27 февраля в залах университета Westminster прошло уже шестое мероприятие, организованное Chapter Zero Uzbekistan. На этот раз воркшоп был ориентирован на функции риск менеджмента и внутреннего аудита для компаний из Узбекистана. В рамках конференции также было представлено Руководство по корпоративному управлению, созданное членами руководящего и консультативного комитетов Chapter Zero Uzbekistan Одилом Мусаевым, Денисом Спириным и Кареном Срапионовым при поддержке ЕБРР.
Корреспондент Daryo присутствовал на мероприятии и пообщался со спикерами лично.
Что такое Chapter Zero и чем они занимаются?
Chapter Zero Uzbekistan – это программа, запущенная в 2023 году в рамках Инициативы по управлению климатом (CGI), целью которой является повышение осведомленности о климатических рисках для руководителей высшего звена и членов советов директоров. Эта инициатива охватывает более 50 стран мира и объединяет более 1.000 участников. Chapter Zero Uzbekistan действует в стране на базе университета Westminster.
О чем говорили спикеры?
Открыла мероприятие Замира Атаниязова, лектор университета и председатель руководящего комитета Chapter Zero Uzbekistan. В мероприятии приняли участие представители компаний из деловых кругов, включая: Avesta Investment Group, Alkes Research, KPMG, Orient Finans Bank, НГМК, Turon Bank, Korzinka, RSE Toshkent, Leader Finance, Unitel, Mikro Leasing, и многие другие.
Следующим выступил Одил Мусаев, управляющий директор Alkes Research и член руководящего комитета Chapter Zero Uzbekistan, который координировал всю дальнейшую конференцию.
Одним из приглашенных экспертов стал Анар Алиев, главный консультант по корпоративному управлению ЕБРР. Он рассказ о деятельности банка в области корпоративного управления. Европейский банк реконструкции и развития продвигает стандарты надлежащего управления на всех уровнях:
- Национальном;
- Нормативном;
- На уровне компаний.
Далее Карен Срапионов и Денис Спирин представили гостям руководство по корпоративному управлению. Основная цель документа – разъяснить концепцию корпоративного управления и связанные с ней проблемы, а также предоставить практические рекомендации по повышению эффективности работы наблюдательных советов компаний Узбекистана.
Директор практики корпоративного управления и устойчивого развития KPMG в Центральной Азии и на Кавказе, Олжас Омаров, также выступил на мероприятии. Он поделился своими знаниями о корпоративном управлении и рассказал о значении риск-ориентированного подхода для эффективного планирования работы внутреннего аудита.
Интервью со спикерами
Завершилось мероприятие секцией «Вопрос-ответ», на которой каждый гость мог задать экспертам интересующие вопросы.
На несколько вопросов нашей редакции спикеры ответили лично.
- Какой тренд в сфере аудита чувствуется в Узбекистане? Стали ли компании чаще прибегать к этому с недавних пор?
Основной тренд в Узбекистане в сфере внутреннего аудита – это переход на риск-ориентированный подход, что является требованием международных стандартов аудита. В первую очередь этот тренд наблюдается в финансовом секторе, так как есть постановление ЦБ о переходе участников финансового рынка к риск-ориентированному внутреннему аудиту. В основном это коммерческие банки, но также и другие местные предприятия, которые понимают значимость этого перехода, а также запускают инициативы и трансформируют свои функции внутреннего аудита, – заявил Олжас Омаров.
По его словам, борьба за рынок Узбекистана чувствуется. KPMG планирует выделяться на рынке комбинацией международной экспертизы и доступам к международным экспертам, плюс сильной местной командой.
Карен Срапионов, отвечая на вопрос «Какие виды рисков существуют в компаниях Узбекистана и как они идентифицируются, анализируются и управляются?», сказал следующее:
Рисков в компаниях Узбекистана очень много. Поскольку все процессы находятся на начальном этапе развития. В основном – это риски отношения с акционерами и менеджментов. Конечно, к сожалению, существенный риск – это коррупция. Еще один большой риск – это неосведомленность менеджмента о том, как и что нужно делать в области корпоративного управления, как общаться с инвесторами, как поддерживать их интересы в компании, потому, что по прежнему компании считают, что даже если они привлекли внешнее финансирование или долговое, или капитальное, компанией можно рулить так, как им вздумается. Потихоньку эти риски отходят на второй план и выходят вперед более технические: планирование, бюджетирование, климатические, коммерческие риски и это нормальный процесс. Так, я думаю, будет все потихоньку развиваться, и когда-то мы придем к рискам составления каких-то долгосрочных стратегий.
По мнению эксперта, регулярный аудит компаний – это не что-то, что решает проблемы. Это как дышать воздухом. Это обязательная вещь, которая показывает внешним инвесторам, что происходит внутри компании. Чем качественней и лучше сделан аудит, чем более профессиональной и авторитетной компанией он сделан, тем больше это внушает доверие инвесторов. Они могут получить информацию. Инвесторы вкладывают большие средства и не могут сами проверять каждую бумажку и что делает компания. Они хотят квартально или ежегодно получать очень полный, но при этом компактный документ. Который в стандартом виде ответит на все их вопросы, и они смогут получить все, что нужно для их внутренних процедур.
- Как вы оцениваете риски, связанные с корпоративным управлением в Узбекистане, и как вы ими управляете?
Риски корпоративного управления в Узбекистане, пока высокие. Это показывает практика. И у нас пока не так много инвестиций на рынке. С рисками корпоративного управления, пока, можно работать так – выбирать для инвестиций только те компании, в которых эти риски минимальны. Для этого нужно смотреть практику корпоративного управления в компании за какое-то количество прошлых лет, как там обращались с миноритариями, насколько она прозрачна и как работает наблюдательный совет и тд. Второе – это смотреть, как ведет себя собственник компании с точки зрения сделок с конфликтом интересов, были ли ситуации, когда, например, актив из компании выводился на другую компанию того же собственника. То есть понять степень риска и как с ним работать, можно только подробно изучив историю, практику корпоративного управления, то, как в компании исторически обращаются с миноритариями. И тогда можно будет делать какой-то вывод о том, каков уровень риска, – сказал Денис Спирин.
Одной из главных проблем эксперт обозначил недостаточную прозрачность и сложность сбора информации. Из-за чего точное представление о качестве корпоративного управления, степени риска сложно получить. И бороться с этим пока сложно. Поэтому нужно добиваться от компаний повышения уровня раскрытия информации. По мнению Дениса Спирина, это главный способ сделать для инвесторов возможным анализ уровня корпоративного управления компаний.
Комментарии (0)