Изменение климата уже влияет на жизнь людей во всем мире. Согласно новой концепции, разработанной исследовательско-аналитической компанией The Economist Intelligence Unit, к 2050 г. рост мирового ВВП снизится на 3% из-за изменения климата. Сценарии будущего вызывают беспокойство, и Узбекистан не является исключением. Расположенный в Центральной Азии, Узбекистан – страна, не имеющая выхода к морю, в том числе через соседние государства. Поэтому климат здесь преимущественно засушливый, что еще больше усугубляет последствия его изменения. По данным Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата, к концу века в Центральной Азии прогнозируется повышение температуры выше среднемирового уровня, увеличение частоты экстремальных климатических явлений и уменьшение количества осадков в и без того засушливых районах.
Сельскохозяйственный сектор является одновременно одним из основных факторов, способствующих изменению климата, и сектором, который больше всего страдает от его последствий. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), агропродовольственная система в настоящее время генерирует треть выбросов парниковых газов и оказывает более широкое негативное воздействие на окружающую среду, в частности, на сектор животноводства приходится значительная доля выбросов. В то же время, работники сельского хозяйства относятся к числу наиболее уязвимых к изменению климата.
Новое исследование по изменению климата в Узбекистане
В 2022 г. в ходе исследования, проведенного при финансировании ЕС Министерством сельского хозяйства Узбекистана и Программой поддержки сельского хозяйства Европейского Союза (ASK Facility), было изучено влияние изменения климата на сельскохозяйственный сектор страны.
Для исследования эксперты выбрали три региона с разным климатом: Республику Каракалпакстан, Кашкадарьинскую и Ферганскую области. Используя модели AquaCrop, SPHY и WEAP, они разработали прогнозы воздействия четырех сценариев – среднего, жарко-сухого, тепло-влажного и засушливого изменения климата – на основные сельскохозяйственные культуры, садоводство, животноводство и воду для полива в этих регионах до 2059 г.
Результаты прогнозов показали, что к 2050 г. температура повысится на 1-2,5 градуса, количество осадков изменится на +/-20%, а количество воды для ежемесячного орошения уменьшится на 20-35%. Было обнаружено, что урожайность картофеля может снизиться до 50%,
а урожайность хлопка, пшеницы, яблок и томатов снизится на 12-50%. Последствия «тепло-влажного» сценария более мягкие, но все равно показали снижение урожайности на 10%. Ожидается, что в большинстве случаев урожайность пастбищ и люцерны будет высокой, особенно с учетом того, что культура люцерны доказала свою устойчивость к изменению климата. Тем не менее, продуктивность сухих пастбищ в Кашкадарьинской области также может снизиться на 50% при жарком и сухом сценарии. Как говорит Адриан Нил, руководитель Программы ASK Facility, «анализ показывает, что более чем на 50% тех площадей Узбекистана, где в настоящее время ведется сельскохозяйственное производство, произойдет значительное снижение урожайности в течение следующих 20-30 лет, если не будут предприняты меры по смягчению последствий или адаптации».
Включение вопроса об изменении климата в повестку дня
Именно поэтому одним из девяти приоритетных направлений Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020—2030 гг. является: «Обеспечение рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды». Признавая необходимость принятия мер по смягчению последствий изменения климата, Европейский Союз сделал борьбу с изменением климата приоритетной задачей. Например, одной из целей «Зеленой сделки» ЕС, которая была подписана в 2019 г., является достижение климатической нейтральности к 2050 г. Важный способ достижения этой цели – сделать сельское хозяйство более благоприятным для биоразнообразия и климата. При правильном внедрении методов, учитывающих изменение климата, сельское хозяйство может не только сократить выбросы парниковых газов, но и изолировать углерод, увеличить биоразнообразие и способствовать восстановлению экосистемы.
Сотрудничая с правительством Узбекистана, ЕС помогает вернуть на повестку дня такие вопросы, как изменение климата. А учитывая многолетний опыт Европейского Союза в этой области, он является прекрасным источником консультаций по вопросам политики и технической поддержки.
«Нам необходимо предпринять шаги по более эффективному использованию природных ресурсов, для этого нам надо опираться на помощь и лучшие практики стран-партнеров. К таким практикам относятся методы, разработанные в Европе, при которых ресурсы могут использоваться наиболее устойчивым и эффективным образом», - говорит Алишер Тураев, директор Национального центра знаний и инноваций в сельском хозяйстве.
Например, финансируемая ЕС Программа ASK Facility оказывает техническую поддержку Узбекистану в реализации разработанной Стратегии развития. В сотрудничестве с Министерством сельского хозяйства Программа ASK Facility запустила аналитическую и консультативную программу: «Оценка климатических рисков в сельском хозяйстве и адаптация к ним». Программа направлена на повышение производительности и жизнестойкости сельхоз сектора Узбекистана путем анализа потенциального воздействия изменения климата и разработки мер по адаптации и смягчению последствий для сельского хозяйства и животноводства.
«Крайне важно вести согласованную национальную политику, ориентированную на устойчивое использование природных ресурсов, таких как вода и почва. Также необходимо упорядочить данные и информационные системы, предоставляющие материалы, основанные на фактах, и повысить осведомленность об изменении климата среди населения, частного сектора и государственных органов», - говорит Адриан Нил, руководитель Программы ASK Facility.
Внедрение климатически рациональных практик
Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан была разработана при содействии экспертов Европейского Союза. Некоторые из принятых мер Стратегии уже привели к увеличению количества гектаров, на которых фермеры внедрили оптимальные для климата технологии: в 2017 г. их число равнялось нулю и увеличилось до более чем 200 000 га в 2020 г. Ожидается, что утвержденные меры быстро повысят способность сельскохозяйственного сектора Узбекистана адаптироваться к изменению климата. Рекомендуемые меры включают в себя диверсификацию на фруктовые деревья, повышение энергоэффективности сельскохозяйственных процессов и более рациональное использование удобрений. Эти изменения будут способствовать большему разнообразию в растениеводстве и, следовательно, повысят устойчивость ферм к последствиям рисков, связанных с изменением климата.
Кроме того, согласно Многолетней индикативной программе ЕС на 2021-2027 гг. для Узбекистана, обмен цифровыми инструментами и спутниковыми данными ЕС также будет
способствовать внедрению методов, оптимальных в условиях изменения климата, повышению продовольственной безопасности и питания, а также устойчивости к угрозам, связанным с климатом. В соответствии с «Зеленой сделкой» и ее агропродовольственной стратегией «От фермы к столу» дополнительное наращивание потенциала будет направлено на улучшение инвестиционной и деловой среды с акцентом на экологически чистые инвестиции с учетом климата и облегчение доступа к «зеленому финансированию», особенно для женщин и молодежи.
Наконец, приоритетной областью для обеспечения устойчивого сельскохозяйственного сектора в Узбекистане является сектор животноводства, поскольку он больше остальных способствует изменению климата. Согласно исследованию ФАО, 14,5% всех антропогенных выбросов парниковых газов приходится на животноводство. В 2020 г. правительство Узбекистана подготовило новую стратегию и дорожную карту в области животноводства при технической поддержке ЕС. Стратегия проложит путь к созданию более жизнеспособного, инклюзивного и устойчиво развивающегося сектора животноводства. Это не только поможет смягчить последствия изменения климата, но и внесет вклад в продовольственную безопасность Узбекистана.
Совместная работа для решения проблемы изменения климата
Изменение климата — это огромная проблема, которую невозможно решить в одиночку. Как подчеркивает Адриан Нил, Министерство сельского хозяйства должно сотрудничать с различными партнерами, такими как Министерство водных ресурсов, Государственный комитет по животноводству, рыбный и лесной секторы и международные партнеры для продвижения адаптации к изменению климата и смягчению его последствий.
«При поддержке ЕС мы попытались объединить этих партнеров в рамках инициативы “за круглым столом”, чтобы обсудить проблемы [и] выводы, а затем [...] привести к подготовке некоторой правовой базы, которая могла бы содействовать изменению политики. И самое главное, [мы] пытаемся работать с партнерами по развитию в разных регионах, чтобы посмотреть, какие действия можно инициировать в рамках этой структуры».
В то время как в 2023 г. планируется придать этим пилотным мероприятиям практическую форму, то 2024 г. приведет к реальной реализации и демонстрации с целью смягчения будущих сценариев изменения климата и адаптации к нему сельского хозяйства Узбекистана.
(на правах рекламы)
Комментарии (0)