Республики Узбекистан и Таджикистан, которые были насильственно аннексированы Советским Союзом, после его развала почти одновременно провозгласили свою независимость. В первые годы две страны-побратимы установили дипломатические отношения, чтобы укрепить свои отношения.
В конце 90-х-начале 2000-х годов отношения между странами охладились. Глава Узбекистана Ислам Каримов и президент Таджикистана Эмомали Рахмон начали резко высказываться друг против друга. Это послужило предпосылкой для некоторых центров силы, стремящихся включить регион в свою геополитическую сферу влияния.
Daryo.uz рассказывает о самых напряженных днях между Узбекистаном и Таджикистаном.
Отношения 90-х и гражданская война в Таджикистане
В первые годы независимости и Узбекистан, и Таджикистан пытались обеспечить безопасность и стабильность внутри страны. 16 января 1992 года Узбекистан и Таджикистан установили дипломатические отношения. 4 января 1993 года между двумя странами был подписан договор о добрососедстве и сотрудничестве.
В 1992 году в Таджикистане началась гражданская война, длившаяся более 5 лет и унесшая жизни 50 тысяч человек (по некоторым источникам 80 тысяч). Узбекистан не мог быть равнодушен к тому, что происходит в соседней стране. Причина в том, что начало гражданской войны в Таджикистане могло привести к активизации радикальных исламистских группировок и в Узбекистане. На базе этого разгорелась борьба за власть и в Афганистане. У руководства Узбекистана были опасения по поводу распространения гражданской войны на Узбекистан.
Правительство Узбекистана поддержало Народный фронт во главе с Эмомали Рахмоном в гражданской войне в Таджикистане. Узбекистан также выделил помощь соседней республике как в военном, так и в материальном плане. Узбекистан при управлении Ислама Каримова внес весомый вклад в завершение мирным соглашением Гражданской войны в Таджикистане.
В 1998 году президент Таджикистана в одном из своих выступлений отметил, что в 90-е годы внутри страны разразился страшный голод, люди умирали в очередях за хлебом, в таких условиях Ислам Каримов и узбекский народ отправляли ежедневно несколько вертолетов с мукой для таджиков из Термеза в Куляб.
«Если бы не Борис Ельцин и Россия, если бы не Ислам Каримов и узбекский народ, сегодня не существовало бы таджикской нации и государства», — сказал Эмомали Рахмон.
Политический аналитик и журналист Аркадий Дубнов высказался о позиции Узбекистана в гражданской войне в Таджикистане:
«Приход к власти действующего президента Таджикистана Эмомали Рахмона был бы немыслим, если бы Каримов не поддержал движение народного фронта Таджикистана».
Пытался ли Каримов отстранить Эмомали Рахмона от власти?
В некоторых источниках встречаются сведения о том, что Ислам Каримов со временем пытался сменить власть в Таджикистане. В частности, таджикские власти утверждают, что вооруженное восстание под руководством полковника Махмуда Худойбергенова в Ленинабадской области Таджикистана в 1998 году было спровоцировано из Ташкента. Но во время официального визита президента Узбекистана в Душанбе в 2000 году, отвечая на вопрос журналистов по этому поводу, Ислам Каримов категорически отрицал это.
«Как мне разрешить конфликт в Таджикистане, если в моей жиле течет не только узбекская, но и таджикская кровь?», – сказал Каримов.
На встрече с журналистами Каримов назвал узбеков и таджиков одним народом, говорящим на двух языках. При этом в ходе визита между двумя странами был подписан «договор о вечной дружбе». Но это соглашение отразилось на отношениях между Узбекистаном и Таджикистаном.
Причины и последствия охлаждения
Распределение воды в Центральной Азии исторически было непростым вопросом. Напряженность между Каримовым и Рахмоном наглядно продемонстрировала эту сложность, подняв важные вопросы для будущего не только двух стран, но и всего региона.
В 1998 году центральноазиатскими государствами было достигнуто отдельное соглашение, согласно которому государства в низовьях Амударьи и Сырдарьи — Узбекистан и Казахстан — платили за орошение и электроэнергию, а Таджикистан и Кыргызстан использовали этот доход для оплаты электроэнергии в зимнее время года, когда потребность в ней была самой высокой. Однако это соглашение было нарушено в результате повышения цен на электроэнергию в Кыргызстане в 2002 году.
После этого Таджикистан начал строительство нескольких гидроэлектростанций (ГЭС) с целью увеличения своего потенциала в генерации электроэнергии. В частности, в 2004, году официальный Душанбе заявил о своем намерении возобновить работы по возведению гидроэлектростанции на реке Вахш, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Фактически Москва взяла на себя финансирование проекта.
Это решение вызвало ряд опасений у правительства Узбекистана. Администрация Каримова выразила обеспокоенность тем, что в горной местности с высокой сейсмичностью появится самая высокая плотина в мире, и призвала правительство пересмотреть проект, заявив, что для Таджикистана предпочтительнее строить малые и средние гидроэлектростанции.
Кроме того, Узбекистан был государством, расположенным в нижнем течении Амударьи и Сырдарьи, и снижение уровня воды в реках могло вызвать проблемы в сельском хозяйстве.
Еще одним фактором охлаждения отношений Узбекистана и Таджикистана стали территориальные претензии двух государств. На территории Таджикистана существовало несколько узбекских анклавов, а на территории Узбекистана - один таджикский анклав. В 2000 году Узбекистан заминировал горные участки границы с Таджикистаном, якобы для предотвращения проникновения боевиков на его территорию.
С конца 2009 года Узбекистан начал задерживать отправку грузов в Таджикистан, в том числе поездов со стройматериалами, предназначенными для строительства Рогунской ГЭС.
В 2012 году Ислам Каримов, говоря о возможной «водной» войне в регионе, сказал:
«Все может ухудшиться до такой степени, что это может привести даже к войнам. Поэтому, когда мы говорим о трансграничных реках, мы должны основываться на решениях, принятых мировым сообществом. То есть в обязательных условиях должно быть согласие всех государств. В низовьях Амударьи и Сырдарьи уже много веков живут казахи и узбеки.»
Потепление отношений
Некоторые политологи отмечают некоторое потепление отношений после двусторонней встречи Ислама Каримова и Эмомали Рахмаона в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества в сентябре 2014 года в Душанбе.
В июле 2016 года Ислам Каримов и Эмомали Рахмон вновь встретились в Ташкенте в рамках саммита ШОС. После двусторонних переговоров глава Таджикистана приглашает своего коллегу посетить Душанбе, когда наступит подходящее время. Однако в сентябре 2016 года Ислам Каримов умирает. Глава Таджикистана посетил Узбекистан во второй раз в том году и принял участие в похоронах Каримова.
Подводя итог, можно сказать, что и первый президент Узбекистана Ислам Каримов, и глава Таджикистана проводили политику с точки зрения национальных интересов своих стран. Однако для внешних акторов, которые были направлены на установление своего господства над Центральной Азией, этот конфликт создавал особые условия. В результате интеграционный процесс в регионе был парализован.
В результате политики нового президента Узбекистана Шавката Мирзиеева между двумя странами произошло сближение. С приходом к власти он уделил особое внимание укреплению регионального сотрудничества, что также положительно сказалось на связях с Таджикистаном. Например, был ослаблен пограничный контроль, вновь открыты несколько контрольно-пропускных пунктов между Узбекистаном и Таджикистаном, очищены границы от мин, начаты конструктивные переговоры по водным вопросам, расширено торгово-экономическое сотрудничество. Эти изменения открыли новую страницу в отношениях между двумя странами и сыграли важную роль в укреплении региональной безопасности и сотрудничества.
Автор: Сардар Али
Комментарии (0)