В ходе недавнего визита в Казахстан Специальный представитель Европейского Союза по вопросам санкций Дэвид О’Салливан обсудил с казахстанскими официальными лицами вопросы, связанные с санкциями в отношении России.
О’Салливан подчеркнул, что ЕС уважает решение Казахстана не присоединяться к санкциям, признавая существование некоторых трудностей для страны в связи с этим.
В этой связи возникает вопрос: могут ли страны Центральной Азии столкнуться с риском введения санкций со стороны ЕС в связи с развитием экономических отношений с Россией? На этот и многие другие вопросы в своём материале попытался ответить специалист по европейским и международным исследованиям Эльданиз Гусейнов, сообщает Daryo.
Европейский союз пообещал не вводить санкции против стран Центральной Азии
Вопрос об обходе Россией и российскими компаниями санкционного режима через страны Центральной Азии беспокоит европейских чиновников с начала вооружённого конфликта между Россией и Украиной. Это беспокойство побудило представителей ЕС активно посещать регион для переговоров с центральноазиатскими странами.
Последний пакет американских санкций включает в себя несколько компаний из региона, но у западных стран есть определённые «красные линии» в отношении торговых отношений между Россией и приграничными государствами, в частности, предотвращение реэкспорта военной продукции или товаров, которые могут быть использованы в военной промышленности.
В ходе встречи в Кыргызстане 2 июня 2023 года председатель Европейского совета Шарль Мишель заверил лидеров стран Центральной Азии в том, что у ЕС нет планов вводить санкции против их стран за обход санкционного режима.
Кроме того, для европейских компаний может быть привлекательной перспектива развития экономических связей с Россией через страны Центральной Азии.
Объединённый рынок России (140 млн человек) и Центральной Азии (220 млн человек) представляет собой значительный экономический потенциал.
Казахстан и Кыргызстан являются членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в то время как Узбекистан и Таджикистан участвуют в зоне свободной торговли ЕАЭС. Это создаёт благоприятные условия для развития экономических связей между Россией и странами Центральной Азии.
В результате, регион становится привлекательным для крупных российских компаний, которые перемещают свое производство или цепочки поставок в центральноазиатские страны.
Другие страны, в числе которых Южная Корея, также могут проявить интерес к расширению экономического сотрудничества с Россией через Центральную Азию.
ЕС стремится поддерживать конструктивные отношения со странами ЦА и не планирует вводить санкции против них. Введенные санкции направлены на конкретные частные компании, действующие в регионе, а не на самые страны в целом.
Формирование нового механизма взаимодействия стран ЦА и России
В условиях антироссийских санкций наблюдается рост экономического сотрудничества между Россией и странами ЦА. В это сотрудничество вовлечены крупные экономические игроки из Азии и Европы. Географическое положение региона и наличие молодой рабочей силы делают его привлекательным для перемещения производства и расширения промышленного производства.
Автомобильная промышленность Узбекистана демонстрирует значительный рост, привлекая внимание иностранных инвесторов. Правительство страны активно сотрудничает с международными компаниями для расширения производственных мощностей. В частности, китайская компания BYD создала совместное предприятие с UzAuto для строительства завода в Джизакской области. Планируется, что завод будет производить 50 тысяч гибридных и электромобилей в год, с перспективой увеличения производства до 300 тысяч единиц. Кроме того, в Узбекистане расширяют свою деятельность такие известные автопроизводители, как Kia, Exeed и Chery. Эти усилия направлены на достижение цели страны по производству 1 млн автомобилей в год к 2030 году.
Помимо автомобильной промышленности, Узбекистан демонстрирует значительный рост и в других отраслях. Страна заключила ряд инвестиционных соглашений, включая пакет на сумму $9,6 млрд с Южной Кореей, направленный на сотрудничество в сфере высоких технологий и инноваций. Это свидетельствует о диверсификации промышленной деятельности Узбекистана за пределы традиционного производства, с фокусом на расширение технологических возможностей и инфраструктуры в регионе.
Казахстан активно приглашает компании, рассматривающие возможность перемещения своего бизнеса из России. Заместитель министра иностранных дел Казахстана Алмас Айдаров заявил, что 401 компания получила приглашения на релокацию в Казахстан.
В начале марта 2024 года сообщалось, что 41 компания стоимостью более $1,5 млрд переезжает из России в Казахстан, сообщил вице-министр национальной экономики Казахстана Бауыржан Кудайбергенов.
Кроме того, в процессе релокации из России находятся еще 37 компаний с общей капитализацией около $1 млрд. Среди тех, кто переезжает, — Honeywell, InDriver, Fortescue, Skoda, GE Healthcare и Philips. KIA также откроет завод по производству автомобилей в Костанайской области, вероятно, ориентированный на российский рынок. Этот завод станет первым заводом KIA в Казахстане и мире, где компания откроет зарубежное производство за счет собственных средств.
Стратегия Запада в отношении России: усиление ограничений на зарубежные платёжные операции
Западные страны усиливают ограничения на финансовые операции с российскими банками. Эксперты предупреждают, что недавний пакет американских санкций может привести к существенному снижению объемов экспорта и импорта в регионе на 10-25% в течение следующих шести месяцев из-за невозможности оплачивать внешнеторговые операции в долларах и евро. Это может вызвать дефицит важных импортных товаров, остановить инвестиционную деятельность и привести к снижению экспортных доходов.
В числе ключевых мер по ограничению финансовых операций с РФ является ужесточение требований к иностранным финансовым учреждениям, задействованным в операциях с российскими организациями, подпадающими под санкции. Это касается многих крупнейших российских банков и их дочерних компаний, которые сейчас отключены от финансовой системы США и глобальной финансовой сети SWIFT. Эти ограничения значительно усложнили проведение международных платежей российскими банками, заставляя их искать менее эффективные и более дорогие альтернативы. Соответственно, России потребуется время для адаптации к изменённым условиям международной торговли и поиска новых платформ для взаимодействия.
Об авторе материала:
Эльданиз Гусейнов - эксперт по европейским и международным исследованиям, специализирующийся на внешней политике ЕС в Центральной Азии и внутриполитических процессах в ЕС.
Комментарии (0)