С обитателями одного из детских домов в окрестностях Алматы встретилась корреспондент Daryo из Казахстана Светлана Шестернёва.
Встреча с этим ребятами, которые по уровню своей мудрости обгоняют даже взрослых, оставила неизгладимое впечатление. Что может быть хуже, чем оказаться брошенным при живых родителях? Сирот в таких домах, как рассказал сотрудник детдома Андрей Распопин, всего один ребенок из ста.
- По-вашему, как добиться того, чтобы детей в подобных учреждениях было как можно меньше?
- А никак, – развел руками Распопин. – Это было, есть и будет на территории постсоветского пространства. Чтобы искоренить это явление, нужно обратить внимание на опыт восточных стран, например, Турции или Саудовской Аравии. Есть ли в этих странах детдома? Если нет, то как они этого достигли?
По словам Андрея Распопина, Казахстан предпринимает какие-то шаги, но их явно недостаточно. Страна, отметил он, движется в направлении «Мир без сирот», ликвидируют детские дома, чтобы шансом взять под опеку наших детей воспользовались другие страны.
– Это плохо, – считает наставник детдома. – Это означает, что мы не можем передать детям свою культуру, моральные ценности, тепло родины. Кроме того, на Западе усыновление происходит в основном в однополых семьях. В том числе и поэтому нам надо менять всю систему ценностей, избавляться от западного влияния.
Сотрудник детского дома подчеркнул: лично он против усыновления. Он отметил, что далеко не все семьи готовы к этому шагу.
– Это тяжелый поступок, который требует героизма, – резюмировал Андрей Распопин.
Я предложила ребятам заполнить небольшие анкеты, ответив на несколько вопросов. Самому старшему из моих собеседников было 22 года. Он уже окончил среднюю школу, и теперь работает в частном детском доме.
Поступил паренек в это частное учреждение в 2012 году: его родители злоупотребляли алкоголем. Больше всего он боится остаться в одиночестве. И смерти.
– Всегда у меня страх перед тем, что будет после смерти, – признался молодой человек.
Он обещает стать хорошим отцом, так как на собственной шкуре испытал, что такое быть для ребенка плохим родителем. Всем детям мой собеседник пожелал найти свое призвание и определиться с целью в жизни. Ему бы очень хотелось, чтобы люди стали отзывчивее и добрее друг к другу.
– Возможно, я смог бы простить предательство, но мне будет очень трудно его забыть. Я стараюсь меньше находиться рядом с теми, кто меня предал, – поделился он.
– Хотел бы ты поскорее стать взрослым?
– О, нет. На данный момент мне 22 года, и я уже хлебнул горя. С возрастом приходит ответственность. Всему – свое время, – заметил он.
Мечта у молодого человека есть, но о ней он предпочел умолчать – равно как и о своих планах на будущее. Взрослым же пожелал быть более общительными, пытаться выслушивать детей, помогать им в выборе.
– Взрослые все время считают, что они лучше знают, что нужно детям. Но это не так. Детей надо слушать и пытаться помочь им во всем. Иначе детям в дальнейшем будет очень трудно понять, чего они хотят от жизни, – пояснил мой собеседник.
Отвечали на вопросы 17-летние девушки и юноша, а также 16-летние подростки.
Последние выделялись из группы респондентов лаконичностью: ответы на вопросы были односложными, не оставляя возможности для двойного толкования. В детском доме, поделилась 16-летняя девушка, она живет 12 лет. Больше всего на свете она боится стать беспомощной. Когда вырастет, обещает быть хорошей мамой и успешным человеком, но вместе с тем стать взрослой не торопится. Девушка пожелала всем на свете детям счастья, а взрослым – здоровья и быть более внимательными к своим отпрыскам.
– Будь оно в твоих силах, что бы ты изменила в этом мире?
– Я бы постаралась добиться мира на всей земле.
– Ты смогла бы простить предательство?
– Нет.
Ее сверстник прибыл в детский дом четыре года назад. Он признался, что самый сильный его страх – жить неблагополучно. Он пожелал всем детям благополучия на всю жизнь, и прочь сомнения. Будь это в его силах, парень бы навсегда очистил эту планету от войн и заводов, которые загрязняют окружающую среду. На вопрос о прощении предательства сообщил, что ему уже приходилось делать это не единожды.
– Но только в том случае, если предавший меня человек сожалеет об этом, – добавил парень.
Становиться взрослым он не спешит. Потому что, считает мой собеседник, пока ты еще ребенок, все проблемы решают за тебя, а это означает, что свободного времени намного больше.
– У тебя есть мечта?
– Да. Чтобы я со своими друзьями встретился лет через десять, и у всех была благополучная жизнь, и мы бы уехали на все лето в Майами.
Повзрослев, юноша станет автоэлектриком. Он считает эту профессию очень прибыльной, ведь наличие электромеханизмов в машинах растет день ото дня. К тому же, ему нравится разбираться в автомобилях. Он пожелал взрослым жить счастливо и спокойно уйти на пенсию, чтобы их дети ухаживали за ними в старости. Но лучше, подчеркнул паренек, чтобы в старости все люди были полны сил.
Девушки и юноша, которым по 17 лет, в детдоме живут уже больше десятка лет. Все они боятся потерять родных и близких людей. Уверены, что станут прекрасными родителями.
– Я жила без своих родителей, меня воспитывали в детском доме. – пояснила одна из воспитанниц. – Постараюсь, чтобы мои дети ни в чем не нуждались.
– Я хочу сделать их жизнь счастливой, – добавил ее сверстник.
Ребята пожелали своим ровесникам счастливого и радостного детства, чтобы желания всегда совпадали с возможностями, жизни в гармонии, побольше улыбок и крепкого здоровья. Они хотели бы избавить этот мир от болезней, ненависти, злости – словом, сделать людей добрее друг к другу, а также улучшить экологию. Мои респонденты отметили: никто из них не хочет становиться взрослым. Пока они не готовы к ответственности, проблемам и справедливым решениям, зато у каждого из них есть мечты – стать успешными, путешествовать по миру, знать несколько языков.
Подростки пожелали взрослым здоровья, радости и справедливости. Ребята считают, что нам, старшему поколению, нужно побольше уделять времени себе, а не зацикливаться на работе. И они особо подчеркнули, что необходимо доверять детям, уметь их выслушивать и быть чуткими.
А мои пожелания взрослым – чтобы обитателей детдомов стало меньше. В том смысле, чтобы новые дети в них не появлялись. Это полностью в наших руках.
Светлана Шестернёва, Алматы
Комментарии (0)