Центральная Азия - регион, который имеет огромное стратегическое значение для мировой политики и экономики. Однако этот регион также сталкивается с рядом серьезных угроз, которые могут подорвать его стабильность и развитие. В этой статье мы рассмотрим основные угрозы для центральноазиатских стран и проанализируем мнения экспертов из Казахстана и Кыргызстана, которые делятся своим видением ситуации и возможными путями решения этих проблем.
Казахстан
Таисия Мармонтова, казахстанский политолог
Центральная Азия практически ничем не отличается от основных регионов мира. Поэтому для нас действуют те же угрозы как классические, так и новые. Среди классических угроз можно назвать военную безопасность. Но, в целом, ярко выраженной угрозы военного конфликта нет. Также есть угрозы связанные с терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком, но которые достаточно успешно решаются в рамках деятельности, как силовых структур, так и международной деятельностью, в том числе в рамках ШОС, ОДКБ.
Что касается новых угроз безопасности, то здесь ситуация гораздо сложнее. Для нас серьезными являются экологические угрозы, а именно нехватка питьевой воды. Центральная Азия входит в восьмерку регионов, которые испытывают и будут испытывать дефицит питьевой воды. Это прогноз Азиатского банка развития. Наши питьевые бассейны, основная часть, стрессовые. Соответственно, над этим нужно работать. Ещё один важный момент - это вопрос продовольственной безопасности. У нас хоть и нет прямой угрозы голода, но есть деградация окружающей среды и вопросы, связанные с экономической безопасностью – это качество продовольствия и наличие продуктов, которые мы можем сами производить. Мы очень сильно зависим от импорта. Стоит отметить, что здесь ситуация по странам Центральной Азии достаточно разная. В целом, если говорить об угрозе голода, то это вопрос может коснуться Таджикистана и Кыргызстана. Потому что это связано с высоким уровнем бедности. Если говорит по Узбекистану и Казахстану, то там ситуация получше.
100% никак. Но, в целом, можно сказать, что здесь лучшее оружие от того, чтобы уменьшить риски и противодействовать внешнему и внутреннему давлению – это кооперация, информация и взаимодействие.
То есть, соответственно это активная работа в международных структурах, развитие дипломатии и нахождении инструментов и пути для кооперации, которые позволят вместе решать большие проблемы. Потому что в одиночку риску противостоять очень сложно.
Не поддаваться давлению крупных держав невозможно. Страны Центральной Азии представляют из себя, так называемые, middle power (средняя держава), соответственно, напрямую противостоять давлению супер игроков, таких как Россия, Китай, США, Европейский союз никак, бесполезно. Потому что они нас переигрывают по силовым параметрам, по экономической мощи и по набору инструментов мягкой силе. Но, то, что сейчас демонстрирует Казахстан, пример многовекторной внешней политики – это тот способ как не поддаться на угрозы, на шантаж и соблюдать свой собственный интерес. То есть, быть равноудаленным, лавировать, использовать гибкие переговорные стратегии и, прежде всего, взаимодействовать между собой.
Кыргызстан
Григорий Михайлов
Главный редактор телеграмм-канала «Logistan», эксперт по Центральной Азии
Список угроз для Центральной Азии достаточно широкий. Можно выделить угрозы, связанные со стихийными бедствиями и климатическими моментами: сели, опустынивание и т. д.
Также, необходимо выделить и угрозы, связанные с деятельностью человека, например, высокий уровень износа стратегический важных объектов инфраструктуры. Это сейчас можно наблюдать и в Кыргызстане, в Казахстане проблема, например, связанные с энергетикой.
Нужно обратить внимание и на угрозы, связанные с возможными вооружёнными столкновениями между странами регионами. То, что связано, например, с нерешённостью проблемы границ между Таджикистаном, Кыргызстаном.
Помимо этого, стоит выделить рост населения. При этом здесь характерна нехватка земли, воды и государственной поддержки.
Имеется также риск роста экстремистских настроений, возможность политических кризисов, которые могут вылиться в вооружённые столкновения - список очень широкий.
В отношении того, как регион может себя, то здесь опять же большой комплекс мер, который необходимо было предпринимать ещё 20 лет назад, начиная от их профилактики и, заканчивая вложением большого количества денег, сил и средств врешении проблемы энергетики или нехватки воды.
Решение наиболее актуальных для региона проблем требует вложения десятка миллиардов долларов, значительной политической воли, координации между странами. Кроме этого, возможно и принятие достаточно непопулярных мер, против которых будет выступать часть населения. Это достаточно сложный вопрос.
Как пример темы, которая генерирует значительное число проблем и имеет сложное решение – это нерешённость приграничного вопроса между Кыргызстаном и Таджикистаном.
Любая попытка решить его путём компромисса неизбежно влечёт к обострению политической ситуации и репутационному ущербу для властей той или иной страны. Нерешённость этого вопроса резко повышает риск вооружённых столкновений на границе.
Джумагулов Бактыбек,
Директор центра стратегических исследований Евразии, политолог
Внутренние факторы являются ключевыми рисками и угрозами безопасности, важен вопрос – откуда они берутся? Обычно они связаны не с одним фактором, а с несколькими. Беспорядочная борьба за власть, политические разногласия в обществе, посягательство экстремистских религиозных сил, региональная рознь, этнические противоречия и так далее – все они могут быть причиной.
Помимо этого, cреди угроз стоит выделить и внешние угрозы: международный терроризм, радикальная идеология и военная конфронтация за природные ресурсы и территорию.
Поскольку наибольший риск представляют собой внутренние проблемы, основным способом поддержания безопасности и стабильности в Центральной Азии должно стать их устранение. Даже барьер от внешних опасностей должен возводиться в первую очередь внутри стран. Собственно, государства Центральной Азии это всё яснее осознают, и на это должны быть направлены реформы.
Ключевыми элементами реформ должны быть экономическое развитие, искоренение бедности, борьба с коррупцией, социальная справедливость, повышение уровня жизни населения и обеспечение национального развития и социальной стабильности. Конечно, это будет долгий и мучительный процесс, и успех не будет достигнут в одночасье.
Одним из ключевых механизмов поддержания стабильности и безопасности в Евразии является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). За годы своего существования ШОС приобрела значительный политический вес и авторитет на мировой арене. В связи с уходом США из Афганистана и приходом к власти в этой стране нового политического руководства в 2021 г. вырисовываются крайне пессимистические сценарии развития событий.
Высока вероятность обострения региональных вызовов и угроз в лице терроризма, контрабанды наркотиков, незаконной миграции, гуманитарной катастрофы. ШОС, являясь важным элементом евразийской архитектуры безопасности, обладает хорошим потенциалом для того,чтобы противостоять данным угрозам.
На юбилейном саммите организации в сентябре 2021 г. в Душанбе была выработана единая позиция. Все члены ШОС выступили за решение афганской проблемы посредством политико-дипломатических средств и подчеркнули необходимость формирования инклюзивного правительства. Иран, как полноправный участник, стал для организации дополнительным преимуществом в вопросах решения региональных проблем. Фактор Ирана, оказывающий существенное влияние на развитие Афганистана, может стать одним из ключевых в выстраивании отношений с новыми афганскими властями.
Таким образом, ШОС имеет существенный интеграционный потенциал в сфере безопасности и должна сыграть свою позитивную роль в афганской проблеме.
Укрепление сотрудничества в Центральной Азии в современных условиях крайне необходимо. Так, для всех стран региона наиболее актуальный вопрос внутренней политической стабильности и безопасности.
Для всех стран Центральной Азии актуальны наркотрафик, возможные угрозы из Афганистана.
В условиях изменяющейся картины мира, конфликта между Россией и Украиной, санкций против РФ и активизацией внешних игроков перед странами центральноазиатского региона активизируются риски продовольственной, энергетической безопасности. Эти вызовы актуальны в настоящем году.
Только проведение совместных оборонных мероприятий, учений, а также действия внутри таких организаций, как ОДКБ смогут обезопасить страны Центральной Азии от различных угроз.
Для этого вновь необходима интеграция и многостороннее сотрудничество в рамках различных площадок – ОДКБ, ШОС, СНГ, ЕАЭС и ряда других.
Комментарии (0)