Уникальный и самобытный Узбекистан, с его богатой историей, природным разнообразием и гостеприимным народом, все еще остается недостаточно известным миру. Об этом в своей статье размышляет Сувра Чакраборти — предприниматель мирового уровня, международный торговый консультант и основатель компании AMC Overseas (ОАЭ).
Не будет преувеличением, если сказать, что мир до сих пор не знает современный Узбекистан во всей его истинной красоте и значимости.
Так много людей в мире не знают о первозданной красоте, зеленых ландшафтах и молодой энергии, которые определяют эту страну. Миллионы еще не очарованы теплотой и гостеприимством узбекского народа – чувство, которое пленяет меня каждый раз, когда я посещаю эту страну.
Моя цель — определить, какое место занимает Узбекистан в сегодняшнем контексте мировой торговли продовольствием.
Природа благословила страну сияющим солнцем и превосходным климатом, которые помогают производить, пожалуй, самые восхитительные фрукты и овощи в мире, но пока они доступны только поклонникам постсоветских государств и соседних стран. Настало время для всего мира насладиться вкусом Узбекистана.
Я живу в Дубае, мы находимся среди обширных пустынь, где засушливые объятия песков мало что предлагают в плане производства продуктов питания. ОАЭ и Ближний Восток в целом являются нетто-импортерами почти всего, что мы, жители, потребляем каждый день и чем угощаем наших гостей.
Рассмотрим цифры 2023 года: Дубай с его 3 млн жителей принял 16 млн туристов. Поэтому страна является крупным покупателем всего хорошего и конкурентоспособного. Продовольственная безопасность стран ССЗ имеет первостепенное значение, а импортные продовольственные расходы составляют более $53 млрд. Если мы рассмотрим регион MENA, цифры будут еще больше, отражая растущую тенденцию. Между тем, спрос африканского континента на импортные продукты питания продолжает стремительно расти, достигая огромных сумм более $100 млрд.
Если вы посетите супермаркеты Дубая или Эр-Рияда, вы найдете множество фруктов из таких далеких стран, как Чили, Эквадор или Южная Африка. Для сравнения, Ташкент находится всего в 3,5 часах полета от Дубая. В эпоху, когда Covid подчеркнул ценность близкого расположения, мне интересно понять, почему в Дубае узбекские продукты появляются лишь спорадически, а не являются устойчивым основным продуктом в наших местных супермаркетах?
Моя профессиональная карьера началась в Украине в 1991 году, где меня назначила торговая компания, базирующаяся в Сингапуре. Очарованный возможностями в новой независимой стране, я отправился в предпринимательское путешествие в 1996 году, основав собственное предприятие AMC OVERSEAS. С тех пор мы с моей командой экспортировали продукцию из региона Черного моря примерно в 100 стран на всех континентах и посетили около 75 из них в процессе.
Как опытный глобальный предприниматель и практик международной торговли, я признаю, что несколько стратегических направлений могли бы вывести Узбекистан в эшелоны настоящего мирового игрока:
Диверсификация рынка Узбекистана
В мире, где перемены являются единственной константой, эта аксиома особенно верна для рынков и маркетинга. Хотя для Узбекистана крайне важно сохранить свою долю рынка и признание, которыми он пользуется на исторически развитых рынках в регионе соседства и СНГ, не менее важно расширить охват новых рынков, рынков, которые еще не исследованы.
Если проанализировать демографические тенденции, силу потребления, простоту ведения бизнеса и присущие узбекским продуктам сильные стороны, то становится очевидным, что рынки Ближнего Востока и регионов MENA готовы стать центрами коммерческой экспансии Узбекистана. Основываясь на моем обширном опыте путешествий и развития бизнеса в разных частях континента Африка, я чувствую, что пришло время начать соединять точки с этим молодым и динамичным регионом.
Узнаваемость страны и повествование — сила повествования может увлечь аудиторию всех возрастов, если оно сделано мастерски.
В середине девяностых я начал продвигать высококачественную тонкую химию из стран СНГ. Компания «Заря» в Рубежном (Луганская область) производила очень качественный продукт под названием ПНТ (пара-нитро-толуол). У этого нишевого химиката было очень мало мировых производителей, а немецкий гигант BAYER долгое время занимал доминирующее положение на азиатских рынках Китая, Индии и Японии.
Когда мы взялись за проект по продаже ПНТ в Китай, самой большой проблемой, с которой мы столкнулись, были не типичные проблемы цены или качества. Вместо этого, это пришло с другой интересной стороны. Стране «Украина» было всего несколько лет, ее существование было практически неизвестно в более изолированных регионах Китая, где расположено большинство химических заводов. Эта неосведомленность привела к значительному скептицизму относительно надежности Украины как устойчивой альтернативы хорошо зарекомендовавшему себя немецкому конкуренту. Вдобавок к этому, наша компания также была совсем новым игроком без больших глобальных полномочий, которыми можно было бы похвастаться.
Мне стало ясно, что без веских аргументов в пользу страны-производителя у нашего продукта мало шансов на рынке.
Дмитрий Менделеев пришел мне на помощь. Я рассказал своим китайским клиентам, что вся современная химия начинается с Периодической таблицы Менделеева, а профессор не только жил и работал в Киеве, но и основал химический факультет в знаменитом Киевском политехническом институте (КПИ). Посетив институт, можно увидеть бюст этого знакового химика, как свидетельство его наследия. Поскольку моя аудитория хорошо разбиралась в химии, эта ссылка сразу же нашла отклик, позволив им воспринять страну как страну с глубоким пониманием химических наук.
Затем я поделился историей еще одной всемирно известной личности, Игоря Сикорского, прославившегося своими пионерскими разработками в области вертолетной техники. Я сфотографировал здание на Тургеневской улице в Киеве, где он когда-то жил, по соседству с нашим офисом.
Такие истории оказывали магическое воздействие на умы моих потенциальных покупателей, заставляя их осознать: хотя они, возможно, и не знают многого о стране происхождения, глубокие познания страны в области химии и инженерии, имеющие решающее значение для производства превосходной продукции, были неоспоримы. За три года мы успешно расширили свое присутствие на рынке в Китае, Индии и Японии, сопоставив всю ежемесячную производственную мощность завода со спросом.
Те же самые гибкие навыки снова стали инструментальными, когда мы начали продавать подсолнечное масло на Ближнем Востоке и далее в странах Центральной и Восточной Африки. Чтобы эффективно продавать продукт, было необходимо сначала «продать» страну. Это играет решающую роль, когда вы выходите на мировой рынок, предлагая продукцию из относительно менее известных стран. Мы должны признать, что «новый» Узбекистан находится всего 7 лет на своем пути, и ему нужны такие убедительные истории, чтобы привлечь внимание и завоевать доверие на мировом рынке.
Исторически известные города, такие как Самарканд и Бухара, а также такие великие ученые, как Улугбек, Аль-Хорезми или Навои, предоставляют богатую ткань, из которой можно плести увлекательные истории, которые резонируют с контекстом вашего продукта или услуги. Аналогичным образом, современные мировые личности, такие как знаменитые судьи ФИФА или выдающиеся молодые гроссмейстеры по шахматам, могут обогатить повествование, если их правильно интегрировать.
Культура может легко открыть двери, которые бизнес сделать не может.
Отсутствие выхода к морю – образ мышления:
При выходе на глобальный уровень мы не можем не учитывать географическое положение страны. Узбекистан является одной из двух стран в мире, не имеющих выхода к морю, что часто упоминается как препятствие для доступа к зарубежным рынкам. Однако многочисленные страны, не имеющие выхода к морю , успешно справились с этими проблемами. Швейцария, например, сделала свой изысканный шоколад и сыры любимыми во всем мире. Эфиопский кофе сорта «арабика» ценится во всем мире, несмотря на отсутствие у страны выхода к морю.
На майском TIIF я привел доводы, указав, что бананы из Ямайки добрались до рынков Ташкента, преодолев значительные логистические препятствия. Это приводит к вопросу: почему узбекская продукция не может достичь аналогичного глобального проникновения?
Необходимо провести тщательный анализ предлагаемых нами продуктов, сосредоточившись на их конкурентных преимуществах с точки зрения как количества, так и качества. Следуя швейцарской истории успеха, мы видим, что повышение ценности и брендинга продуктов может быть жизнеспособным решением. Поэтому я думаю, что проблема может заключаться в изменении мышления с «отсутствия выхода к морю» на «привязанность к суше».
Развитие региональной синергии:
Мы все воодушевлены политикой добрососедства, исходящей от самого верха Его Превосходительства Президента Шавката Мирзиёева. Учитывая стратегическое географическое положение Узбекистана и геополитический ландшафт, это региональное сотрудничество может дать стране столь необходимое преимущество не только в плане политики, но и оптимизации маршрутов перемещения грузов, повышения эффективности, снижения затрат и укрепления безопасности. Узбекистан является активным участником развития различных торговых коридоров по всей Центральной Азии (Средний коридор, Международный транспортный коридор Север-Юг, коридор Алматы-Тегеран-Стамбул и т. д.), внося значительный вклад в экономическую интеграцию региона.
Готовность персонала:
При наличии ключевых элементов: продукта, рынка, логистики и правильной политики, ключевую роль HR невозможно переоценить. Без рабочей силы, которая хорошо обучена, имеет широкие взгляды, свободна от предрассудков и стереотипов, и оснащена навыками межкультурного общения, на мировом рынке мало что может быть достигнуто.
Самый ценный актив нации — это ее мотивированная и хорошо обученная молодежь. Узбекистану повезло иметь сильный демографический дивиденд, характеризующийся молодым и динамичным населением. Немного обучения глобальному гражданству действительно может сотворить чудеса, раскрывая их потенциал для достижения успеха на мировой арене.
Вывод: Инвесторы со всего мира стремятся изучить динамику торговли страны, прежде чем вкладывать в нее свои ресурсы. Поэтому развитие устойчивой внешней торговли является существенной прелюдией к значительному притоку иностранных инвестиций.
Сегодня в каждой семье Узбекистана день начинается с чая из Индии или кофе из Африки, но давайте стремиться к тому дню, когда в этих далеких странах каждая утренняя чашка будет сопровождаться лучшими узбекскими сухофруктами и джемами.
Экспорт не возникает случайно, для устойчивого развития экспорта необходима продуманная национальная стратегия.
Автор: Сувра Чакраборти
Предприниматель мирового уровня, основатель и директор AMC Overseas (ОАЭ), международный торговый консультант, управляющий партнер Rishi Partners (Нидерланды), официальный консультант ITC (Швейцария), FAO (Италия), EBRD (Великобритания), QazTrade (Казахстан), приглашенный лектор и член внешнего консультативного совета по программе развивающихся рынков Школы бизнеса и экономики Маастрихтского университета, Нидерланды, а также почетный президент удостоенного ЮНЕСКО симфонического оркестра «Киевский классик», Украина.
Комментарии (0)