На фоне геополитических разногласий и обостренной конкуренции на орбите Земли и Луне, мировые космические агентства и частные компании собрались на Международный астронавтический конгресс (МАК) в Милане. Ведущие страны мира, включая США и Китай, обсудили дальнейшие шаги в области космических исследований, в то время как частные компании, такие как SpaceX Илона Маска, продолжают формировать новый уклад глобальной космической гонки.
Международный астронавтический конгресс: традиции и новые вызовы
В этом году конгресс привлек внимание двух главных космических держав — США и Китая. Однако Роскосмос, изолированный от западных партнеров после вторжения России на Украину в 2022 году, не представлен на мероприятии. Это отсутствие подчеркивает раскол в международном космическом сотрудничестве.
Тем не менее, на встрече присутствуют представители почти всех 77 стран-членов Международной астронавтической федерации (IAF), организующей конгресс. Центральные вопросы обсуждения — исследование Луны и растущая коалиция стран в рамках программы NASA «Артемида». Клэй Моури, президент IAF, подчеркнул:
«Это самое захватывающее время в космосе со времен эры “Аполлонов„ в 1960-х годах».
В этом году было подано рекордное количество научных докладов — 7197, а 37% из них были представлены студентами и молодыми специалистами.
Международный астронавтический конгресс (МАК) — это?
Стратегии США и Китая в космической гонке
Администратор NASA Билл Нельсон планирует заручиться поддержкой в стратегии агентства по привлечению частных компаний для замены Международной космической станции (МКС) после ее вывода из эксплуатации в 2030 году. МКС, которая на протяжении более 20 лет была символом космической дипломатии между США и Россией, вскоре уступит место новым частным проектам.
NASA также продолжает активно развивать свою лунную программу «Артемида», инвестируя миллиарды долларов, чтобы сохранить лидерство на низкой околоземной орбите и конкурировать с китайской космической станцией «Тяньгун», где на протяжении трех лет работают китайские астронавты. Как США, так и Китай планируют в этом десятилетии высадить людей на Луну, впервые с момента последней американской миссии «Аполлон» в 1972 году.
Эти две державы активно работают над созданием партнерств с другими странами и полагаются на частные компании в своих лунных программах. Их действия формируют космические стратегии и меньших космических агентств, заставляя их адаптироваться к новым условиям глобальной конкуренции.
Приоритеты Европы и новые вызовы
Конгресс в Милане совпал с процессом утверждения первой космической законодательной базы в Италии, которая регулирует участие частного сектора в космической отрасли. Адольфо Урсо, министр промышленности Италии, заявил:
«Эти правила дадут национальной экосистеме руководство по достижению целей в космосе устойчивым образом».
Италия, которая является одним из крупнейших доноров Европейского космического агентства (ESA), выделила 7,3 млрд евро до 2026 года на развитие национальных и европейских космических проектов.
Европа также пересматривает свои приоритеты в отношении ракетных пусков и спутников на фоне усиливающейся конкуренции с частным сектором, особенно с SpaceX Илона Маска. Компания SpaceX уже доминирует на рынке запусков с помощью своей ракеты Falcon 9, что вынуждает Европу искать альтернативные решения.
После годичного перерыва Европа смогла вновь получить доступ к орбите с помощью тестового запуска ракеты Ariane 6 в июле 2024 года, однако ее возможности остаются ограниченными из-за прекращения сотрудничества с Россией. Ракеты «Союз» ранее играли ключевую роль в обеспечении доступа Европы к космосу, но разрыв связей из-за войны на Украине стал серьезным вызовом для континента.
Космическая стратегия Индии: использование данных и малых спутников для захвата рынка за пределами SpaceX
Индия разработала свою стратегию для участия в коммерческой космической гонке, акцентируя внимание на сборе космических данных и строительстве малых спутников. В то время как такие гиганты, как SpaceX, сосредоточены на тяжелых запусках, Индия ставит перед собой задачу предлагать более дешевые и доступные услуги в таких секторах, как связь, сельское хозяйство и управление ресурсами. Ключевым элементом индийской стратегии является доступ к качественным космическим данным, которые становятся ценным ресурсом.
Потенциал рынка космических данных
Индийская космическая индустрия нацелена на крупные сегменты рынка, которые в ближайшие годы значительно вырастут. Ожидается, что к 2031 году мировой рынок запусков составит $14,54 млрд, а к 2030 году рынок услуг по передаче данных достигнет $45 млрд. Индия хочет занять важную нишу, предлагая малые спутники, которые значительно дешевле и быстрее в производстве и эксплуатации, чем их более крупные аналоги.
А. К. Бхатт, генеральный директор Индийской космической ассоциации, отмечает:
«Мир перешел от спутников размером с самолет Boeing к спутникам размером с ноутбук».
Это значительное сокращение размеров спутников позволяет Индии играть ключевую роль на рынке космических данных, вместо того чтобы напрямую конкурировать с тяжелыми запусками, где доминирует SpaceX.
«Это сектор, в котором Индия может победить, вместо того, чтобы бросать вызов тяжелым запускам, где доминирует Илон Маск», — добавляет Бхатт.
Индия уже имеет значительное преимущество в области интерпретации данных и космических наблюдений.
Частные инвестиции в космос: новые возможности
С февраля 2024 года Индия сделала важный шаг, открыв космический сектор для частных компаний. Власти страны создали венчурный фонд в размере 10 миллиардов рупий (около 119 миллионов долларов), направленный на поддержку стартапов, работающих в космической отрасли. Среди других космических инициатив — пилотируемые миссии и планы по изучению Венеры, но основное внимание уделяется развитию коммерческих предприятий. Это открывает возможности для частных компаний, таких как Bellatrix Aerospace, Pixxel, Agnikul Cosmos и Dhruva Space, которые уже работают над созданием малых спутников и их компонентов.
Примеры успешных космических решений
Одним из самых успешных примеров является проект компании SatSure из Бангалора, который предоставляет космические данные Управлению аэропортов Индии. Эти данные в режиме реального времени помогают улучшить управление воздушным движением и повысить безопасность на летных маршрутах. Проект может сократить расходы авиакомпаний на топливо на 37,5 млрд рупий ($446 млн) к 2025 году за счет оптимизации планирования полетов. Управление аэропортов отмечает, что время планирования полетов сократится на 70%.
Пратип Басу, генеральный директор компании SatSure, подчеркивает:
«Наблюдение за Землей решает проблемы, которые охватывают коммунальные услуги, навигацию, торговлю и промышленность, помогая экономить миллионы долларов».
Спутники наблюдения за Землей, оборудованные камерами и датчиками, обеспечивают экономию в разных отраслях, делая технологии доступными для коммерческого использования.
Вызовы для Индии и международная космическая конкуренция
Несмотря на то, что Индия активно развивает космическую индустрию, ей предстоит столкнуться с серьезными вызовами на глобальном уровне. Япония, Китай и другие страны уже активно работают над запуском малых спутников и стремятся предложить более доступные варианты для своих клиентов. Космическая отрасль по-прежнему остается высококонкурентной и сложной для стартапов, многие из которых не выдерживают длительной гонки.
Намрата Госвами, эксперт по космической политике в Университете штата Аризона, говорит:
«У Индии есть и технологии, и возможности, но космос — сложная и очень конкурентная сфера, и хотя частные компании показали, что могут создать для себя нишу, нам нужно больше доказательств концепции».
Госвами отмечает, что правительство Индии должно стать ключевым клиентом для частных космических компаний, чтобы обеспечить устойчивый спрос на их разработки и услуги.
Будущее развития и ориентиры для роста
Частные компании Индии, такие как Bellatrix Aerospace, уже достигли успеха в строительстве малых спутников и их выводе на орбиту. В прошлом месяце индийское космическое агентство ISRO завершило третий испытательный запуск малых космических аппаратов. Теперь разработки передаются частным компаниям для дальнейшего использования в коммерческих целях.
Паван Гоенка, председатель IN-SPACe, подчеркивает:
«Конечные применения наблюдений за Землей огромны. Мы решаем части головоломки, создавая системы, которые могут сделать наш мир более устойчивым».
Это мнение поддерживают и другие эксперты, отмечая, что обработка данных, полученных с орбиты, может значительно повысить урожайность на Земле, улучшить навигационные системы и помочь в борьбе с изменением климата.
Индия в коммерческом космосе
Индийские компании стремятся занять лидирующие позиции на рынке космических данных и запусков малых спутников. Ожидается, что к 2030 году мировой рынок спутников достигнет более 110,5 миллиардов долларов, что дает Индии огромные возможности для роста и развития. Однако для этого потребуется не только активное участие частных компаний, но и поддержка правительства, которое должно стать надежным партнером в этой гонке за будущее коммерческого космоса.
Будущее европейской космической индустрии
Европейский рынок спутников также сталкивается с серьезными вызовами. Некогда успешный рынок крупных геостационарных спутников оказался под давлением со стороны низкоорбитальных спутников, таких как Starlink компании SpaceX. В ответ на это, Leonardo, один из организаторов мероприятия в Милане, выступил с предложением о создании новой стратегии для европейского космического сектора в сотрудничестве с Thales и Airbus.
Компании ведут переговоры о возможности объединения своих спутниковых мощностей, но многое будет зависеть от позиции Европейской комиссии, которая ранее блокировала попытки создания единого игрока на рынке. Европейские эксперты подчеркивают, что космос — это глобальный рынок, и ограничения на сотрудничество внутри региона могут ослабить конкурентоспособность Европы в мировом масштабе.
На фоне этих сложностей NASA и Airbus уже начали сотрудничество с частными компаниями для замены МКС, создавая новые трансатлантические связи. Одним из примеров является совместное предприятие, которое было создано Airbus и американской компанией Voyager для удовлетворения растущих потребностей Европы в исследовании низкой околоземной орбиты.
Комментарии (0)