Говорят, что потребность в хлопке сыграла огромную роль в завоевании Туркестана царской Россией. Потому что из него был изготовлен порох для оружия. Узбекистан превратился в плантацию «белого золота» из-за того, что земли соседних стран были признаны непригодными для посева хлопка. Это привело к истощению Аральского моря, ухудшению здоровья людей, экологической катастрофе и многим другим неразрешимым проблемам. В этой статье обсуждаются корни хлопковой политики и ее последствия.
Стал ли Узбекистан жертвой хлопковой политики СССР?
В Узбекистане в этом году уже завершается уборка хлопка. Однако «белое золото» не собирается насильно, как раньше. Население добровольно, за хорошую плату выходит на поля. Но были времена, когда учителя, медицинские работники и работники социальной сферы были обречены ежемесячно собирать хлопок. Пропаганда была такой, что многие считали, что сбор хлопка — это патриотизм.
До 1991 года хлопковые плантации занимали 98% земли для посева (более 2 млн га). В год в республике выращиваось 4,5 млн тонн хлопка. Это больше 60% годового объема хлопка во всем СССР. В сезон уборки урожая задействовано 2,5-3 млн человек.
По мнению доктора философии Ферузы Иззат, в советское время хлопок пользовался большой популярностью.
«Хлопок использовался для промышленности и одежды. Но не только поэтому. Во времена СССР также производился порох из хлопка. Хлопковый порох был основным сырьем в советских вооруженных силах. Если хлопок увеличивается, то и порох увеличивается», — со слов исследователя.
Анализируя тему, Феруза Иззат рассказала об историческом событии, а точнее о том, как в Узбекистане был резко увеличен «план» хлопка. Она отметила, что в 1974 году Узбекистан перевыполнил план, передав 5 млн тонн хлопка. Хотя по плану требовалось заготовить всего 1,5 млн тонн. После этого спрос возрос, и руководству страны было поручено заготавливать 5 млн тонн хлопка в год.
По словам историка Ихтиёра Эсонова, еще до советского времени, во времена царской России, Туркестан планировали превратить в хлопковую плантацию, и именно этот фактор сыграл решающую роль в завоевании Бухарского, Кокандского и Хивинского ханств.
«В 1860-х годах царская Россия начала испытывать острую потребность в хлопке. В конце XIX века, после трудностей с поставками американского хлопка, планировалось захватить территории Туркестана и засеять их хлопком. В то время Туркестан был назван российской хлопковой базой. Получается, это было не только в Советском Союзе, но и во времена царской России. Хотя на самом деле наши предки не были людьми, которые сеяли много хлопка. Они занимались садоводством и земледелием.
Основанная в 1924 году как социалистическая республика, Узбекистан стал главной хлопковой базой СССР. С 1938 года жители сёл и городов стали беспощадно использовать землю для выращивания хлопка. К 1980-м годам хлопок составлял 65% валового внутреннего продукта страны. Конечно, мы не можем жить без хлопка. Только 10% хлопка перерабатывалось в стране, а остальное забирали в качестве сырья», — говорит специалист.
Политолог Сухроб Боронов в интервью корреспонденту «Daryo» рассказал о письме генерал-губернатора Туркестана Кауфмана российскому императору Александру II в ноябре 1872 года.
«Мы должны следовать приказу, по которому воды Амударьи и Сырдарьи не достигли Арала. Необходимо использовать воду этих рек для орошения хлопковых полей до последней капли. Вскоре Аральское море высохнет, когда воды рек будут поглощаться хлопковыми полями. Затем мы развернем сибирские реки, чтобы заполнить Арал. Только тогда мы сможем навсегда сохранить зависимость Туркестана от России».
«О судьбе Аральского моря свидетельствует суть этого письма», — говорит специалист.
Президент Шавкат Мирзиёев также затронул тему хлопковой политики на мероприятии, посвященном 32-летию независимости Узбекистана.
«Господство хлопка было бедствием для узбекистанцев. Хлопковая политика осушила Арал, привела экологию к кризису, подорвала экономику и систему образования. В результате несколько поколений стали бездумными. Мы все еще боремся с этим.
Сегодня в хлопководстве внедрены принципы рыночной экономики, сфера нашла своего хозяина. В результате учитель вернулся в школу, врач - в больницу, предприниматели были освобождены от сбора хлопка, принудительный и детский труд был прекращен. Узбекистан исключен из международных черных списков», — сказал глава государства.
К чему привела хлопковая политика?
После обретения Узбекистаном независимости первая администрация страны продолжила традицию времен СССР, и население было вынуждено собирать хлопок. Почему тогда парламент не пытался предотвратить принудительный труд?
«В это время осени все — школьники, работники банка, врачи и другие — были на хлопке. В то время я отчитывался перед Международной организацией труда. Никто больше не пошёл бы. Была только одна государственная политика. То есть хлопок являлся стратегическим товаром. Основным источником поступления валюты в Узбекистан был хлопок. Тогда мы получали около $1 млрд от хлопка.
Сейчас мы получаем такую же прибыль, продавая фрукты и овощи. Я часто думаю об этом. Когда СССР был единым народным хозяйством, Узбекистан специализировался на хлопководстве. Из этой системы невозможно выйти за один день. Наше народное хозяйство превратилось в сырье. Во времена СССР основную добавленную стоимость хлопка получали не мы, а страны Балтии. Мы также давали им пищу, получаемую из семени, которой скармливают скот, но не могли взять ее себе.
Во-вторых, к сожалению, наша экономика была приспособлена к производству сырья. Трудности с получением валюты также были серьезным препятствием для многих контактов. Мы закрыли конвертацию валюты в 1997 году. После этого мы могли продавать только хлопок. Поэтому мы сделали акцент на хлопке», — сказал первый заместитель председателя Законодательной палаты Олий Мажлиса Акмаль Саидов.
Он заверил, что у детей и студентов были свои плюсы и минусы.
«Самым большим достижением в эпоху социализма было образование. Это тоже нельзя отрицать. В то время образование было бесплатным и 98-99% населения было грамотным. Это был один из самых высоких показателей в мире. Это признано международными организациями», — говорит депутат.
Ихтиёр Эсонов в свою очередь опроверг этот аргумент Акмаля Саидова.
«Говорят, во времена СССР образование было бесплатным. После того, как они используют вас бесплатно, они дают вам бесплатное образование. Они получали большую прибыль от хлопка. В 70-е и 80-е годы хлопок стоил на мировом рынке очень дорого», — говорит историк.
Акмаль Саидов признал, что из-за хлопковой политики в Узбекистане резко упал статус учителя.
«Даже Амир Темур оставил завещание: «Если я умру, у моего учителя будет тысяча ног».
Как относились к учителям и к обучению? И сейчас мы не можем вернуть уважение к учителям. Это происходит не за один день. К сожалению, смена общественного сознания — это не однодневный труд»
Ихтиёр Эсонов подчеркнул, что хлопковая политика СССР привела к ряду трагедий. После принудительного посева хлопка в нации сформировался дух рабства, а урожайность земель резко снизилась.
«До сих пор мы не можем выйти из-под его влияния. Мы знаем, что американцы порабощали людей, привезенных из Африки. Этих людей заставляли чувствовать свое рабство каждую минуту своей жизни. Они боялись, что, если этого не сделать, рабы восстанут. Если я сравню с ними наших людей, я удивлюсь, ведт колонизаторы посредством хлопковой политики настолько виртуозно поработили наш народ, что наши предки даже не почувствовали их порабощения.
Во время сбора хлопка с неба распылялись ядовитые средства. Этот яд повлиял на наш генофонд. Люди страдали различными заболеваниями. В те времена умерло много людей в возрасте от 40 до 50 лет. Хлопок негативно сказался даже на нашем мышлении, крови. Из-за этого появились те, кто не думает. Хлопок отравил не только нашу землю, но и наше сознание. Он сделал людей рабами без разума.
Когда канадские фермеры приехали в Узбекистан и увидели наши земли, они начали плакать: «Вы сделали землю наркоманкой. Неужели урожайность настолько низка!?».
В результате неэффективного орошения хлопка Арал высох. Ведь вода использовалась беспощадно. Социально-экономические последствия советской политики напрямую повлияли на будущее Узбекистана. Страна оказалась в водовороте социальных проблем», — проанализировал ситуацию специалист.
Обязательный сбор хлопка в период независимости
В течение 80 лет в Узбекистане при выращивании хлопка использовался принудительный и детский труд. Даже в XXI веке говорили «хлопок - это наше национальное достояние». Собирали хлопок в сезон сбора урожая все, кто получал зарплату из бюджета (врач, учитель и другие).
«Чем мы занимались 20-30 лет? Мы работали с хлопком и зерном. Когда мы учились, студентов забирали на хлопок 1 сентября и возвращали 28 декабря.
Какой предмет можно спросить у ученика, который учился в такой системе? Учителя пришли с хлопка и жили мечтой о хлопке в следующем году. Кому нужен хлопок и кому он приносит пользу? Это не принесло пользы нашей нации. Беда привела к страданиям. Наш труд оклеветали», — сказал Шавкат Мирзиёев на заседании Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам в феврале 2020 года.
В результате в 2009 году международная коалиция Cotton Campaign объявила бойкот узбекскому хлопку, для сбора которого использовался принудительный труд. За 12 лет 331 глобальный бренд и ритейлер пообещали бойкотировать узбекский хлопок. Крупные рынки, такие как США, Европа и Канада, были закрыты для экспорта узбекского хлопка.
В результате резко сократился экспорт хлопка. Это негативно сказалось на инвестициях и валютных поступлениях в республику, создании новых предприятий и рабочих мест, а также на уровне жизни населения.
Только в 2017 году правительство Узбекистана начало упорно работать над прекращением принудительного труда. Проведена активная работа по устранению бойкота. Введена уголовная ответственность за использование принудительного труда, отменены квоты на выращивание хлопка, значительно повышена заработная плата сборщиков.
Подтверждено, что в период уборки хлопка в 2021 году в стране прекратился принудительный труд. Тогда коалиция Cotton Campaign сняла бойкот с узбекского хлопка.
Нынешний председатель Налогового комитета Шерзод Кудбиев, будучи министром труда, пояснил, что принудительный труд был разрешен при сборе хлопка.
«Никто не выходил добровольно и не хотел собирать хлопок. Естественно, были случаи, когда студентов и школьников отправляли на сбор хлопка. Самая большая проблема - бюджетные организации. Органы местной власти принуждали детские сады, школы и органы здравоохранения.
Раньше на самом здании правительства было написано: «Все на сбор хлопка». Борьба с принудительным трудом также была сложной из-за отсутствия экономических стимулов».
Отказаться от посева хлопчатника?
Президент Шавкат Мирзиёев, придя к власти, пообещал сократить объемы производства хлопка и обеспечить разнообразие сельскохозяйственной продукции. Например, в начале 2020 года глава государства в своем обращении к Олий Мажлису заявил, что Узбекистан планирует отменить госзаказ на хлопок и зерно.
Как было обещано, в марте 2020 года государственный заказ был официально аннулирован, но до сих пор с мест поступают сообщения о вмешательстве хокимов в уборку урожая.
Юрисконсульт Всемирной торговой организации Умида Хагназар также подчеркнула, что в Узбекистане по-прежнему преобладают хлопок и зерно, хотя они и перешли на кластерную систему.
Не будем заходить слишком далеко, в нынешнем году после распространения голосового сообщения председателя одной из махаллей Кашкадарьинской области, в котором говорилось о том, что тем, кто не пойдет на сбор хлопка, не будут выдавать деньги, чиновник был оштрафован на сумму в размере 19 млн сумов. Однако очевидно, что глава местного избирательного органа не пытался добровольно привлекать людей к сбору урожая. Но вместо того чтобы дойти до «закулисья», который ему это поручил, инспекторы наказали самого председателя.
В Узбекистане до сих пор выращивается большое количество хлопка. В частности, показатели за последние четыре года следующие:
- 3,8 млн тонн в 2020 году;
- 3,4 млн тонн в 2021 году;
- 3,5 млн тонн в 2022 году;
- 3,7 млн тонн хлопка в 2023 году.
Сбор хлопка будет полностью автоматизирован
По словам заместителя министра сельского хозяйства Алишера Шукурова, в стране расширяется масштаб сбора хлопка на специальных машинах.
«Основная часть урожая хлопка 2024 года собирается комбайнами. Конечно, не хватает технических специалистов. Но идет переход на комплектные уборочные машины.
В то же время осуществляется переход на водосберегающие технологии в поливе хлопка. В этом году мы достигли 100 тысяч га, а в следующем году достигнем 400 тысяч га. Отныне хлопок будет орошаться исключительно водосберегающими технологиями. Сейчас мы внедряем систему двухрядной (схема 76) посева хлопчатника под пленку. В этом случае производительность существенно возрастает.
Посев хлопчатника по новым технологиям начался в нынешнем году на основе опыта Китая. На территории Синьцзяна почти 2,5 млн га земли было засеяно хлопком на основе этой технологии», — говорит Алишер Шукуров.
Заместитель министра также отметил, что в настоящее время в Узбекистане действуют 100 кластеров и 80 тысяч фермеров.
Сегодня в республике расширился экспорт хлопка не как сырья, а как готовой текстильной продукции. В 2025 году страна планирует отказаться от экспорта хлопкового волокна и обеспечить его полную переработку на внутреннем рынке.
Согласно статистике, в январе - сентябре 2024 года Узбекистан экспортировал текстильной продукции на $2,2 млрд. Это составляет 11,2% от общего объема экспорта. Для сравнения, в 1992 году 90% всего экспорта страны составлял хлопок.
Комментарии (0)