Трансформация государственных банков в Узбекистане стала ключевой темой обсуждений на всех уровнях – от правительственных кругов до корпоративных структур. В условиях активной приватизации, проводимой под руководством президента Шавката Мирзиёева, госбанкам предстоит адаптироваться к новой реальности и стать более привлекательными для инвесторов.
Несмотря на заявленные реформы, процесс трансформации столкнулся с множеством вызовов, о которых часто предпочитают не говорить. С момента опубликования «Дорожной карты» прошло более четырёх лет, но явных результатов, за исключением редких примеров, пока не наблюдается, следует из материала Михаила Царева, директора Исследовательского центра по вопросам бизнеса и менеджмента при International School of Finance Technology and Science.
Подчёркнуто, что длительно накопившиеся проблемы государственных банков подчеркивают важность трансформации, объявленной на государственном уровне Указом Президента в 2020 году. Однако, несмотря на прошедшие четыре года, делать выводы всё ещё затруднительно. Данные о ходе и результатах трансформации госбанков практически отсутствуют в публичных источниках.
Некоторые из этих банков начали анонсировать трансформационные процессы уже в 2018 и 2019 годах. В частности, в ноябре 2018 года АКИБ «Ипотека Банк» сообщил о разработке программы трансформации в сотрудничестве с Международной Финансовой Корпорацией (МФК), акцентировав внимание на изменении стратегии, продуктовой линейки и технологической платформы. В июле 2019 года АКБ «Агробанк» объявил о привлечении международных консультантов для разработки 5-летней стратегии. В годовом отчёте за 2021 год АКБ «Узпромстройбанк» указал на начало процесса трансформации тремя годами ранее.
Однако, после волны анонсов последовало информационное затишье. Внешние пользователи могут найти лишь ограниченную и общую информацию о целях трансформации, результатах диагностики и статусе реализуемых мероприятий. Даже если упоминания о трансформации появляются в годовых отчётах, как у АКБ «Узпромстройбанк» и АКБ «Микрокредитбанк», они сводятся к описанию стандартных операционных действий, таких как открытие филиалов и запуск новых приложений. Некоторые банки просто копируют общие цели трансформации из одного отчёта в другой, что снижает доверие к изменениям.
Для поиска информации мы использовали как публичные источники, так и интернет-страницы банков. Однако, при поиске по запросу «трансформация», в большинстве банков не было никакой информации от пресс-центров. Это несоответствие явно не отражает высокую значимость проекта трансформации», — отметил эксперт.
Несмотря на истечение нескольких лет с момента Указа Президента УП-№5992, госбанки продолжают публиковать лишь сообщения о начале сотрудничества с международными финансовыми институтами для реализации трансформационных планов, что свидетельствует о затянувшемся периоде подготовки. Например, АКБ «Асака Банк» в июле 2022 года подписал соглашение с ЕБРР, а АКБ «Туронбанк» сообщил о сотрудничестве с МФК в августе 2022 года. Эти факты могут служить индикаторами скрытых проблем для внешних инвесторов. Реакция руководства страны также не заставила себя долго ждать.
В системе, где государственное управление всё ещё играет значительную роль, как в Узбекистане, на подобные проблемы часто реагируют путём «личного управления первого лица». Так, 18 августа 2023 года вышло Постановление Президента ПП-283, которое предписывает привлечение консультантов для процесса трансформации и установление конкретных сроков реформирования. В ноябре 2023 года президент Мирзиёев провёл совещание, на котором руководители банков представили свои планы трансформации.
Затянувшийся процесс трансформации вынудил правительство Узбекистана перенести сроки приватизации. Сдержанные комментарии по поводу приватизации делают и инвестиционные аналитики, и рейтинговые агентства.
Трансформация — это сложный процесс, который может привести к различным задержкам и негативным последствиям. На основании анализа публичных данных и интервью с представителями банковской индустрии можно выделить следующие ключевые причины замедления трансформации госбанков:
- Отсутствие чёткого понимания руководством банков сути и необходимости трансформации.
- Смена управленческих команд и назначение иностранных специалистов требуют времени для адаптации.
- Недостаток конкретных и измеримых целей трансформации.
- Отсутствие фокуса на приоритетных целях, что приводит к попыткам реформировать сразу несколько направлений.
- Усталость персонала от затянувшихся процессов трансформации и отсутствие мотивации на результат.
Процесс трансформации госбанков имеет ключевое значение как для успеха приватизации, так и для экономического развития Узбекистана. Эксперты уверены, что фактические результаты трансформации намного значительнее, чем это отражено в публичных источниках. Положительным примером является Национальный банк внешнеэкономической деятельности, который чётко определил цели и количественные показатели трансформации в своей стратегии на 2021-2025 годы.
На основании проведённого анализа эксперты рекомендуют следующие шаги для улучшения трансформационного процесса госбанков:
- Сформулировать «Видение изменений», в котором кратко описываются необходимость, срочность и цели трансформации.
- Пересмотреть цели с акцентом на первоочередные и наиболее эффективные направления.
- Определить измеряемые количественные показатели для целей трансформации.
- Внедрить систему мотивации менеджмента и сотрудников для достижения целей.
- Активизировать внутреннюю и внешнюю коммуникацию о ходе трансформации.
Несмотря на трудности переходного периода, госбанки находятся на правильном пути трансформации под реальности рыночной экономики. Мы надеемся, что наши рекомендации будут способствовать более эффективной реализации трансформационных процессов и, как результат, повышению инвестиционной привлекательности госбанком,
- говорится в отчёте.
Процесс трансформации государственных банков в Узбекистане играет ключевую роль в успешной реализации экономических реформ и повышении инвестиционной привлекательности страны. Несмотря на значительные усилия и принятые меры, ход трансформации сталкивается с рядом вызовов, связанных с отсутствием прозрачности, недостаточной скоростью внедрения изменений и проблемами управления. Привлечение международных консультантов и подписанные соглашения с финансовыми институтами демонстрируют готовность банков к переменам, но текущее информационное затишье и медленные темпы реализации вызывают беспокойство у внешних наблюдателей и инвесторов.
Для успешной перезагрузки трансформационного процесса необходимы более чёткие цели, измеримые показатели эффективности и усиление как внутренней, так и внешней коммуникации. Это позволит не только повысить доверие к реформам, но и создать мотивацию среди сотрудников банков для достижения амбициозных целей. Важно, чтобы усилия, направленные на реформирование, были более сфокусированы и поддерживались эффективной системой управления, что станет важным шагом на пути к успешной приватизации и устойчивому экономическому росту страны.
Комментарии (0)