В последние несколько лет тема насилия резонирует в кыргызском обществе особо ярко. Связанно это с большим потоком новостей в социальных сетях и возможностью обсуждения и возмущения по этому поводу. Также такие темы стали чаще подниматься из-за нынешнего молодого поколения, которое осознает всю несправедливость, жестокость и безнаказанность случаев насилия.
В целом, национальное законодательство Кыргызской Республики по обеспечению гендерного равенства в части политического участия является прогрессивным, включает конституционные гарантии равных прав, свобод и возможностей их реализации для мужчин и женщин (ст. 24 Конституции КР), ряд специальных мер в электоральном законодательстве, которые призваны обеспечить обязательное минимальное представительство в женщин в парламенте, городских и местных кенешах, а также в отдельных государственных органах (ЦИК КР, Счётная палата, Совет судей).
Позитивно можно оценить и то, что система специальных мер постоянно совершенствуется, отвечая на те вызовы, которые возникают в ходе их применения. Пример этому – включение требования о первоначальном распределении не менее 30% мандатов среди женщин-кандидатов в партиях, допущенных к их распределению.
Однако директор Агентства социальных технологий Зульфия Ирисовна Кочорбаева в интервью корреспонденту «Дарё» отмечает, что Кыргызстану пока не удавалось достичь целевого минимального 30% представительства женщин в парламенте страны, рекомендованного Социальным и Экономическим советом ООН.
«Женщин в Кыргызстане в десятки раз меньше среди лидеров политических партий, членов правительства, среди кандидатов на выборах. Для сравнения: в Узбекистане доля женщин в парламенте – 32,7%; в Казахстане – 27,1%; в Таджикистане – 25,8%; в Туркменистане – 25%».
Агентство Социальных Технологий (АСТ) решило выяснить и провело исследование, которое показало, что кыргызские женщины сталкиваются со всеми формами насилия. Женщины-политики не являются исключением.
АСТ — представляет собой общественное объединение, миссией которого является содействие общественному развитию Кыргызстана через обучение и поддержку социальной активности и самоорганизации граждан республики.
Приоритетная деятельность: аналитические обзоры гендерного измерения, анализ нормативно- правовых документов по регулированию гендерных вопросов и подготовка методических пособий для целевых групп проекта на кыргызском и русском языках. Более 20 лет Агентство Социальных Технологий поддерживает и развивает гендерное равенство в Кыргызстане.
Согласно данным ОО «АСТ», по степени распространённости той или иной формы насилия (от большей к меньшей степени) их можно перечислить в следующей последовательности:
- сексуальные домогательства в отношении женщин-политиков в виде приставаний или требований сексуальной направленности, писем и сообщений сексуального характера;
- психологическое насилие, угрозы как формы психологического насилия, сексистские высказывания, оскорбления, запугивания, унижение, словесные оскорбления, угрозы шантажа и дискредитация в глазах общества;
- распространение в социальных сетях оскорбительных или сексуальных изображений, либо комментариев в отношении женщин-политиков;
- экономическое насилие, проявляющееся в неравном доступе с мужчинами к экономическим ресурсам/их распределению; в фактах экономических ограничений для женщин в тех случаях, когда в отношении мужчин таких ограничений нет;
- препятствия в осуществлении женщинами политической деятельности: есть случаи, когда им намеренно не давали говорить или заставляли замолчать (перебивали, выключали микрофон и др.);
- преследования, то есть повторяющееся и нежелательное поведение, например, нежелательное внимание, общение или контакты, которые вызывали у женщин страх;
- распространение в СМИ оскорбительных комментариев в отношении женщин-политиков;
- физическое насилие или угрозы его совершения.
Эксперт Надежда Пригода рассказала репортёру новостной службы «Дарё»: «исследование показало, что виновные лица редко или практически никогда не несут ответственности за проявление насилия в отношении женщин-политиков».
Причём независимо от формы насилия.
«Зачастую обращения пострадавших остаются без внимания. Имеет место неуверенность в получении необходимой защиты от соответствующих органов. Это, в свою очередь, обуславливает отказ женщин от попыток подать жалобу, заявление, обращение», — подчеркнула она.
Сами же участницы глубинных интервью высказали такое мнение: «насилие в отношении женщин-политиков является попыткой отбить у них и других женщин желание участвовать в политике и снизить их популярность как депутата, устранить конкуренцию. В качестве причины насилия — цель показать, что политика — не женское дело».
«Таким образом, можно констатировать, что насилие в отношении женщин-политиков в Кыргызстане является распространённым явлением, проявляется во всех формах (в большей или меньшей степени), имеет своей целью ограничить или даже исключить политическую активность женщин, поставить под сомнение право и ценность участия женщин в политике, — говорит Зульфия Кочорбаева.
При этом эти явления преимущественно носят скрытый характер. Пострадавшие не получают должной защиты и стараются меньше афишировать акты любого насилия и реже обращаться за помощью. Это приводит к тому, что виновные лица (часто это однопартийцы) избегают ответственности. Также следует отметить, что в Кыргызской Республике не урегулированы на уровне права, законодательства и практики механизмы предупреждения, реагирования, защиты и охраны от насилия».
Исследователи отмечают, что в этой ситуации важно совершенствовать разработку и утверждение Стратегии комплексной государственной политики по вопросам защиты и продвижения прав женщин, создавать диалоговые площадки между депутатами и избирателями, а также разрабатывать концепции антидискриминационного законодательства в соответствии с проектом Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства на 2022–2024 годы.
Также в исследовании, проведённом Агентством Социальных Технологий, сообщается о том, что многие женщины, столкнувшиеся с насильственными проявлениями по отношению к себе как политику, редко отказываются от политической активности и наоборот укрепляются в решимости продолжить свою политическую деятельность.
Коротовских Евгений, Кыргызстан
Комментарии (0)