Электромобили и утилизационный сбор
С 1 мая 2025 года в Узбекистане вводится обязательный утилизационный сбор на электромобили, следует из постановления Кабинета министров РУз от 31 января. Его размер зависит от срока эксплуатации электромобиля и исчисляется в базовых расчетных величинах (БРВ).
- 120-кратный БРВ – 45 млн сумов ($3 462 по курсу Ценрального банка РУз на 5 февраля) для электромобилей, произведенных не более трех лет назад;
- 210-кратный БРВ – 78,75 млн сумов ($6 059 по курсу регулятора на 5 февраля) для электромобилей, выпущенных более трех лет назад.
Электромобили и инфраструктура для утилизации аккумуляторов
Постановление Кабмина направлено на создание инфраструктуры для утилизации аккумуляторов и минимизацию их воздействия на окружающую среду. Электромобили, которые вышли из эксплуатации, будут утилизироваться в специально созданных перерабатывающих центрах.
Электромобили, их импорт и производство в Узбекистане
В Узбекистане активно развивается рынок электромобилей, чему способствуют принятые правительством меры. С 2019 года ввоз электромобилей освобожден от таможенных пошлин, акцизного и транспортного налогов. В ноябре 2021 года начата выдача зеленых государственных номерных знаков для электромобилей.
Указом Президента Республики Узбекистан поставлена задача поэтапного увеличения производственных мощностей по выпуску электромобилей и гибридных автомобилей до 500 000 единиц в год.
По итогам девяти месяцев 2024 года импорт бензиновых автомобилей сократился на 28%, в то время как импорт гибридных автомобилей увеличился на 49% (на 3 775 единиц) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 11 425 единиц.
Данные Агентства статистики свидетельствуют о значительном росте импорта электромобилей: за восемь месяцев 2024 года в Узбекистан было ввезено 12 913 электромобилей на $166,8 млн. В сравнении с 2022 годом объем импорта вырос почти в шесть раз.
Согласно информации Центра экономических исследований и реформ, в сентябре 2024 года объем продаж электромобилей составил 4 240 единиц, что более чем в два раза превышает показатель августа (1 700 единиц).
Электромобили и утилизационный сбор в других странах
Электромобили и их аккумуляторы в ряде стран подлежат утилизации, однако механизмы регулирования различаются:
- Электромобили в Европейском Союзе: утилизация регулируется директивой ЕС, а производители обязаны организовывать переработку аккумуляторов. В некоторых странах утилизационный сбор оплачивается потребителями, в других – включается в стоимость автомобиля.
- Электромобили в Китае: действует система контроля жизненного цикла аккумуляторов, производители обязаны участвовать в их утилизации, а покупатели частично компенсируют затраты через дополнительные платежи.
- Электромобили в США: в отдельных штатах, таких как Калифорния, действуют программы утилизации аккумуляторов, финансируемые либо государственными субсидиями, либо специальными сборами с производителей.
- Электромобили в России: с 2022 года введен утилизационный сбор, который рассчитывается по аналогии с традиционными автомобилями, но со скидкой, учитывающей экологические преимущества электромобилей.
Электромобили в Узбекистане становятся неотъемлемой частью рынка транспорта, и введение утилизационного сбора соответствует международной практике.
Комментарии (0)