Строительство железной дороги с Китая в Узбекистан через Кыргызстан отложили, сообщает Orda.kz. О данном проекте говорят уже больше четверти века, но несколько дней назад было объявлено, что запланированный на эту осень старт проекта откладывается.
Напомним, что идея строительства железной дороги из Китай-Кыргызстан-Узбекистан обсуждают с 1997 года. Отметим, что данный проект будет невыгоден лишь Казахстану. Потому что, если ЖД пути появятся, то значительная часть потока грузов будет поставляться в обход республике. Сейчас большинство железнодорожных грузов из Китая в Европу везут через Транссибирскую магистраль либо через Казахстан по маршруту Достык – Оренбург – Брест.
«Эти два маршрута продолжают действовать до сих пор, даже с учётом усиливающейся изоляции РФ. Альтернативы им пока нет. Эксперты считают, что чем дольше её не будет, тем выгоднее это Казахстану, который осуществляет таможенные сборы за пропуск через свою территорию китайских грузов. В качестве альтернативы путей через Россию и рассматривается железная дорога Китай – Кыргызстан – Узбекистан, часто называемая ещё CKU», - сообщает издание.
Отметим, что железные дороги Узбекистана соединены с туркменистанскими, а через них с Ираном и Турцией. Такой путь сокращает поставки из Китая до Европы почти на 900 километров. Однако в Кыргызстане ЖД пути не развиты. Там, всего по стране 424 километров рельс на всю республику. Поэтому, строительство СKU в КР – это шанс оживить железнодорожную отрасль.
«Кыргызстан все эти годы назывался основным выгодополучателем от CKU. Потому что это не только железная дорога, но и перегрузочный комплекс на границе. У КНР и республик ЦА разная ширина колеи: в Китае – европейская, в ЦА – российская. Ну и, конечно же, это рабочие места, новая инфраструктура и т. д», — пишет издание.
Новая дорога будет выгодна и Узбекистану. Рынок страны сейчас активно осваивают фирмы из Китая. На СKU также рассчитывал Азербайджан. Об этом в прошлом на встрече с лидерами стран Центральной Азии в Душанбе заявил Ильхам Алиев. Таким образом, новые железнодорожные пути будут выгодны все, кроме Казахстана. Напомним, что почти ровно год назад в Самарканде было подписано соглашение о совместной работе над торгово-экономическим обоснованием СKU. Тогда же было заявлено, что строить железную дорогу планируют начать уже осенью 2023 года.
«В мае этого года три страны-участницы проекта подписали в китайском Сиане дополнительное соглашение. И опять сроком начала строительства называлась предстоящая осень. Но несколько дней назад объявили, что реализация проекта, который, казалось бы, уже был на низком старте, вновь откладывается. И теперь уже на неопределённый срок. Сначала об этом сообщило гонконгское издание Silk Road Briefing», - сообщает Orda.
Эту информацию подтвердил и кыргызский зампредседателя кабинета министров Адылбек Касымалиев.
«Точные сроки я не могу сказать, так как сейчас мы ищем инвесторов, работы начнутся, как только найдутся инвесторы», – завил Адылбек Касымалиев.
Известно, что протяжённость СKU будет 454 километра, 268 из которых проходят через Кыргызстан, с заходом из китайского Торугартского перевала, далее по долине Арпа и месторождению Макмал с выходом в кыргызский Джалал-Абад, а уже оттуда в Узбекистан. Однако Кыргызстан горная страна, поэтому там необходимо проложить 81 мост и пробить 41 тоннель. Учитывая все это, стоимость строительства всей железной дороги СKU оценивается в $4,7 млрд. Такую сумму озвучили в Silk Road Briefing.
На сегодня страны все еще не смогли договориться о том как и кто и в каком объеме будет финансировать строительство железной дороги СKU, которое в очередной раз откладывается.
Комментарии (0)