Идея проекта железной дороги КНР-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран возникла в 70-х годах прошлого века. Одним из авторов был Шайлобек Мусакоджоев, известный кыргызский экономист. Он разработал три варианта железнодорожного коридора через Кыргызстан. После 1991 года проект на долгое время заброшен. О том почему вновь возникла идея его реализации в интервью ИА Daryo рассказал эксперт, политолог, экс-сотрудник ОБСЕ Усенов Уран.
Почему проект до сих пор не реализован, хотя он обсуждается уже долгое время?
Проект данной железной дороги обсуждается уже более 20 лет. Есть несколько причин, по которым он только начинает реализовываться.
Кыргызстан и Узбекистан до последнего времени предлагали различные варианты проектов и не могли прийти к согласию.
В то же время Иран и Китай также имеют свои варианты поставки товаров через железную дорогу. С другой стороны, мы не должны забывать и об интересах России.
Конечно, хотя Российская Федерация и не участвует в этом проекте, но как страна, занимающая первое и вторые места по запасам нефти и газа в мире и Иран, обладающий огромными запасами нефти и газа, два государства могут ускорить или остановить этот проект в зависимости от своих интересов.
Учитывая, что у Китая есть проект «Один пояс, один путь», возникает вопрос, насколько Поднебесная заинтересована в реализации проекта «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран»?
На самом деле это не просто железная дорога из Китая в Иран через страны Центральной Азии. Это большой проект, и он охватывает, помимо прочих, Каспийский, Кавказский, Азиатский регионы.
На данный момент осуществление коридора выгодно Ташкенту, Бишкеку, Китаю. Однако, он не выгоден Казахстану и не очень выгоден России, так как у них уже имеются логистические коридоры для поставки товаров и лишние конкуренты им не нужны.
В свою очередь, после введения санкций, Кыргызстан и Китай стали представлять интерес для Российской Федерации в плане логистических маршрутов.
Думаю, что теперь Москва готова инвестировать в проект как один из членов международного консорциума.
Позиция Ирана по проекту пока является нейтральной.
Проект будет полезен и для Туркменистана, так как будут созданы условия для прямых поставок в страны-покупатели нефти и газа. То есть интересы всех стран-участниц проекта совпадают.
В Бишкеке уже работает офис, который будет координировать строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан с выходом к портам Персидского залива и далее в страны Европы.
Насколько данный проект выгоден Китаю?
Я думаю, что в этом вопросе доминирует геополитика, а не экономика. Поэтому её решение зависит от геополитической ситуации. Разве один конец не начинается в Китае, а другой не заканчивается в Иране? Геополитику также следует рассматривать с этой дистанции. В чем интерес Китая?
Прежде всего, он призван открыть путь к нефтяным месторождениям Дальнего Востока. Если Китай сможет достичь Исламской Республики, он дотянется и до североафриканских и других нефтяных месторождений и получит выход на дешёвые залежи нефти и газа. Сегодня нет сомнений в том, что экономика Китая находится на подъёме и Поднебесная становится страной номер один в мире.
Необходимо учитывать аспекты безопасности. Поэтому вопрос о железнодорожном пути обсуждается уже много лет, и только в последние годы стороны начали приходить к взаимному решению.
Когда было подписано соглашение о реализации проекта?
В сентябре 2022-го года в Самарканде стороны заключили историческое соглашение о реализации проекта по строительству железнодорожной магистрали «Китай - Кыргызстан – Узбекистан».
Оно было подписано тремя высокопоставленными лицами: экс-министром транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики Эркинбеком Осоевым, министром транспорта РУз Илхомом Махкамовым и председателем Госкомитета по развитию и реформам Китайской Народной Республики Хэ Лифэном.
Документ устанавливает рамки сотрудничества между странами для успешной реализации технико-экономического обоснования проекта по строительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».
Данный железнодорожный коридор будет южным ответвлением континентального моста Евразии, обеспечивая открытый путь к рынкам Юго-Восточной и Западной Азии, а также странам Ближнего Востока.
Этот новый маршрут поспособствует доставке товаров из Китая в Кыргызстан и также предоставит связь со странами Центральной Азии и Ближнего Востока, включая Турцию и далее – в Евросоюз.
Планируемый проект будет содействовать укреплению конкурентоспособности на мировом рынке транзитных перевозок, благодаря сокращению дистанции и времени, необходимых для доставки грузов.
В сентябре на саммите Шанхайской организации сотрудничества в 2023 году планируется заключить соглашение между тремя государствами: Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой и Узбекистаном о начале строительства железнодорожного маршрута Китай-Кыргызстан-Узбекистан.
Какова экономическая целесообразность железнодорожной линии?
Реализация данного проекта приведёт к позитивному социально-экономическому влиянию на экономику Кыргызской Республики и стран Центральной Азии, а также расширит предоставляемые транспортные услуги для населения и будет совершенствовать транспортную инфраструктуру.
Сколько продлится реализация данного проекта?
По предварительным оценкам, строительство железнодорожного маршрута через Кыргызстан займёт 3-4 года, а общая сумма проекта составит примерно $7 млрд. Уверен, что будут найдены взаимовыгодные условия для государств, которые принимают участие в реализации данного проекта.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров сообщил, что ему удалось убедить главу РФ Владимира Путина в необходимости строительства железнодорожного пути, который позволит центральноазиатским странам повысить свои логистические возможности, увеличить объёмы пропускной способности грузов и выйти из транспортного тупика.
Интервью взял Коротовских Евгений
Комментарии (0)