен быть наказан таким же способом, каким он совершил убийство.
Эта казнь стала шестой публичной казнью в Афганистане с момента возвращения талибов к власти в августе 2021 года. До этого подобные практики проводились активно в 1996–2001 годах, но сейчас они используются реже.
Публичная казнь в Афганистане: международное осуждение
Организация Объединенных Наций и международные правозащитные организации резко осудили эту практику, назвав её «жестокой и бесчеловечной». Эксперты утверждают, что такие публичные казни нарушают основные права человека, включая право на жизнь.
«Кисас — это нарушение международного права и базовых гуманитарных принципов», — говорится в заявлении ООН.
Система наказаний и права женщин Афганистана
Публичные казни — лишь часть системы наказаний, возродившейся при правлении талибов. Помимо смертных приговоров, они регулярно проводят публичные порки на стадионах, карая людей за «аморальные преступления», включая супружескую измену, воровство и гомосексуальность.
По данным Верховного суда Афганистана, только в октябре 2024 года около 100 человек подверглись публичным поркам за различные правонарушения. Среди наказанных были женщины, которые также получили тюремные сроки до двух лет.
Кисас — это? принцип возмездия в исламском праве
Кисас (возмездие, равное воздаяние) — это категория наказаний в исламском праве, которая предусматривает санкцию, равную по строгости совершенному преступлению. Основой кисаса является принцип «равного возмездия», известный также из иудейской традиции как «око за око». Этот принцип упоминается как в Коране, так и в хадисах пророка Мухаммеда, подчеркивая его значение в шариатской системе правосудия.
Талибы продолжают ужесточать законы, ограничивая права женщин. Женщинам запрещено посещать школы и университеты, работать в большинстве сфер, а также находиться в общественных местах без полного покрытия лица. ООН считает, что права женщин в Афганистане достигли критически низкого уровня.
Религиозная политика и международная изоляция Афганистана
Большинство государств официально не признали правительство талибов. Основной причиной остаются жесткие ограничения прав женщин и нарушения международных стандартов. Несмотря на призывы к реформам, представители движения утверждают, что следуют традиционным предписаниям ислама и отрицают вмешательство извне.
Преступления, наказываемые кисасом
Кисас применяется к наиболее тяжелым преступлениям, включая умышленное убийство и тяжкие телесные повреждения, которые наносят необратимый ущерб. Однако если смерть произошла в результате несчастного случая, шариат заменяет кисас на выплату компенсации — дийи. Например, в случае непреднамеренного убийства или причинения вреда ответственность за выплату дийи может ложиться на родственников виновного.
Компенсация и замена наказания вместо кисаса
Вместо кисаса может быть выплачена компенсация за потерю или ущерб. Эта компенсация называется:
- Дийя — выкуп за убитого, выплачиваемый родственникам погибшего.
- Арш — компенсация за телесные повреждения.
Размер дийи и арша зависит от тяжести преступления. Например, при пророке Мухаммеде дийя оценивалась в стоимость 100 верблюдов, а за отсечение руки арш составлял половину дийи.
Современное применение кисас
Кисас практикуется в некоторых мусульманских странах, таких как Саудовская Аравия и Иран. Наказание накладывается только по решению шариатского суда и исключительно в крайних случаях, когда не удается договориться о денежной компенсации. Исполнение приговора осуществляется палачом или членом семьи пострадавшего.
Однако кисас имеет ограничения: он не применяется к несовершеннолетним и людям с психическими заболеваниями, а если виновный скрывается от суда, ответственность за компенсацию несут его родственники.
Известные примеры кисас
Кисас привлек внимание мировых СМИ в 2009 году, когда иранский суд приговорил Маджида Мовахеди к ослеплению за то, что он плеснул кислоту в лицо Амене Бахрами. Однако в 2011 году пострадавшая сама изменила наказание на денежный выкуп, продемонстрировав милосердие.
Таким образом, кисас — это не только инструмент возмездия, но и механизм достижения справедливости через компенсацию, когда это возможно. Его современная практика остается одной из самых спорных и обсуждаемых в мире.
Комментарии (0)