Народ, который знает своё прошлое, владеет своим будущим. Так гласит народная мудрость. Кыргызстан богат историей. На территории страны насчитывается более 5 тысяч археологических и архитектурных памятников, имеющих историческое значение. Специалисты нашли и исследовали немало мест, где найдены уникальные вещи.
Археологи — это профессиональные охотники за прошлым. Их добыча — следы пребывания человека на земле. И отвлеченная философская фраза «докопаться до истины» для представителей этой профессии имеет вполне конкретный прикладной смысл - взять лопату и копать.
Именно этим и занимается Валерий Кольченко из института истории и культурного наследия Национальной академии наук на развалинах Краснореченского городища, в 2014 году включенного в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Известный в Кыргызстане археолог в развалинах древнего города Невакет (в переводе с персидского «новый город»), который существовал в VIII-X веках на востоке Чуйской долины в 33-38 километрах от Бишкека, нашёл глиняную статую сидящего в позе лотоса пятиметрового Будду, а рядом с ним фрагменты бодхисатвы меньшего размера.
Монумент относится к VIII-X векам и признан одной из крупнейших находок такого рода в центральноазиатском регионе за последнее время.
Валерий с 2011 года возглавляет исследования кыргызской экспедиции на территории Красной Речки. Он работал с российскими, китайскими, а теперь и с японскими коллегами, приглашенными по линии JICA в целях развития историко-культурного туризма в Кыргызстане.
Валерий Кольченко убеждён: «Кыргызстану есть чем гордиться, развивая такой вид туризма!»
В 630 году китайский паломник Сюань Цзянь проезжал по Чуйской долине и в своих записях он отмечал расположение к западу от Суяба около десятка городов.
Археолог Кольченко рассказывает, что в Средние века в Чуйской долине действительно было много больших городов, где проживали правители различных рангов, ремесленники и земледельцы, куда приезжали по Великому шелковому пути купцы.
Защиту центральных частей городов обеспечивали мощные укрепления в виде высоких валов и глубоких рвов. За их пределами, в так называемых рабадах, жили земледельцы, которые в минуту опасности также могли укрыться за стенами города.
Но постепенно поселения разрастались, достигали своего расцвета и исчезали, превращаясь в городища, представшие перед нами в виде оплывших холмов. Ведь распространенный строительный материал в то время — это глина, подверженная воздействию погодных условий и такие жилища разрушались очень быстро. Современники воспринимают их в виде валов и называют по названию современных сел, вблизи которых они расположены.
По словам Валерия Кольченко, вся Чуйская долина с запада на восток пронизана сетью городищ. Только больших – 20. А вокруг каждого из них – по 3-5 мелких. Плюс городища, расположенные на выходах практически из всех ущелий. В общей сложности их около ста. И вся средневековая археология состоит из сырца, за очень редким исключением.
Краснореченское городище считается самым крупным. Она названо по названию села Красная речка в долине реки Исcык-Ата.
Археолог рассказал, что оно состоит из нескольких традиционных для средневекового градостроительства компонентов: цитадели (внутреннее укрепление города, замок правителя), шахристанов (части города, находящиеся внутри крепостных стен), обнесённого длинными стенами рабада (пригород, примыкающий к укреплённой части города.
Когда-то тут стоял город Невакет, площадью в несколько десятков гектаров. В нем совместно жили и тюрки, и согдийцы, и карлуки. Многие конфессии мира была представлены здесь: буддисты, зороастрийцы, христиане-несториане, мусульмане.
Раскопки показали, что в городе были развиты товарно-денежные отношения, строительная индустрия, бронзо- и железо литейные производства. Было найдено много керамики и монет.
История Невакета обрывается в XIII веке, а буддийского храма – еще раньше. Причины пока неизвестны и будоражат умы археологов. А мы, современники, тоже решили посетить Краснореченское городище. Вход туда сегодня свободный.
Примерно 2-3 часа под открытым небом в сопровождении интересного рассказчика пролетели незаметно. Экскурсионная прогулка по буграм и валам помогла представить в воображении, как тут когда-то жили люди.
Конечной целью маршрута был буддийский храм — единственное оставшееся место, полностью построенное из глины. В нем находилась 12-ти метровая глиняная статуя спящего или усопшего Будды. Её части находятся сегодня в Музее Русского Наследия в Санкт-Петербурге. И еще одна чрезвычайно редкая для региона находка — буддийские надписи на бересте. Стены и потолки этого храма, которому около 1 тысячи 200 лет, были в цветных росписях, а у входа стояли скульптуры.
Храм был реконструирован в 2007 году, а недавно закончилась его реставрация. Сегодня Краснореченский буддийский храм — это единственный музеефицированный объект из глины-сырца. Чтобы защитить настоящие стены рядом построены защитные, из современного кирпича немного голубоватого цвета, чтобы посетители не путали исторические стены с современными. При реконструкции использована та же глиняная технология, согласно требованию ЮНЕСКО.
Теперь все желающие могут приехать и посмотреть на стены древнего буддийского храма, прогуляться по территории городища.
Кто-то может подумать: «что там интересного? Глиняные развалины?!».
К сожалению, сегодня часто население не воспринимает холмы, скрывающие древности как часть своего культурного наследия, и как нечто, что при развитии инфраструктуры может приносить доход посредством туризма.
Но очень важно понимать историческую ценность этой «глины» и тогда истинная сущность этих объектов станет понятной.
Ну а в сопровождении такого специалиста, как Валерий Кольченко, туристам захочется пройтись еще не раз, так как у него на все вопросы имеются интересные ответы.
Например, на вопрос, почему японцы помогают нам развивать историко-культурный туризм в Чуйской долине, археолог ответил так: «Великий Шелковый путь, проходивший через Кыргызстан, заканчивался в японском городе Нара. Японцы заинтересованы в изучении истории Великого шёлкового пути. От этого только выигрывают археология. и обе страны – Кыргызстан и Япония».
Текст и фото: Коротовских Евгений
Комментарии (0)