В Казахстане началось строительство железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал. Новые ж/д пути появятся в Туркестанской области. Официальный старт работам в режиме телемоста дал премьер-Министр РК и отметил, что это знаковое событие не только для республики, но и для соседнего Узбекистана.
«Железные дороги являются стальными артериями, обеспечивающими развитие экономической и социальной сфер нашего государства. В прошлом году был перевезен максимальный за 30 лет независимости Казахстана объем грузов, который составил свыше 245 млрд тонно-километров. Высокие темпы сохраняются и в текущем году. Для расширения пропускной способности данного участка, а также повышения экспортного и транзитного потенциала нашей страны мы даем старт строительству крупного железнодорожного проекта – новой линии Дарбаза – Мактаарал», — отметил премьер-министр Казахстана.
После укладки первого звена железнодорожного полотна премьер-министр Казахстана поздравил всех с началом работ и обозначил необходимость обеспечить качественную реализацию проекта в установленный срок. Подчеркнув, что строительство новой ж/д магистрали позволит создать 3400 рабочих мест в республике, а доля казахстанского содержания в проекте составит 85%. Сам проект разделен на 2 этапа:
- Первый - строительство линии Ердаут – Мактаарал – государственная граница Узбекистана с выходом на станцию «Сырдарья»;
- Второй - ввод в эксплуатацию ветки Жетысай – государственная граница Узбекистана с выходом на ту же станцию.
Всего будет построено 152 километров железнодорожного полотна. Для этого планируется закупить 19,7 тысяч тонн рельс, а также 280 тысяч комплектов железобетонных шпал и рельсовых скреплений.
В национальной компании «Казахстан темир жолы» подчеркнули, что линия Дарбаза – Мактаарал соединит два отдаленных района Туркестанской области – Мактааральский и Жетысайский – с остальной частью Казахстана.
«Будет построено 9 станций. Железная дорога даст прямой выход грузов с Казахстана в эти районы и с данных районов в Казахстан. Потому что сейчас они вынуждены проходить границу с Узбекистаном. Это сказывается на развитии районов. После строительства они получат новый серьезный импульс», — сказал Канат Альмагамбетов, заместитель председателя правления АО «НК «КТЖ».
Кроме этого, в нацкомпании «КТЖ» заявили, что новые железнодорожные пути существенно увеличат транзитный потенциал Казахстана.
«Грузы, которые идут на Афганистан, Иран, Таджикистан и Узбекистан, будут быстрее проходить по этой линии. Еще один эффект: ослабится напряжение на участке Сарыагаш – Ташкент. В последние годы там много грузов. При этом не все из них вовремя передаются, потому что этот стык не рассчитан на такой грузопоток. Он резко возрос в последние два-три года. Строительство поможет разгрузить этот основной участок и дать движение пассажирским поездам», — отметил Канат Альмагамбетов.
Сейчас обсуждается строительство железной дороги через Пакистан в Индию. Поэтому, запуск линии Дарбаза – Мактаарал станет значительным вкладом Казахстана в развитие этого стратегического маршрута.
«Мы прогнозируем, что грузопоток дополнительно увеличится на 10-14 млн тонн. А в дальнейшем возможен рост до 20-25 млн тонн. Этот участок, обходя Ташкентский узел, будет гораздо быстрее провозить грузы в обоих направлениях», — заключил Канат Альмагамбетов.
Напомним, что крупный инфраструктурный проект реализуется по поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Новая железная дорога направлена на развитие транспортно-транзитного потенциала республики, в рамках которого будет открыт новый пункт пропуска через казахстанско-узбекскую государственную границу. По словам главы правительства РК, до конца года объем перевозок грузов с Узбекистаном ожидается на уровне порядка 31 млн тонн – это на 16% выше, чем в прошлом году.
В целом с начала года объем перевозок грузов между Казахстаном и Узбекистаном составил 25,8 млн тонн. Основной грузопоток проходит через межгосударственную стыковую станцию «Сарыагаш», которая сегодня работает на пределе пропускных возможностей. Поэтому, строительство новой ж/д путей позволит переориентировать грузы с существующего участка Сарыагаш – Ташкент на новую ветку и разгрузить станцию «Сарыагаш», а также увеличить экспортные перевозки в направлении Узбекистана в целом. Кроме того, проект будет способствовать развитию Туркестанской области за счет ее соединения с основной сетью железных дорог республики.
Отметим, что Узбекистан на протяжение долгих лет является одним из крупнейших торговых партнеров Казахстана. Объем взаимной торговли начиная с 1994 года вырос в 9,7 раза. Особенно интенсивно двусторонний оборот развивался с 2016 года и с этого периода вырос на 150%.
По итогам прошлого года, товарооборот между странами вырос на 28,4% и достиг $4,9 млрд. За 7 месяцев этого года объем торговли составил $2,5 млрд. При этом в сентябре министр торговли РК Арман Шаккалиев провел переговоры с заместителем Премьер-Министра Республики Узбекистан Жамшидом Ходжаевым, а также встретился с министром инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан Лазизом Кудратовым. В итоге, страны договорились довести взаимный торговый оборот до $10 млрд.
Основной статьей экспорта из Казахстана в Узбекистан стала пшеница. В этом году республика отправила рекордный объем – 65 тысяч тонн. Кроме этого, казахстанские экспортеры отправляют телефонные аппараты, руду и медные концентраты, необработанный алюминий, легковые автомобили, говядину и подсолнечное масло.
В свою очередь, Узбекистан продает Казахстану кузовы для автомобилей, двигатели внутреннего сгорания, части и принадлежности для машин и тракторов, руды и свинцовые концентраты, строительные кирпичи и виноград.
Стоит отметить, что в рамках дальнейшего расширения транспортно-транзитного потенциала Казахстана правительством ведется планомерная работа по развитию ж/д инфраструктуры. Сейчас также идет строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты и новой железной дороги в обход Алматы. В ближайшее время планируется старт работ по новой ж/д линии Бахты – Аягоз с выходом на третий международный стык с Китаем. Всего в течение 3 лет в республике будет построено свыше 1300 км железных дорог.
Комментарии (0)