Корреспондент Daryo из Казахстана разбиралась, каким образом парламент Казахстана выигрывает тендеры сам у себя. Стоит отметить, что в своем исследовании она опиралась на данные с сайта госзакупок и с официального ресурса Управления материально-технического обеспечения (УМТО).
По сведениям портала государственных закупок, львиная доля всех тендеров проводится из одного источника через прямое заключение договора. Это касается не только закупок, по которым договоры уже подписаны, но и планируемых в будущем.
В законе РК о госзакупках значится порядка 50 пунктов, которые могут стать основаниями для проведения тендеров подобным способом. Например, покупка товаров и услуг при возникновении угрозы политической стабильности, их приобретение для борьбы с терроризмом и экстремизмом или для организации референдумов и выборов.
Данный способ не позиционирует себя конкурентным. Дело в том, что он не предусматривает размещение объявления о закупке – и, соответственно, проведение конкурса. Процедура проходит посредством прямого заключения договора заказчика и поставщика.
В списке тендеров УМТО, по которым уже заключили договоры на 2023 год, всего одна госзакупка проводилась без прямого заключения договора. В планируемых закупках нередко указывается закуп из единственного источника.
Стоит подчеркнуть, что весьма часто УМТО приобретает товары и услуги у собственных подведомств. Так, договор на обслуживание систем электронного голосования, конференц-систем, кабельного и спутникового телевидения на сумму 967,6 млн тенге ($2 083 520) Управления материально-технического обеспечения подписало с собственным Инженерным центром. Эта же организация была выбрана для покупки оборудования для визуальной и аудиозаписи заседаний палат парламента, а также установки компьютерного оборудования на сумму 769,4 млн тенге ($1 656 739). В свою очередь, Дирекция административных зданий Управления материально-технического обеспечения будет обслуживать служебные квартиры чиновников за 3,5 млрд тенге ($7 537).
Светлана Шестернёва, Алматы
Комментарии (0)