Первое заседание Совета регионов России и Узбекистана, организованное Москвой и Ташкентом, для многих экспертов по внешней политике России не стало неожиданностью. Уже более двух десятилетий региональное сотрудничество является неотъемлемой частью российской внешней политики, сообщает колумнист Daryo Димитрис Симеонидис.
Традиционно, северные регионы России (Кольский полуостров, Мурманская и Архангельская области) успешно развивают сотрудничество со скандинавскими странами в сфере морского транспорта, а Дальний Восток активно участвует в торговле с Китаем.
Однако после начала войны в Украине наблюдается особое усиление торговых отношений с регионами вблизи Каспийского моря. Татарстан и Башкортостан, в частности, усилили политический диалог и торговые связи с Центральной Азией.
В этом контексте подписанное соглашение о строительстве шести малых ядерных реакторов мощностью 55 МВт подчёркивает потенциал использования ядерных технологий в рамках региональной политики России. Возникает вопрос: могут ли эти реакторы стать ключевым инструментом российской “парадипломатии” в Центральной Азии?
Отличная перспектива
Россия уже давно активно участвует в ядерной дипломатии, предоставляя партнёрам оборудование, экспертизу и обучение через “Росатом”. В последние годы Москва расширила свое влияние на Глобальном Юге, строительством атомных электростанций в Турции, Египте, Бангладеш, Пакистане и, в перспективе, в Аргентине.
Однако появление мини-реакторов и реакторов малой мощности может стать ключом к новой фазе российской ядерной дипломатии. Их доступная стоимость – $200-400 млн за реактор мощностью 55 МВт, по сравнению с миллиардами, необходимыми для крупных реакторов – открывает новые возможности для сотрудничества.
В контексте Центральной Азии возникает вопрос: способна ли Россия выстроить новую парадипломатическую стратегию, обеспечивающую более тесное сотрудничество в сфере ядерной энергетики?
Региональная парадипломатия в Центральной Азии
В Центральной Азии Россия активно использует региональную “парадипломатию”, опираясь на два ключевых региона: Татарстан и Башкортостан. Эта стратегия обусловлена общностью культурных корней и географическим соседством.
Несмотря на войну в Украине, Татарстан и Башкортостан демонстрируют устойчивый экономический рост, прогнозируемый на уровне более 3%. Примечательно, что их экономический успех не связан с оборонным сектором, традиционно являющимся основой российской экономики. Это свидетельствует о развитии других отраслей.
Примеры успешного регионального взаимодействия включают проведение в Казани Международного российско-исламского мирового саммита в конце 2022 года, в котором участвовали лидеры Центральной Азии. В ходе саммита президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов подчеркнул важность сотрудничества в сфере электромобильности и энергетики.
Несмотря на определенные успехи в реализации региональной парадипломатии, ее эффективность в сфере ядерной дипломатии под вопросом. Для достижения успеха в этой области необходима модификация стратегии.
Ядерные регионы в качестве инструмента ядерной дипломатии
Ключевым шагом в развитии российской ядерной дипломатии в Центральной Азии станет переосмысление региональной “парадипломатии” с учетом ядерных интересов. Это потребует активного включения в дискуссию регионов, играющих ключевую роль в атомной энергетике России.
Помимо Московской области, важнейшими регионами атомной энергетики являются Новосибирская область (производство ядерного топлива) и Ростовская область (строительство реакторов). Московская область уже является соседом Казахстана и участвует в работе Совета регионов, однако в основном в сфере торговли сельскохозяйственной техникой. Ростовская область имеет меньше контактов с Узбекистаном и другими государствами Центральной Азии.
Привлечение этих регионов к ядерной дипломатии будет представлять большую дипломатическую сложность из-за отсутствия исторических и культурных связей. Однако успех этой инициативы может значительно укрепить позиции Москвы в Центральной Азии.
Децентрализованная производственная цепочка
Второй ключевой аспект заключается в необходимости децентрализации. Создание крупных производственных комплексов с централизованной инфраструктурой становится нецелесообразным. Это также перегружает и делает уязвимой к перебоям в подаче электроэнергии слабую энергосистему Узбекистана и региона в целом.
Альтернативой может стать распределенное производство, где небольшие предприятия расположены по всей стране. Хотя такой подход может быть более дорогим, он обеспечивает большую эффективность, повышает энергетическую безопасность и открывает новые возможности для региональной “парадипломатии” и повышения общественной осведомлённости.
Однако распределенное производство может сталкиваться с техническими ограничениями. Дефицит водных ресурсов в Центральной Азии, в частности в регионах Хорезм и Каракалпакстан, может создать трудности с обеспечением охлаждения ядерных реакторов. Узбекистану и другим участникам регионального сотрудничества необходимо разработать комплексную политику, которая учитывает эти ограничения и способствует развитию более водноёмких технологий.
Заключение
Региональная “парадипломатия” и ядерная дипломатия являются традиционными инструментами российской внешней политики, используемыми еще до войны в Украине. Их синтез открывает перспективные возможности для взаимодействия с Центральной Азией, обеспечивая региону повышенную энергетическую безопасность.
Однако успех этой стратегии зависит от чёткого определения российской региональной политики с учётом технических, экологических и экономических ограничений. Только в этом случае партнёрство сможет принести ожидаемые результаты, обеспечив энергетическую безопасность Центральной Азии.
Комментарии (0)