В сентябре на одном из объектов SpaceX в Калифорнии произошло отключение электроэнергии, из-за чего центр управления на земле потерял связь с космическим кораблем Dragon на орбите как минимум на час. Этот инцидент произошел во время миссии Polaris Dawn, включавшей первый в истории частный выход в открытый космос. Участниками миссии стали частные астронавты, включая Джареда Айзекмана — миллиардера, долгосрочного партнера Илона Маска и кандидата на пост руководителя NASA в администрации Дональда Трампа. Об этом сообщили Reuters.
Несмотря на отключение, безопасность экипажа не была под угрозой: связь с землей поддерживалась через спутники Starlink. Однако, как подчеркнул один из источников Reuters, «отсутствие командования и управления — это большая проблема», поскольку операторы миссий обязаны оперативно реагировать на любые нештатные ситуации.
Реакция SpaceX и регулирующих органов
SpaceX и Илон Маск не ответили на вопросы о причинах сбоя. Неясно, уведомляла ли компания Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) об инциденте. По словам одного из источников, NASA было проинформировано, поскольку такой же корабль планировалось использовать для их миссии через несколько недель. SpaceX заверила агентство, что проблему удалось быстро устранить. Представители NASA отказались комментировать ситуацию, а FAA отметило, что не имеет полномочий контролировать коммерческие пилотируемые полеты.
Технические детали сбоя в SpaceX
Согласно источникам, причиной отключения стала утечка в системе охлаждения на крыше объекта SpaceX в Хоторне, которая вызвала скачок напряжения. Это вывело из строя серверы и оборудование центра управления полетом. Более того, резервы управления во Флориде не сработали, так как доступ к необходимым процедурам также был заблокирован. Как сообщается, у сотрудников SpaceX не оказалось бумажных копий резервных инструкций, что затруднило реагирование до восстановления электроснабжения.
Отключение произошло до выхода в открытый космос 12 сентября. Несмотря на задержку в управлении, подготовка астронавтов позволила бы им справиться с ситуацией самостоятельно.
Проблема раскрытия данных в SpaceX
Сбой привлек внимание к вопросу об обязательности раскрытия подобных инцидентов частными космическими компаниями. В США с 2004 года действует законодательный мораторий, освобождающий частных операторов от необходимости сообщать о происшествиях на орбите. Этот мораторий регулярно продлевается Конгрессом, однако критикуется экспертами, так как ограничивает возможности анализа инцидентов, которые могут повлиять на безопасность отрасли.
«Раскрытие информации позволяет компаниям учиться на ошибках и предотвращать подобные инциденты в будущем», — отметил Дуглас Лигор из аналитического центра RAND Corporation. Ожидается, что Конгресс продлит мораторий в январе следующего года.
Возможные конфликты интересов в SpaceX
Инцидент также подчеркнул потенциальные конфликты интересов, поскольку ключевые фигуры из частного сектора, такие как Илон Маск и Джаред Айзекман, могут занять высокие посты в правительстве. Если Трамп станет президентом, Маск может возглавить комиссию по эффективности, а Айзекман — NASA.
Связь Айзекмана со SpaceX вызывает опасения. Помимо участия в двух миссиях компании, он является владельцем и генеральным директором Shift4 Payments, которая инвестировала в SpaceX более $27 млн. В случае утверждения его кандидатуры на пост NASA, Айзекман пообещал оставить пост генерального директора, но сохранить долю в компании. Это, по мнению экспертов, может привести к конфликтам интересов, особенно в вопросах регулирования безопасности.
Влияние на будущее SpaceX
Несмотря на инцидент, миссия Polaris Dawn стала важной вехой в коммерческом освоении космоса, доказав, что частные компании способны проводить выходы в открытый космос без участия национальных космических программ. Однако отсутствие четких стандартов безопасности и прозрачности вызывает вопросы о надежности таких проектов.
Илон Маск, в свою очередь, продолжает критиковать вмешательство государства в частный сектор, что может повлиять на подходы к регулированию. Комиссия по эффективности, которую он может возглавить, вероятно, сосредоточится на снижении федеральных требований, что, по мнению его критиков, может поставить под угрозу безопасность как в космической отрасли, так и в других сферах, связанных с его компаниями.
Комментарии (0)