Кризис в Украине стал катализатором глубоких геополитических трансформаций на мировой арене. В ответ на эти изменения, Запад, в лице США и европейских держав, перенаправил своё внимание на Центральную Азию - регион, богатый ресурсами.
Этот сдвиг обусловлен двумя ключевыми факторами:
- Во-первых, предполагается ослабление российского влияния в Центральной Азии, что привело к потере Москвой статуса регионального лидера.
- Во-вторых, Запад стремится противостоять растущему влиянию Москвы и Пекина в условиях формирующегося многополярного мира.
Как отметил Жозеп Боррель, Верховный представитель ЕС по иностранным делам, период западного господства в международной системе подошел к концу.
Вследствие этих изменений ведущие державы - США, ЕС, Великобритания и другие - пересмотрели свою внешнюю политику в отношении Центральной Азии.
Политическая карикатура, изображающая спад западного влияния на фоне усиления роли восточных держав, отражает эти перемены.
В этой статье специалист по международным отношениям Сардор Аллаяров исследует, как вопросы прав человека влияют на внешнюю политику Германии, особенно в её отношениях с центральноазиатскими странами, такими как Узбекистан. С ростом экономического присутствия Германии в регионе возникает вопрос: будет ли Берлин использовать свое влияние для продвижения более высоких стандартов прав человека или же экономические интересы будут иметь приоритет в её отношениях с центральноазиатскими лидерами?
Права человека: Опора внешней политики Германии
Исторический опыт, наряду с приверженностью многосторонности и верховенству права, вложили в Германию глубокую моральную ответственность, возложив на неё обязанность стать глобальным защитником прав человека. Записанные в Основном законе и связанные с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека, Германия обязана продвигать основные права и свободы как внутри страны, так и за ее пределами - принцип, являющийся центром ее внешней политики.
Внешняя политика Германии формируется двумя основными точками зрения. Одна сторона считает, что Германия должна активно подталкивать страны с плохой статистикой по правам человека и гендерному равенству к существенным улучшениям. Это происходит из-за требований парламентариев и рекомендаций правозащитных организаций, в сочетании с Основным законом Германии и правовыми документами Организации Объединенных Наций (ООН). Вторая группа утверждает, что взаимодействие с правительствами по вопросам прав человека не принесет желаемых результатов, отмечая, что такие правительства предпочитают сотрудничать с Москвой или Пекином. Узбекистан также относится к этой категории.
Последние события в международной системе, такие как война в Украине, придали дополнительную важность первому взгляду. Некоторые аналитики отметили стратегическую возможность для Германии взаимодействовать с Центральной Азией, подчеркивая, что такое взаимодействие должно основываться на условиях, способствующих правам человека. Ташкент не исключение в этом отношении. Например, Human Rights Watch настаивала на том, что вопросы прав человека должны быть в центре обсуждения во время визита президента Мирзиёева в Берлин в 2023 году. Фактически, это не новое развитие. В 2011 году Берлин оказывал давление на Владимира Норова, первого заместителя министра иностранных дел на тот момент, чтобы улучшить ситуацию с правами человека в Узбекистане во время его визита.
...Германия должна дать Узбекистану понять, что,
подчеркнул Стив Свердлоу, исследователь Human Rights Watch,
как прежде уже не будет.
Германия в этом контексте в значительной степени полагается на свою экономическую мощь и технологические достижения. Установив себя как привлекательного и ключевого экономического партнера, Германия может поднимать деликатные вопросы за столом переговоров.
Хью Уильямсон, директор Европейского и Центральноазиатского отдела Human Rights Watch, является видным защитником прав человека в Центральной Азии. В своей статье 2019 года он выразил оптимизм по поводу значительного прогресса Узбекистана в этой области и призвал немецкое правительство поддержать президента Мирзиёева в дальнейшем развитии его видения. Четыре года спустя Уильямсон решительно поддержал идею использования экономического влияния Германии в регионе. А именно, взаимодействие Берлина должно быть прочно основано на продвижении прав человека.
Реалистическая дипломатия
Когда речь заходит о проблемах прав человека, позиция Германии по отношению к Центральной Азии описывается как изменчивая и прагматичная. Будь то президент или канцлер, в беседах Берлина с центральноазиатскими лидерами, несомненно, поднимаются вопросы прав человека. Немецкие лидеры придерживаются мнения, что Берлин должен взять на себя ответственность за поощрение стран к прогрессу в «правильном» направлении в области прав человека, делая это основополагающим принципом немецкой внешней политики.
29 сентября 2023 года Шавкат Мирзиёев провёл переговоры с канцлером Германии Олафом Шольцем в рамках первого саммита «Центральная Азия – Германия» в Берлине. Пресс-служба президента
Однако реальность не соответствует вышеупомянутым двум точкам зрения. Следует отметить два момента: (i) несмотря на то, что защита либеральных ценностей за рубежом основана на теоретических соображениях, связанных с либерализмом и теорией демократического мира, поведение Германии в международной системе отражает прагматичный подход, учитывающий реальные интересы и возможности; (ii) необходимо отметить, что при взаимодействии со стратегически важными странами экономические, политические и безопасности интересы будут иметь приоритет над проблемами прав человека. Взяв Китай в качестве примера, можно отметить, что формулировка стратегии Берлина по отношению к Китаю, перед её официальным объявлением, была жесткой по отношению к Пекину, осуждая действия режима за нарушение прав человека в Синьцзяне. Однако аналитики описали реальную стратегию как более мягкую в отношении экономических мер. Последние экономические данные свидетельствуют о том, что зависимость Германии от Китая растёт.
После событий в Андижане в 2005 году, вызвавших осуждение Узбекистана со стороны США, ЕС и Германии, введенные политические санкции были впоследствии ослаблены. Германия, признавая важность Узбекистана для своих интересов в сфере безопасности, в двусторонних переговорах с Ташкентом приоритезировала вопросы безопасности, что повлияло на подход к проблемам с соблюдением прав человека.
Пример этого можно увидеть в размещении немецких войск в Афганистане с 2002 по 2021 год. В течение 13 лет Германия использовала воздушные базы в Термезе, Узбекистан, для снабжения своих войск, что стало возможным благодаря установлению военных связей с Узбекистаном.
Заключение
Узбекистан с энтузиазмом относится к новым возможностям, возникающим в результате укрепления связей как с «Западом», так и с «Востоком», с долгосрочной целью модернизации своего общества. Некоторые могут утверждать, что узбекское правительство предпочитает тесное сотрудничество с Москвой и Пекином, но реальность не подтверждает этот аргумент. Тем не менее, Узбекистан активно изучает новые экономические партнерства по всему миру. Для улучшения германо-узбекских отношений в будущие годы могут быть эффективны следующие рекомендации:
- Приоритет экономических и безопасности интересов. Германии следует избегать давления на Узбекистан по вопросам прав человека, используя свое растущее экономическое присутствие в регионе. В двусторонних переговорах экономические и безопасности интересы должны иметь приоритет над проблемами прав человека. Учитывая геополитические волнения и сдвиги, Узбекистан наряду с Казахстаном стал ключевым партнером благодаря своему стратегическому расположению для альтернативных торговых путей и энергоресурсов. Таким образом, когда на кону жизненно важные интересы, проблемы прав человека могут быть в некоторой степени отведены на второй план.
- Сотрудничество по Афганистану. Германии необходимо сотрудничество Узбекистана в отношении Афганистана. Недавно два правительства начали переговоры о миграционном пактe для облегчения репатриации афганских беженцев через Узбекистан. Учитывая отсутствие международного признания Талибана, Германия может избежать прямых переговоров с режимом. В этом контексте критика Узбекистана за нарушения прав человека может быть неприемлема для Ташкента и препятствовать сотрудничеству.
- Укрепление мягкой силы. Берлин должен усилить свои усилия по укреплению своей мягкой силы в Узбекистане путем увеличения количества немецких школ, продвижения немецкого языка и предоставления большего количества стипендий узбекским студентам для обучения в Германии. Следует приоритезировать более тесное сотрудничество в сфере образования, особенно между университетами. Создание германо-узбекского университетского форума, аналогичного существующему германо-узбекскому форуму здравоохранения, может стать перспективным первым шагом.
- Построение доверия. Для долгосрочного успеха германо-узбекских отношений необходимо доверие. Этого можно достичь путем активного дипломатического взаимодействия на высоком уровне, экономического сотрудничества и помощи в развитии. Например, практическая помощь Германии в модернизации инвестиционных законов Узбекистана укрепит инвестиционную систему страны. В основе стратегии экономической модернизации и развития Узбекистана приоритетом является стимулирование бизнеса и привлечение современных технологий за счет привлечения Иностранных прямых инвестиций (ИПИ).
На этом этапе своих отношений с Узбекистаном Германии следует рассмотреть возможность ослабления своего влияния в отношении проблем прав человека. Берлину не следует забывать, что Узбекистан все еще развивающаяся демократия с самым большим населением в Центральной Азии. Как писал американский дипломат Генри Киссинджер, «… внешняя политика - это не часть теологии или психиатрии». В этом смысле, не было бы законным позиционировать себя в качестве «судьи прав человека», навязывая это в качестве моральной обязанности.
Об авторе:
Сардор Аллаяров – эксперт в области международных отношений, обладающий богатым опытом и знаниями в этой сфере. Его профессиональный путь тесно связан с двумя престижными университетами:
- Ланьчжоуский университет транспорта (Китай): В качестве приглашённого научного сотрудника Сардор Аллаяров активно участвует в исследовательской деятельности, внося свой вклад в развитие международных исследований в Китае.
- Ургенчский государственный университет (Узбекистан): В качестве адъюнкт-профессора Сардор Аллаяров делится своим опытом и знаниями со студентами, способствуя формированию будущих поколений специалистов в области международных отношений в Узбекистане.
Комментарии (0)