Исторически Центральная и Южная Азия были тесно связаны Великим Шёлковым путем, способствующим политическим, экономическим и культурным обменам. Но со временем эти отношения ослабли. Но недавние события выдвинули на первый план проект трансафганской железной дороги, спровоцировавший обсуждение его последствий для региона.
Своим мнением поделились также первый заместитель директора Агентства стратегических реформ при Президенте Республики Узбекистан Абдулла Абдукадиров и аналитик Негосударственного научного учреждения Bilim karvoni Наргиза Умарова.
В ходе дипвизита в Афганистан 12-13 марта глава внешнеполитического ведомства Узбекистана Бахтиёр Саидов обсудил с руководством движения Талибан проект трансафганской железной дороги. Так, подчёркнута его актуальность для стран Центральной Азии, в частности Узбекистана.
Говоря об идее более широких геополитических рамок, Абдукадиров сослался на конфликт между Израилем и Палестиной, обострившегося в октябре прошлого года, в результате чего хуситы перекрыли доступ к Красному морю. Это создаёт угрозу важному морскому пути между Западом и Азией, вынуждая искать другие маршруты.
По мере того, как поиск других путей становится интенсивнее, внимание привлекается к ключевым геополитическим игрокам, в частности, к КНР и Индии на Востоке. Развитие торговых отношений с Китаем, Индией и Россией имеет важное значение для стран Персидского залива, которые выступают связующим звеном между Западной и Южной Азией. Политические и экономические интересы Узбекистана находятся в рамках этой динамичной структуры.
Железная дорога Термез - Мазари-Шариф, функционирующая с 2011 года, обеспечила Узбекистану важную связь с Афганистаном и позволила исследовать другие маршруты транспортировки на фоне геополитической нестабильности во всём мире.
Проект Трансафганской железной дороги, несмотря на его длительное существование, набрал обороты в 2019 году после обсуждений между правительством Пакистана и делегацией из Узбекистана. Основная тема обсуждения была сосредоточена на транспортной логистике и способах интеграции афганской транспортной системы с транспортной системой Пакистана. Пакистан развивает свою транспортную отрасль при поддержке Китая и располагает такими важными портами, как Гвадар и Карачи. В настоящее время Узбекистан стремится соединить Трансафганскую железную дорогу с Пешаваром и даже портом Гвадар.
Китай придаёт меньшее значение центральноазиатским маршрутам, поскольку существуют два основных маршрута. Первый проходит через Россию в Европу, а второй - через Казахстан к Каспийскому морю. Следовательно, железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан не имеет большого значения. Значимость этих маршрутов во многом зависит от объёма перевозимых грузов.
Связь Китая с Ираном через Пакистан имеет решающее значение, особенно в связи с недавним 25-летним соглашением между двумя странами. Китай активно решает технические проблемы, связанные с проектом строительства дороги из Пакистана в Иран. Доступ в Пакистан через Кыргызстан-Узбекистан-Афганистан служит альтернативным маршрутом для Китая, но не основным.
Первоначально Узбекистан планировал выйти в Иран через Трансафганскую автомагистраль.Сейчас Иран завершил строительство железной дороги, проходящей через его территорию, и близок к тому, чтобы протянуть ее к Афганистану. В стратегии «Узбекистан 2035» вопрос выхода в Иран через Афганистан стоит на повестке дня. Этот путь часто упоминается в наших отношениях с Ираном. Это также выгодно Ирану,
- отметил Абдукадиров.
В настоящее время главной целью западного мира является сдерживание развития Китая, отметили жксперты. В результате они пытаются установить торговые отношения с Индией через иранские или другие порты. Россия выступает в этом сценарии ещё одним ключевым игроком. 22 февраля во время визита Президента Узбекистана в Казань Президент России Владимир Путин выразил заинтересованность в строительстве новой транзитной железной дороги через Афганистан.
К концу 2023 года общий объём транзитных грузов, проходящих через Узбекистан, составил 11,3 млн тонн. Общий объём грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту достиг примерно 80 млн тонн. Выход к морю через Афганистан - это наше желание. Для этого необходимо решить несколько факторов. Несомненно, величайшим достижением Узбекистана является строительство железной дороги из Мазари-Шарифа. У нас все еще есть шанс продолжить этот путь,
-заявил Абдулла Абдукадиров.
Торговля через Балтийское море сократилась после вступления Швеции в НАТО. В результате Россия делает упор на глобальный юг. Для России жизненно необходима торговля через Каспийское море из Ирана в Индию. В настоящее время Россия рассматривает второй проект на смену этому маршруту, а также намерена проложить путь через Грузию и Армению, чтобы попасть в Иран.
Россия стремится войти в Иран через Армению и Грузию. У России также есть потенциальный путь выхода в Иран или Пакистан через Казахстан, Узбекистан и Афганистан. Россия в равной степени заинтересована во всех трёх направлениях. Однако, по словам Абдуллы Абдукадирова, весьма вероятно достижение иранских портов через Каспий. Но, как отмечает Абдулла Абдукадиров, есть хороший шанс использовать Каспий, чтобы добраться до иранских портов.
Наргиза Умарова заявила, что трансафганская железная дорога имеет важное значение для Узбекистана. Однако Узбекистан должен использовать имеющиеся возможности. В противном случае он рискует отстать от других стран. В последнее время Туркменистан наращивает транспортные коридоры в направлении как Ирана, так и Пакистана. Это представляет собой конкурентный маршрут для Узбекистана, тем самым сужая его возможности.
Китай сделал существенные инвестиции в Пакистан. Китайско-пакистанский экономический коридор является самым дорогим из глобальных проектов Китая, его стоимость составляет $60 млрд. Поэтому Китай стремится поставлять товары в Пакистан. Несмотря на то, что товары, поступающие в Центральную Азию, могут не иметь первостепенного значения для КНР, они будут оставаться значительными.
Примечательно, что Россия присоединилась к этому проекту и проявила интерес в 2018 году. Кроме того, страны Персидского залива также заинтересованы. В частности, Узбекистан установил тесные отношения с Катаром, при этом специальные делегации из Катара неоднократно посещали Узбекистан. Там прошла презентация проекта трансафганской железной дороги.
По словам Абдуллы Абдукадирова, способность каждой страны экспортировать и импортировать энергетические ресурсы играет решающую роль в обеспечении региональной безопасности и стабильности. В настоящее время внимание сосредоточено на Катаре. Все страны Персидского залива заинтересованы в продаже углеводородных ресурсов Китаю, Индии и Западу. Вот почему эти страны заинтересованы в том, чтобы сделать эту железную дорогу основным транспортным коридором.
Значительное значение имеет продажа электроэнергии, вырабатываемой из углеводородов. Проект CASA-1000, разработанный Европейской комиссией в 70-х годах, привел к появлению проекта трансафганской железной дороги. Цель этого проекта - экспортировать избыточную электроэнергию из стран Центральной Азии в Афганистан и через Пакистан в Индию. В настоящее время проект находится в стадии разработки. Если есть интерес к этому проекту и экспорт энергоресурсов из России или Казахстана понятен, то перспектива реализации проекта CASA-1000 расширится. Вероятно, именно поэтому Россия в настоящее время заинтересована в покупке газохранилищ в Узбекистане.
Туркменистан не может экспортировать большие объемы газа в Китай. Вот почему Туркменистан в основном ориентирует свой экспорт газа на Запад. Ход событий быстро меняется,
- заявила Наргиза Умарова.
Комментарии (0)