Казахстанский политолог Замир Каражанов дал корреспонденту Daryo из Казахстана свою оценку состояния и перспектив развития отношений Казахстана и Узбекистана за последние 7 лет.
«Если говорить об отношениях между нашими странами, то здесь есть достаточно неплохие показатели в сфере политики, экономики и, наверное, безопасности. Если говорить о документах, то прежде всего у нас есть документы о дружбе и сотрудничестве между двумя странами, которые носят конституционный характер и, в принципе, предопределяет сотрудничество в разных сферах. Это экономика, торговля, инвестиции, транспорт, гуманитарное сотрудничество и так далее. Такой документ подписан, но есть еще интересные другие договора. Прежде всего это договор о делегитимации, демаркации границы. В прошлом году уже был завершен процесс демаркации. Все вопросы, связанные с общей границей, решены. Вопросов каких-либо территориальных претензий между нашими странами нет. Это открывает достаточно широкие перспективы для взаимоотношений и исключает конфликтные моменты в будущем. Есть еще договор, который был подписан при предыдущем президенте Узбекистана — это договор о создании безъядерной зоны в Центральной Азии. Ясное дело, что такой документ могли подписать, прежде всего, две крупные страны региона. Ну и, естественно, к ним присоединились другие государства Центральной Азии. Это тоже один их таких интересных договоров, которые будут определять безопасность в нашем регионе в будущем. Это все касательно политических моментов.
Если говорить об экономическом сотрудничестве в будущем, то и здесь есть место для успеха. В прошлом году товарооборот между нашими странами достиг $5 млрд. Это тот целевой показатель, которого стремилось добиться руководство Узбекистана и Казахстана. Причем это мы смогли достичь за достаточно короткое время – буквально за четыре-пять лет. Мы товарооборот между странами увеличили с $2 млрд до $5 млрд. Я думаю, что это как раз говорит о том, насколько активно сейчас укрепляются отношения между нашими странами. Но это все-таки не предел, если учитывать объем экономик Узбекистана и Казахстана. Тем более, что в прошлом году ВВП Узбекистана, если не ошибаюсь, достигло отметки $80 млрд, и это очень хороший показатель для этой страны.
Если говорить об инвестициях, то здесь ситуация не настолько радужная. В прошлом году это было, если не ошибаюсь, он в одностороннем порядке, из Казахстана в Узбекистан, составлял порядка $20 млн. Но не суть важно. Я просто обращаю внимание, что эта сумма достаточно маленькая. Потому что объем экономик у нас большой, а инвестиции достаточно незначительные. Ведь что такое инвестиции? Это, прежде всего, интересы бизнеса наших сторон друг к другу, готовность развивать свой бизнес не только на родине, но и у соседа. Этот показатель сейчас оставляет желать лучшего. Но это мы берем отрезок в один год. А если рассматривать отрезок в течение 12 лет, то ситуация там отличается. За этот период Казахстан инвестировал в Узбекистан порядка $560 млн. Я думаю, что это уже более-менее хорошая цифра, но надо понимать, что берется достаточно длинный отрезок времени. Но со стороны Узбекистана этот показатель за аналогичный отрезок времени будет достаточно низким. Причина этого, я думаю лежит в президентстве Ислама Каримова. Проблема в том, что Узбекистан при нем не проводил каких-то либеральных реформ экономики. По сути, все эти реформы начались при действующем президенте Узбекистана. Конечно же, процесс либерализации экономики отразился и на инвестиционных возможностях страны. Я думаю, что по мере продвижения Узбекистана по пути реформ эта цифра будет меняться. То есть она будет расти.
Что касается ситуации в товарообороте, то он начал стремительно расти. Здесь, конечно же, большая заслуга тех реформ, которые проводились в Узбекистане. Одна из первых реформ касалась либерализации внешней торговли Узбекистана, то есть снижение каких-то барьеров, нормализация обменного валютного курса – это те факторы, которые сыграли большую роль в наращивании товарооборота. Но, я еще раз повторяю, он будет расти. Сейчас мы достигли $5 млрд, но будет, скорее всего, $10 млрд. Этому способствуют объемы наших экономик. Чем больше экономика у страны, тем больше потенциал для развития внешней торговли с другими странами. Такова закономерность, как правило, если нет каких-либо политических препятствий.
Могу добавить, что сейчас обсуждаются другие интересные проекты касательно экономики. Это проекты, связанные с развитием транспортной инфраструктуры. В прошлом году Казахстан поддержал узбекский проект по прокладке железной дороги до портов Индийского океана через Афганистан. Будем участвовать в поставке строительных материалов. Это проблема достаточно актуальная – проблема развития логистических цепочек и транспортной инфраструктуры в целом. Дело в том, что наши регионы не имеют выхода к морю, и, как уже показали события с пандемией и кризис в Украине, эти обстоятельства очень сильно сказываются на наших экономиках. Здесь у нас интересы совпадают. Я думаю, что и Узбекистан, и Казахстан будут инвестировать в такие проекты. Кстати говоря, Узбекистан, помимо трансафганской дороги, принимает участие и в строительстве дороги из Китая через Кыргызстан в Узбекистан. Проблема транспортной инфраструктуры достаточно актуальна, и в ближайшие годы будет давать о себе знать. Дело в том, что основной транзитный поток у нас шел через Россию, но сейчас в связи с санкциями этот транзит ограничивается. Он уже затронул автомобильные перевозки, морские порты России. Единственная сфера, которую не затронули санкции, - это железнодорожные перевозки. Тем не менее, мы должны понимать, что в прошлом году было принято девять пакетов санкций, но на этом процесс не остановился. Он постоянно усиливается, поэтому всегда есть риск, что российские санкции могут затронуть транзит железных дорог. Поэтому, конечно же, для Узбекистана и Казахстана достаточно актуальным вопросом стоит поиск альтернативных маршрутов выхода на внешние рынки.
В прошлом году достаточно много таких проектов было возобновлено. Как я уже сказал, два проекта с участием Узбекистана. В 2022 году Казахстан запустил контейнерный поезд до Ирана, минуя Каспийское море, по сухопутной части, через Туркменистан, с выходом на Турцию и порты в Персидском заливе. Я думаю, что эти тенденции будут давать о себе знать, и в ближайшие годы будут усиливаться.
Также обсуждается не только региональное сотрудничество между двумя нашими странами, но и региональная кооперация. Это тоже один из важных факторов, который необходимо отметить. Где-то порядка 40 проектов уже заложено. Из них, если не ошибаюсь, 10 проектов уже реализовано. Но вот эта региональная кооперация, я думаю, сыграет большую роль, потому что будет усиливать не только товарооборот и инвестиции, но и регион в целом. Региональная кооперация закладывает фундамент для создания центров экономической активности. Благодаря региональной кооперации получат преимущества на только Узбекистан и Казахстан, но и все страны Центральной-Азиатского региона. Здесь будет происходить оживление экономики, стремиться инвестиции, расти товарооборот не только внутри региона, но и с внешними странами, которые не входят в наш регион.
Есть еще гуманитарное сотрудничество, которое в последние годы тоже давало о себе знать. Очень много узбекских граждан учились в Казахстане. Сейчас они продолжают учиться в Узбекистане. Это тоже интересный момент, потому что охват населения высшим образованием в Узбекистане достаточно низкий по сравнению с Казахстаном и другими странами ЦАР. Я думаю, что это тоже одно из таких направлений, которое может реализоваться с участием сотрудничества между нашими странами. Тем более, мы сами понимаем, что высшее образование – это инвестиции в качество жизни населения. Инвестиции в человеческий капитал – это тот аспект, который определяет успех развития стран в XXI веке».
Светлана Шестернёва, Алматы
Комментарии (0)