Решением Кабинета Министров от 13 сентября утверждены меры поддержки производителей хлопкового сырья на 2024 год, которые предусматривают установление начальной фьючерсной цены на хлопковое сырье на товарной бирже в размере 7,8 млн сумов за тонну.
Фермеры и кластеры не могут продавать хлопок ниже этой цены, которая зависит от котировок мирового рынка. При этом минимальная цена за тонну во всех биржевых контрактах составляет 6,8 млн сумов. Субсидия в размере 1 млн сумов выплачивается на основании электронных счет-фактур за каждую тонну хлопка, проданную на бирже.
Однако независимый экономист Юлий Юсупов заявил, что чиновники установили эту цену исходя из сезонных максимумов начала года, когда на рынке наблюдалась восходящая тенденция. К осени цены на Нью-Йоркской бирже снизились, и по методике пересчета 1 килограмм хлопка приблизился к 6 тыс сумов. В соседнем Казахстане хлопок можно купить еще дешевле, сказал он.
«Текстильные предприятия находятся в сложной ситуации. Им выгоднее покупать хлопок на мировом рынке. В противном случае они не смогут конкурировать с теми, кто покупает более дешевое сырье», - пишет Юсупов.
Музаффар Раззfков, глава компании Global Textile Company, пояснил, что нынешняя ситуация, когда себестоимость продукции превышает мировые цены, свидетельствует о провале на рынке. Он предложил изучить международную практику, например, фонды сельскохозяйственной стабилизации, используемые в таких странах, как США, где правительство компенсирует разницу в ценах посредством специальных программ со строгими требованиями участия для фермеров, выращивающих хлопок.
«Переход к рыночной экономике и регулирование рынка – это одновременно болезненный и сложный процесс. Ни мы, ни правительство точно не знаем, как правильно осуществить этот переход. Некоторые выступают за немедленное регулирование рынка, но это приведет к хаосу, которого правительство не допустит. С другой стороны, мы уже испытали жесткий административный контроль, что создало определенные проблемы. Мы все понимаем необходимость перехода к рыночной экономике, но никто не знает, как этого добиться», - сказал он, заявив, что выступает за сбалансированный подход, учитывающий интересы как фермеров, так и текстильных предприятий.
Ранее в этом году была попытка найти приемлемое ценовое решение, но в конечном итоге она привела к идее минимальной цены. Музаффар Раззаков выступил против установления строгой минимальной цены и предложил вместо этого установить ценовой диапазон или «ценовой коридор».
Для определения минимальной цены использовались старые цены на хлопок за последние шесть лет и последние 12 месяцев, но Музаффар Раззоков предложил использовать фьючерсные индексы для отслеживания динамики цен. Но это предложение не было поддержано, и минимальная цена была установлена на уровне местного максимума.
«Когда мы вступили в сезон сбора хлопка 2024 года, мировые цены значительно упали. Наша текстильная промышленность интегрирована в мировую экономику, поэтому мы не можем полагаться только на внутренние факторы. Нам приходится адаптироваться к условиям мирового рынка, потому что именно там мы продаем текстиль. Взаимопонимание между фермерами, местными властями и Министерством сельского хозяйства имеет большое значение».
Если мы, как производители текстиля, говорим: «Представьте, я покупаю хлопок, но не могу его продать, потому что обанкрочусь», они говорят: «Это не наша забота, вы подписали контракт».
«Это приводит к тупику, когда рыночная реальность сталкивается с административным контролем. Мы застряли между молотом и наковальней», - сказал он.Музаффар Раззаков также объяснил, почему он против минимальной цены. Хотя некоторые утверждают, что это не позволяет участникам рынка занижать стоимость контрактов для снижения налогов и сборов, он считает, что это лечит только «симптомы», а не основную «болезнь». Музаффар Раззаков заявил, что отсутствие крупных денежных потоков в текстильной отрасли препятствует работе «теневого» рынка.
«Я против фиксированной минимальной цены. Возможно, ценовой коридор и может сработать, но мы не можем установить твердое правило, что это единственный способ сделать это. Это приводит к спекуляциям и провокациям», - добавил Музаффар Раззаков.
Музаффар Раззаков отверг утверждения о том, что кластеры вынуждают фермеров снижать контрактные цены на хлопок. В декабре фермерам была предоставлена возможность выбирать, какому кластеру продавать хлопок в пределах своей территории. Музаффар Раззаков заявил, что текстильные предприятия не имеют административного ресурса, чтобы оказывать давление на производителей.
«Цены должны устанавливаться естественно. Существует множество сортов и видов хлопка, качество и урожайность широки. Их невозможно собрать все по одной цене. Например, хлопок из Кашкадарьи и Бухары имеет более высокий выход волокна по сравнению с хлопком из Ферганской долины. Естественно, цена ферганского хлопка будет ниже. Рынок должен учитывать такие нюансы», - сказал он.
Музаффар также подчеркнул необходимость преодоления «болезней роста» текстильной отрасли. За последние пять лет Узбекистан добился значительного прогресса в развитии текстильной промышленности — в некоторых странах этот прогресс сохраняется на протяжении 30 лет. Но он признал, что проблемы все еще есть.
После COVID-19 Узбекистан столкнулся с первым «настоящим кризисом», когда спрос на текстильные изделия заморозился из-за высоких запасов, накопленных во время пандемии. По мнению Музаффара Раззакова, кризис переживут только самые конкурентоспособные, оптимизированные по затратам компании.
«Наши конкуренты находятся не в Узбекистане. Многие политики этого не понимают. Мы не конкурируем друг с другом, мы конкурируем на мировом рынке, потому что продаем там, а не в Узбекистане. Нашими крупнейшими конкурентами являются Индия, Китай, Турция, Бангладеш и Вьетнам. Нам необходимо быть конкурентоспособными с этими пятью или шестью глобальными игроками на текстильном рынке с точки зрения качества, стоимости, логистики и послепродажного обслуживания», — сказал он.
Музаффар Раззаков считает, что переход к рыночным отношениям неизбежен. Но он говорит, что ключевой вопрос заключается в том, будет ли рынок нерегулируемым или будет определяться государственной политикой.
«Я считаю, что мы должны перейти к естественным рыночным отношениям. Для меня рыночная экономика - это самый естественный путь», - сказал он.
Музаффар Раззоков добавил, что основным процессом успешной рыночной интеграции является более глубокая интеграция Узбекистана в мировую экономическую систему. Чем больше страна связана с мировыми рынками, тем более рыночной становится ее экономика. Переход к рыночной экономике, заключил он, является «национальной реформой», которую должны поддержать все участники.
Комментарии (3)
Нимага Хитой тез суратларда дуне бозорини эгаллашди. Чунки Хитойдан чиккан хар бир фукораси бошка давлатларга борганида, уларда кандай муаммолар борлигини узининг давлатига етказар экан. Шу хабар оркали улар керакли булган махсулотларни ишлаб чикиб, уша давлатга тавсия килар экан. Мана бизни куп рахбарлар, олимлар, ва бошкалар чет давлатга бирнеча маротаба бориб келишмокда. Бирок бирортаси уша давлатдаги камчиликлардан хабар олганлари борми? Менимча йук. Улар бориб узини сохасида эришган ютукларни куриб келишадила, буни узимизда ишлаб чикариш учун харакат килишади.Бирок бунга катта маблаг сарласа хам, улардан сифатлирок махсулот ишлаб чикараолмаймиз ва махсулотни кимга сотиш буйича конкурент булаолмаймиз. Бундай йул билан биз узокка бораолмаймиз. Бозор иктисодиети даврида кимга нима кераклигини билмаганимизча биз уз махсулотимизни сота олмаймиз ва ишлаб чикаришни кийин азволга солиб куямиз. Мана бизда автомобилларни янги-янги маркаларини ишлаб чикаряпмиз. Биз ишлаб чикарган машиналар уша конструкциясини ишлаб чикарган давлатда эскирган булади. Узимиз бу машинани конструкциясига бирорта узгартиришлар киритаолмаймиз ва бунга улар рухсат хам бермайди. Мен бу борада бир тажрибали мухандисни сузини эшитиб колдим. Хозирги узимизда чикарилаетган автомобилларни екилги баклари кандайдир саьабларга узокка чидамас экан. Шу туфайли заводда бу камчиликни бартараф килиш максадида узларини екилги бакини конструкциясини ишлаб чикибди ва уни нуксон буладиган бакларга алмаштириш кераклиги буйича тавсия килишибди. Бирок улар бу тавсияни кабул килишмабди. Агарда бу екилги бакини бир- бирига солиштирилса бизникилар тайерлаган екилги бакини конструкцияси содда ва ишлаб чикариш арзон экан. Шунга карамай бизникиларни таклифи утказилмаган. Хулоса шуки, заводларни курдик, бирок узимизни конструкциямизни халигача яратолганимиз йук. Хозирги пайтда четэлда 100 км 3,5 кг екилги сарфлайдиган машиналар ишлаб чикарилмокда. Бизда эса уларни эски конструкциясини сотиб олиб, халкимизни маблагинии олиб,,уларга керакли клушини бериб, уларни янада бой киляпмиз. Качонгача бу ишлар давом этади? Узимизни олимларни бунга кучи етмайдими? Менимча етади, бирок уларни туплаб, керакли томондан куллаб- куватласак булади. Качонгача биз бироалардан машина конструкциясини сотиб олиб машина чикарамиз???
Агарда биз пахтани етиштирсагу, ундан етарли тарзда фойда ололмасак,нима кераги бор шунча катта майдонларга пахта экишни! Кишлок хужалигида иктисодиетни етарли даражага кутараолмасак бошка давлатлардаги элчиларимизни давлатда нималарга эхтиежи борлигини урганиб, тахлил килиб, уларга узимизни ерларда етиштирилаетган махсулотларни етказиб бериш тугрисида шартномалар тузилса булмайдими?
Узбекистонни мустакил давлат булганига 33 йил булди. Шунинг билан бирга биз Россияга план асосида пахта етказиб бериш вазифасидан озод булдик. Шундай экан етиштирилаетган пахтани кимга сотиш, качон сотиш тугрисида хеч ким билан шартнома тузиш борасида ишлар йулга куйилмаганга ухшайди. Бозор иктисодиетини рахбарлар тушунмайдиган булса, бизни олимлар бу сохада нима ишлар килишяпди. Еки рахбарлар узлари билмаган нарсани олимлардан сурашга уялишяптими? Агарда биз шундай тарзда кетадиган булсак ва рахбарлар бозор иктисодиетига утишни билмаса, бу масалани Республикамизда фаолият олиб бораетган юкори савияли олимларни орага кушиб, масалани хал килиш керак эмасмикин.