Почему в Южной Корее президенты подвергаются жесткому контролю?
Южная Корея — страна с развитыми демократическими институтами и мощной экономикой, но её президенты редко уходят с должности без скандалов. Известная своими экономическими достижениями и культурным влиянием Южная Корея сталкивается с поразительной тенденцией: значительная часть её президентов подвергалась судебным преследованиям, переворотам, тюремным заключениям или импичменту, как и случилось с последним президентом, Юн Сок Ёлем.
Почему президентам Южной Кореи объявляют импичмент? Что приводит к столь суровому обращению с высшими государственными деятелями? Какие факторы способствуют этому феномену?
Президенты Южной Кореи: список происшествий
Все президенты Южной Кореи, от свергнутых лидеров до тех, кто завершил свои дни в тюрьме или под следствием, судьбой своего правления показывают, как тесно переплелись политика, власть и голос народа в истории одной из самых динамичных демократий Азии.
- Ли Сын Ман (1948–1960) – первый президент Южной Кореи был свергнут после массовых протестов против авторитарного правления.
- Юн Бо Сон (1960–1962) – второй президент Южной Кореи был свергнут военным переворотом.
- Пак Чон Хи (1962–1979) – третий президент Южной Кореи убит собственным начальником разведки после длительного авторитарного правления.
- Чхве Гю Ха (1979–1980) – смещен военным переворотом Чон Ду Хвана.
- Чон Ду Хван (1981–1988) – приговорен после президентства к смертной казни за коррупцию и репрессии (позже наказание заменено на тюремный срок).
- Ро Дэ У (1988–1993) – приговорен к 22 годам тюрьмы за коррупцию и незаконное обогащение.
- Ким Ён Сам (1993–1998) – будучи президентом Южной Кореи, добился осуждения двух своих предшественников.
- Ким Дэ Чжун (1998–2003) – нобелевский лауреат и президент Южной Кореи, бывший политзаключенный, позже помилованный.
- Но Му Хён (2003–2008) – подвергнут импичменту (отменен Конституционным судом). После президентства покончил с собой из-за коррупционного скандала.
- Ли Мён Бак (2008–2013) – после президентства осужден за коррупцию, получил 15 лет тюрьмы.
- Пак Кын Хе (2013–2016) – подвергнута импичменту и арестована за коррупцию. Приговорена к 24 годам тюрьмы.
- Мун Джэ Ин (2017–2022) – миротворец, президент Южной Кореи, известный успешной борьбой с пандемией.
- Юн Сок Ёль (2022–наст. время) – президент Южной Кореи, известный жесткой антикоррупционной политикой. В связи с обострением отошения Северной и Южной Кореи в декабре 2024 года ввел в республике военное положение, которое было отменено через несколько часов после принятия в результате протестов и митингов граждан, попытки вооруженных сил страны захватить парламент и несогласия парламента с введением военного положения. Парламент также стал настаивать на импичменте президента.
Кто из президентов столкнулся с импичментом?
Из списка всех президентов Южной Кореи, представленного ранее, импичменту подверглись президент Но Мухён и Пак Кын Хе. К списку президентов Южной Кореи, подвергшихся импичменту, в 2024 году добавляется ещё один: Юн Сок Ёль (2022–наст. время).
В 2024 году он столкнулся с попытками импичмента после резонансного инцидента с внезапным введением военного положения, что вызвало массовые протесты и критику со стороны парламента. Хотя до формального завершения процедуры импичмента дело не дошло, кризис серьёзно пошатнул его позиции и спровоцировал масштабное недоверие к его правлению.
Таким образом, импичмент или попытки его инициирования стали частью сложной политической системы Южной Кореи, где власть находится под пристальным контролем общества и оппозиции.
Прецеденты импичмента в Южной Корее
Импичмент Но Му Хёна (2004 год)
Первый случай применения процедуры импичмента в Южной Корее произошёл в 2004 году в отношении президента Но Му Хёна, избранного в 2002 году. Президент Но Мухён, занимавший должность с 2003 по 2008 год, был подвергнут импичменту в 2004 году за предполагаемое нарушение избирательного законодательства. Обвинения касались:
- привлечения незаконных источников финансирования предвыборной кампании;
- нарушения статуса внепартийности президента, так как он открыто поддерживал одну из политических партий.
Парламент одобрил инициативу, но 14 мая 2004 года Конституционный суд отклонил импичмент, восстановив Но Му Хёна в должности, и он вернулся к исполнению своих обязанностей.
Импичмент президента Кореи Пак Кын Хе (2016–2017 годы)
Наиболее громким политическим скандалом Южной Кореи стало дело Пак Кын Хе, президента с 2013 по 2017 год. Президент Пак Кын Хе также была подвергнута импичменту в 2016 году после масштабного коррупционного скандала, связанного с её приближённой Чхве Сун Силь, как сообщал ТАСС. Импичмент был утверждён Конституционным судом в 2017 году, что сделало её первым президентом Южной Кореи, окончательно отстранённым от власти.
Почему применили импичмент в Южной Корее?
Причины применения импичмента в Южной Корее к президенту Пак Кын Хе, как рассуждал причинах и возможных последствиях кризиса на сайте Московского Центра Карнеги рассуждает кореевед Андрей:
- Влияние на принятие государственных решений её близкой подруги Чхве Сун Силь, которая не имела официальных полномочий.
- Обвинения в коррупции и вымогательстве: Чхве Сун Силь обвинялась в оказании давления на компании для перечисления миллионов долларов в контролируемые ей фонды.
Рейтинг президента резко упал, достигнув рекордных 4% одобрения. Это стало результатом массовых протестов и недовольства общественности. Несмотря на попытки Пак Кын Хе стабилизировать ситуацию и её обещание уйти в отставку, парламент всё же инициировал импичмент.
«Работа корейского президента так же опасна, как работа летчика испытателя в 1920–30-е годы», — писал Ланьков. «Заниматься корейской политикой, не имея, условно говоря, сундука с наличностью невозможно. Даже если депутат парламента тратит деньги по минимуму, ему все равно понадобится в три-четыре раза больше денег, чем он может получить в официальном порядке».
Результаты применения импичмента в Южной Корее
- В декабре 2016 года парламент Южной Кореи проголосовал за импичмент президента.
- В марте 2017 года Конституционный суд утвердил импичмент, что сделало Пак Кын Хе первым президентом в истории страны, окончательно отстранённым от должности.
Кто может инициировать импичмент в Южной Корее?
Инициировать процедуру импичмента в Южной Корее имеет право Национальное собрание — парламент, состоящий из 300 депутатов. Для начала процесса, если речь идёт о президенте, необходимо:
- не менее половины голосов депутатов для выдвижения инициативы;
- две трети голосов парламента для её одобрения.
Для остальных должностных лиц достаточно простого большинства голосов парламентариев.
Условия применения импичмента в Южной Корее
Импичмент, как механизм отстранения высших должностных лиц от власти, играет важную роль в политической системе Республики Корея. Его регламентируют положения Конституции, уточненные в редакции 1987 года. Согласно статье 65 Основного закона, импичмент может быть применён к президенту, премьер-министру, министрам, судьям, членам Центрального избирательного комитета, членам Комиссии учёта и аудита, а также другим должностным лицам.
Национальная ассамблея (парламент) Южной Кореии тоже может выдвинуть обвинения против президента, (как это случилось с президентом Юном) для чего требуется поддержка большинства депутатов. Окончательное решение принимает Конституционный суд, где шесть из девяти судей должны утвердить импичмент. Президент отстраняется от должности на время рассмотрения дела.
Президент Южной Кореи – импичмент: почему это происходит?
Сочетание исторических факторов, активного гражданского общества, независимой судебной системы и интенсивной политической конкуренции приводит к тому, что президенты Южной Кореи часто сталкиваются с суровыми последствиями за свои действия. Этот феномен отражает стремление общества к прозрачности и подотчётности, но также подчёркивает сложности политической динамики страны.
Процедура испичмента в Южной Корее: решение Конституционного суда
После утверждения инициативы в парламенте дело передаётся в Конституционный суд. Для окончательного отстранения должностного лица требуется согласие шести из девяти членов суда. Рассмотрение вопроса судом обычно занимает несколько месяцев. На это время президент временно отстраняется от исполнения обязанностей, передавая свои полномочия премьер-министру. Если импичмент признаётся обоснованным, против должностного лица может быть возбуждено уголовное дело.
Почему импичмент стал инструментом политики в Южной Корее?
Импичмент в Южной Корее демонстрирует, насколько серьёзно общество и парламент относятся к обеспечению ответственности высших должностных лиц. Конституционные механизмы позволяют привлекать к ответственности даже президента, что подчёркивает важность подотчётности власти и соблюдения закона.
Однако такие случаи также говорят о высокой политической напряжённости в стране, где власть подвержена постоянному контролю как со стороны оппозиции, так и общественности. Южная Корея показывает пример того, как демократия может функционировать в условиях политической нестабильности и общественного недоверия к власти.
Импичмент: кто может объявить?
Импичмент — это важный механизм контроля власти, но его применение существенно отличается в зависимости от политической системы и культуры страны. Объявить импичмент могут Национальная ассамблея или парламент (Южная Корея), Сенат (США), Государственная Дума (Россия), Палата депутатов (Бразилия), Бундестаг или Бундесрат (Германия), Национальное собрание и Сенат (Франция) и другие представители законодательной власти разных политических систем.
Почему импичмент часто применяется в Южной Корее и США?
В США и Южной Корее процедура чаще применяется из-за более высокой политической поляризации и развитой культуры подотчетности. В России, напротив, процедура импичмента остаётся крайне сложной и практически недостижимой из-за концентрации власти в руках президента и специфики политической системы.
Условия применения импичмента в России: основной процесс
В России процедура импичмента очень похожа на американскую и регламентирована Конституцией 1993 года. Однако, для отстранения Президента Российской Федерации от должности требуется двухэтапный процесс: инициатива Государственной Думы и окончательное решение Совета Федерации, принятие которого требует квалифицированного большинства голосов.
Согласно статье 93 Конституции, Президент России может быть отстранен в случае государственной измены или совершения другого тяжкого преступления. Процесс начинается с инициативы не менее одной трети депутатов Государственной Думы, после чего создается специальная комиссия для проверки обоснованности обвинений. Решение о выдвижении обвинений должно быть поддержано двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и согласовано Конституционным судом. Окончательное решение принимает Совет Федерации также двумя третями голосов.
Импичмент в США
Импичмент президента в США регулируется Конституцией и предусматривает два этапа: выдвижение обвинений Палатой представителей и судебное разбирательство в Сенате. Палата представителей простым большинством голосов выдвигает обвинение (например, за государственную измену, взяточничество или иные тяжкие преступления). После этого Сенат проводит судебное разбирательство, и для отстранения президента требуется согласие двух третей сенаторов.
Что формирует политическую культуру Южной Кореи?
После освобождения от японской оккупации в 1945 году и Корейской войны (1950–1953 гг.) Южная Корея столкнулась с волной политической нестабильности. Авторитарное правление Ли Сын Мана, военные перевороты Пак Чон Хи и Чон Ду Хвана стали частью истории страны. Переход к демократии в 1980-х годах положил конец военному правлению, но оставил глубокие следы в политической культуре.
Ключевым стало стремление общества ограничить авторитаризм. Демократические реформы усилили контроль над властью, а политическая борьба зачастую велась через судебные механизмы, что сделало бывших лидеров уязвимыми для расследований.
Политолог Ирина Ланцова в своей работе «Президентские избирательные кампании в Республике Корея: сравнительный анализ» отмечает:
«Так называемая “региональная неприязнь„ (“чибан камчжон„) появилась в Корее задолго до возникновения института президентства».
Это явление имеет глубокие исторические корни, восходящие ко временам, когда на территории Корейского полуострова существовали три независимых государства — Когурё, Пэкче и Силла. Несмотря на этническую однородность, воспоминания о соперничестве этих древних государств сохранились в коллективной памяти корейцев до наших дней.
В современной Южной Корее этот феномен проявляется в отношениях между жителями различных провинций. Например, выходцы из провинций Южная и Северная Чолла (территория бывшего Пэкче) традиционно испытывают взаимную неприязнь к жителям провинций Южная и Северная Кёнсан (территория бывшего Силла). В то же время отношение к жителям провинций Южная и Северная Чхунчхон является более нейтральным. Столичная провинция Кёнги, Сеул и провинция Канвон занимают особую позицию, несколько выходя за рамки этой исторически обусловленной антипатии.
Ланцова отмечает, что в период авторитарного правления влияние «региональной неприязни» на политику было минимальным. Правящая партия пользовалась широкой поддержкой на периферии, тогда как оппозиция находила своих сторонников преимущественно в столице и её окрестностях. Однако с переходом страны к демократическому правлению этот фактор начал активно влиять на выборные процессы.
Особенно ярко влияние регионального фактора проявилось на выборах 1992 года. Тогда ведущие кандидаты в президенты представляли три различных региона страны, каждый из которых обеспечил своему кандидату максимальную поддержку. Например, правящая Демократическая либеральная партия под руководством Ким Ёнсама, уроженца провинции Северная Кёнсан, получила подавляющее большинство голосов в его родных провинциях (28 из 32 мест). В свою очередь, Демократическая партия Ким Дэчжуна, выходца из Южной Чоллы, одержала абсолютную победу в провинциях Северная и Южная Чолла (95% голосов и 31 место в парламенте), но была практически незаметной в других регионах, где провела только одного кандидата от каждого округа.
Эта тенденция демонстрирует, что «региональная неприязнь» продолжает оказывать значительное влияние на политику Южной Кореи, подчеркивая важность территориальных и исторических факторов в процессе выборов и формирования политической культуры страны.
Какую роль играет гражданское общество и СМИ в судьбе президентов Южной Кореи?
Южная Корея известна своим сильным гражданским обществом. Массовые протесты стали основным инструментом воздействия на власть. Ярким примером является «Революция свечей» 2016 года, когда миллионы граждан добились импичмента Пак Кын Хе.
Активные граждане и независимые СМИ требуют от лидеров прозрачности. Как только всплывают коррупционные скандалы или злоупотребления властью, общественное давление становится непреодолимым.
Независимая судебная система: роль в наказании бывших лидеров?
Южнокорейская судебная система играет решающую роль в привлечении бывших президентов к ответственности. Конституционный суд в 2017 году поддержал импичмент Пак Кын Хе, продемонстрировав свою независимость. Другие президенты, такие как Ли Мён Бак, также сталкивались с обвинениями в коррупции и злоупотреблении властью. Аресты и тюремные приговоры стали знаком политической эпохи Южной Кореи.
Почему политическая конкуренция приводит к обвинениям в коррупции?
Высокий уровень политической борьбы делает лидеров Южной Кореи уязвимыми. Партийные противники используют правовые инструменты для устранения конкурентов. Например, осуждение бывших президентов Пак Кын Хе и Ли Мён Бака за коррупцию в значительной степени связано с их противостоянием оппозиции.
Почему президенты Южной Кореи сталкиваются с жесткими последствиями?
Сочетание исторического наследия, сильного гражданского общества, независимого правосудия и острой политической борьбы делает положение президентов Южной Кореи уникальным. С одной стороны, это свидетельствует о зрелости демократии, с другой — подчеркивает напряжённость политической системы.
Почему президенты друг друга не любят?
В политической системе Южной Кореи наблюдается тенденция, при которой президенты часто оказываются вовлеченными в юридические преследования, инициированные их преемниками. Это явление обусловлено несколькими факторами:
Политическая конкуренция и борьба за власть: Южнокорейская политика характеризуется высокой степенью конкуренции между партиями. После смены власти новые администрации нередко инициируют расследования против своих предшественников, стремясь укрепить собственные позиции и дискредитировать оппонентов. Так, после прихода к власти президента Мун Чжэ Ина были возобновлены расследования в отношении экс-президентов Ли Мён Бака и Пак Кын Хе, что привело к их осуждению.
Общественный запрос на справедливость и борьбу с коррупцией: Южнокорейское общество проявляет низкую терпимость к коррупции и злоупотреблениям властью. Массовые протесты и общественное давление часто вынуждают новые администрации проводить расследования и привлекать к ответственности бывших лидеров, даже если это может быть воспринято как политически мотивированное преследование. Примером служит импичмент Пак Кын Хе в 2017 году, вызванный масштабными протестами против коррупции.
Юридическая система и независимость судебных органов: в Южной Корее судебная система обладает значительной независимостью, что позволяет проводить расследования и судебные процессы в отношении бывших президентов. Однако некоторые эксперты указывают на возможность использования судебной системы в политических целях, что усиливает напряженность между бывшими и нынешними лидерами.
Культурные особенности и традиции: в корейской культуре существует концепция «чон» (정), означающая глубокую эмоциональную связь и лояльность. Однако в политической сфере это может приводить к ожиданию абсолютной преданности, а любое отклонение воспринимается как предательство, что усиливает враждебность между политическими лидерами.
Исторические прецеденты и цикличность: с момента основания Республики Корея в 1948 году несколько президентов сталкивались с судебными преследованиями после окончания их срока. Этот исторический паттерн создает своего рода «порочный круг», где каждый новый лидер оказывается под угрозой аналогичной участи, что способствует недоверию и антагонизму между ними.
Сочетание политической конкуренции, общественного давления, особенностей юридической системы и культурных факторов приводит к тому, что президенты Южной Кореи часто оказываются в конфликте друг с другом, что выражается в юридических преследованиях и взаимной неприязни.
«Для южнокорейской политики характерен морализм: политик, чиновник должен обладать конфуцианскими качествами, быть высоконравственным человеком. В противном случае его снимают с должности и устраивают перевыборы. В политической системе доминирует иерархичность по принципу старшинства», — пишет Наталья Ким, доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
История президентов Южной Кореи
Ли Сын Ман (26 марта 1875 — 19 июля 1965) — первый президент Республики Корея, возглавлявший страну с 1948 по 1960 год. Родился в провинции Хванхэдо в обедневшей аристократической семье, имеющей дальнее родство с королевской династией. В юности активно участвовал в антияпонском движении, за что в 1897 году был арестован и заключен в тюрьму. После освобождения в 1904 году эмигрировал в США, где получил образование в Вашингтонском, Гарвардском и Принстонском университетах.
Президент Южной Кореи Ли Сын Ман (1948-1960)
В 1919 году Ли Сын Ман стал первым главой Временного правительства Кореи в изгнании, базирующегося в Шанхае. После окончания Второй мировой войны вернулся на родину и в 1948 году был избран первым президентом Южной Кореи. Его правление характеризовалось авторитарным стилем управления и подавлением политической оппозиции. В 1960 году, на фоне массовых протестов и обвинений в фальсификации выборов, Ли Сын Ман был вынужден уйти в отставку и эмигрировать на Гавайи, где прожил до своей смерти в 1965 году.
Президент Южной Кореи Юн Бо Сон (1960-1962)
Юн Бо Сон (26 августа 1897 — 18 июля 1990) — второй президент Республики Корея, занимавший этот пост с 1960 по 1962 год. Родился в городе Асан, провинция Чхунчхон-Намдо. В 1930 году получил степень магистра в Эдинбургском университете. После освобождения Кореи от японского колониального правления в 1945 году начал политическую карьеру, став соратником Ли Сын Мана. В 1948 году был назначен мэром Сеула, а позже занимал посты министра торговли и промышленности, а также министра внутренних дел.
После отставки Ли Сын Мана в 1960 году Юн Бо Сон был избран президентом. Однако его полномочия были ограничены парламентской системой, введенной после апрельской революции. В 1961 году, после военного переворота под руководством генерала Пак Чон Хи, Юн Бо Сон первоначально поддержал восставших, надеясь на стабилизацию политической ситуации. Однако в марте 1962 года, осознав, что военные не намерены передавать власть гражданским, подал в отставку. После ухода с поста президента продолжал участвовать в политической жизни страны, возглавляя оппозиционные движения. Скончался в 1990 году в Сеуле.
Президент Южной Кореи Пак Чон Хи (1962-1979)
Пак Чон Хи (14 ноября 1917 — 26 октября 1979) — южнокорейский военный и государственный деятель, занимавший пост президента с 1963 по 1979 год. Родился в уезде Куми, провинция Кёнсан-Пукто. В 1942 году окончил Маньчжурскую военную академию, а позже — Императорскую военную академию в Японии. После окончания Второй мировой войны вернулся в Корею и присоединился к новообразованной южнокорейской армии.
В мае 1961 года Пак Чон Хи возглавил военный переворот, свергнувший правительство Юн Бо Сона. В 1963 году он официально стал президентом, инициировав серию экономических реформ, которые привели к быстрому индустриальному развитию страны, известному как «Чудо на реке Хан». Однако его правление также характеризовалось авторитаризмом, подавлением политической оппозиции и ограничением гражданских свобод. В 1972 году он ввел новую конституцию, известную как «Юсин», которая значительно усилила президентские полномочия. 26 октября 1979 года Пак Чон Хи был убит директором Корейского центрального разведывательного управления Ким Чэ Гю.
Президент Южной Кореи Чхве Гю Ха (1979 - 1980)
Чхве Гю Ха (16 июля 1919 — 22 октября 2006) — южнокорейский политический деятель, исполнявший обязанности президента с 1979 по 1980 год. Родился в уезде Вонджу, провинция Канвондо. Окончил факультет политических наук Императорского университета Кэйо в Японии. После возвращения в Корею работал на различных дипломатических должностях, включая посты посла в Малайзии и Японии.
После убийства Пак Чон Хи в 1979 году Чхве Гю Ха, занимавший тогда пост премьер-министра, стал исполняющим обязанности президента, а затем был избран на этот пост. Однако его правление было недолгим и нестабильным. В декабре 1979 года генерал Чон Ду Хван совершил военный переворот, фактически взяв власть в свои руки. Под давлением военных Чхве Гю Ха подал в отставку в августе 1980 года. После ухода с поста президента отошел от политической деятельности и жил в уединении до своей смерти в 2006 году.
Президент Южной Кореи Чон Ду Хван (1981-1988)
Чон Ду Хван (18 января 1931 — 23 ноября 2021) — южнокорейский военный и политический деятель, президент страны с 1980 по 1988 год. Родился в уезде Хапчхон, провинция Кёнсан-Намдо. Окончил Корейскую военную академию в 1955 году.
Ро Дэ У (1988–1993) – Президент Южной Кореи, осужденный на 22 года тюрьмы
Ро Дэ У (4 декабря 1932 – 26 октября 2021) был южнокорейским военным и политическим деятелем, занимавшим пост президента страны с 1988 по 1993 год. Его правление ознаменовалось значительными политическими и экономическими реформами, а также завершилось громким коррупционным скандалом, приведшим к его тюремному заключению.
Ранние годы и военная карьера Ро Дэ У
Ро Дэ У родился в уезде Тэгу, провинция Кёнсан-Пукто. В 1955 году он окончил Корейскую военную академию, после чего начал военную службу. Он был однокурсником Чон Ду Хвана, что сыграло значительную роль в его дальнейшей карьере.
Во время правления Чон Ду Хвана Ро Дэ У занимал важные должности, включая пост министра внутренних дел. Его близость к Чону и участие в военном перевороте 1979 года сделали его одной из ключевых фигур нового режима.
Президентство Ро Дэ У: Олимпиада и демократизация
В 1987 году, на фоне массовых протестов за демократизацию, Чон Ду Хван вынужден был отказаться от власти, поддержав кандидатуру Ро Дэ У как своего преемника. На президентских выборах Ро одержал победу, хотя результаты голосования подверглись критике из-за обвинений в манипуляциях.
В период его президентства (1988–1993):
- Сеульская Олимпиада 1988 года стала крупным международным событием, которое улучшило имидж Южной Кореи на мировой арене.
- Ро запустил политику демократизации, включая реформу избирательной системы, увеличение политических свобод и развитие гражданского общества.
- Началась «Северная политика», направленная на улучшение отношений с Китаем, СССР (позже Россией) и странами Восточной Европы, что стало прорывом во внешней политике Южной Кореи.
Коррупционный скандал и арест президента Южной Кореи Ро Дэ У
После завершения президентского срока Ро Дэ У оказался в центре крупного коррупционного скандала. Выяснилось, что он получил более 650 миллионов долларов в виде взяток от крупных корпораций. В 1995 году он был арестован, а в 1996 году суд приговорил его к 22 годам тюрьмы.
Позже приговор был смягчен до 17 лет, а в 1997 году он был помилован президентом Ким Дэ Чжуном в рамках национального примирения.
Поздние годы и наследие президента Ро Дэ У
После освобождения Ро жил тихой жизнью, избегая публичных выступлений. Его правление оставило смешанное наследие: с одной стороны, оно ознаменовало важные шаги в демократизации Южной Кореи, с другой — стало символом коррупции в высших эшелонах власти.
Ро Дэ У скончался 26 октября 2021 года в Сеуле в возрасте 88 лет. Его политическое наследие продолжает вызывать споры, отражая сложность перехода Южной Кореи от авторитарного правления к демократии.
Ким Ён Сам (1993–1998) – Реформатор и первый гражданский президент Южной Кореи
Ким Ён Сам (20 декабря 1927 – 22 ноября 2015) стал президентом Южной Кореи в 1993 году, первым гражданским лидером после десятилетий военных режимов. Его президентство ознаменовалось борьбой с коррупцией, усилением демократических реформ, но также и экономическим кризисом, который затмил его достижения.
Политическая карьера и путь к президентству Ким Ён Сама
Ким Ён Сам начал свою политическую карьеру еще в 1950-х годах, став самым молодым депутатом Национальной ассамблеи в возрасте 25 лет. На протяжении десятилетий он был оппозиционным лидером, боролся против авторитарных режимов Пак Чон Хи и Чон Ду Хвана. За свои протесты он неоднократно подвергался арестам и домашнему аресту.
Ключевой момент в его карьере наступил в 1990 году, когда он объединился с двумя политическими партиями, включая правящую партию Чон Ду Хвана, чтобы создать Демократическую либеральную партию. Этот шаг вызвал критику, но помог ему стать президентом.
Президент Южной Кореи Ким Ён Сам: реформы и борьба с коррупцией
Ким Ён Сам вступил в должность в 1993 году и сразу приступил к реформам:
- Антикоррупционная кампания: Ким начал с преследования высокопоставленных чиновников и бизнесменов за коррупцию. Среди осужденных оказались бывшие президенты Чон Ду Хван и Ро Дэ У, которые были приговорены к смертной казни и 22 годам тюрьмы соответственно (хотя позже их приговоры были смягчены).
- Военная реформа: Он уменьшил влияние военных на политику, ликвидировав остатки авторитарного контроля.
- Экономические реформы: Были предприняты попытки модернизировать южнокорейскую экономику, включая меры по ограничению чрезмерного влияния чеболей (семейных конгломератов).
Экономический кризис при призеденте Ким Ён Сам
Однако президентство Ким Ён Сама омрачил азиатский финансовый кризис 1997 года, который стал катастрофой для Южной Кореи. Экономика страны оказалась в состоянии глубокого кризиса, валюта она обесценилась, а многие компании обанкротились.
Для спасения экономики Ким был вынужден обратиться за помощью к Международному валютному фонду (МВФ), который предоставил Южной Корее экстренный кредит в размере 58 миллиардов долларов, но взамен потребовал жестких экономических реформ. Этот шаг был воспринят как унизительный для страны и значительно подорвал популярность Кима.
Поздние годы и наследие президента Ким Ён Сам
После окончания своего срока в 1998 году Ким покинул политику. Его правление оставило неоднозначное наследие: с одной стороны, оно ознаменовало окончание военного контроля и укрепление демократии, с другой — экономический кризис затмил его достижения.
Ким Ён Сам скончался 22 ноября 2015 года в Сеуле в возрасте 87 лет. Его помнят как лидера, который смог преодолеть авторитаризм, но не справился с экономическими трудностями.
Ким Джэ Чжун (1998–2003) – Нобелевский лауреат и архитектор «политики солнца»
Ким Дже Чжун (6 января 1924 – 18 августа 2009) был выдающимся политиком и реформатором Южной Кореи, который стал президентом страны в 1998 году. Его правление запомнилось экономическими реформами, «политикой солнца» в отношении Северной Кореи и Нобелевской премией мира, которую он получил в 2000 году.
Ранние годы Ким Дже Чжуна: путь к политике
Ким родился в бедной крестьянской семье на острове Хау. Несмотря на трудности, он получил образование и начал карьеру в бизнесе, а затем перешел в политику.
В 1971 году Ким участвовал в президентских выборах против Пак Чон Хи, набрав внушительное количество голосов. Это сделало его серьезным противником авторитарного режима. За свою оппозиционную деятельность он неоднократно подвергался арестам, покушениям и даже был похищен в 1973 году южнокорейскими спецслужбами в Японии. Однако благодаря международному давлению его освободили.
В 1980 году при военном режиме Чон Ду Хвана он был приговорен к смертной казни, но впоследствии наказание было заменено на тюремное заключение, а затем его освободили под давлением международного сообщества.
Президентство Ким Чже Чжун: реформы и политика разрядки
Ким Чже Чжун вступил в должность президента в 1998 году на фоне азиатского финансового кризиса. Он стал первым южнокорейским лидером из оппозиции, избранным демократическим путем.
- Экономические реформы: Президенту удалось стабилизировать экономику страны после кризиса 1997 года. Он реструктурировал чеболи, внедрил новые принципы корпоративного управления и усилил прозрачность финансовой системы.
- «Политика солнца»: Ким запустил курс на сближение с Северной Кореей, известный как «политика солнца». Она включала экономическую помощь, гуманитарные программы и межкорейские саммиты. В 2000 году он стал первым южнокорейским лидером, посетившим Северную Корею, где встретился с Ким Чен Иром. Это историческое событие принесло ему Нобелевскую премию мира.
- Социальные реформы: Ким укрепил права трудящихся и повысил внимание к социальной защите. Его правление стало символом демократизации и примирения.
Критика и сложные моменты президента Ким Дже Чжун
Несмотря на достижения, Ким Дже Чжун столкнулся с критикой:
- Его «политика солнца» подвергалась нападкам со стороны консерваторов, которые утверждали, что экономическая помощь Северной Корее усиливала режим Ким Чен Ира.
- В конце его президентства появились обвинения в коррупции, связанные с членами его семьи. Это несколько омрачило его репутацию.
Поздние годы и наследие президента Кима
После окончания президентского срока Ким продолжал участвовать в общественной жизни, выступая за мирное объединение Кореи и демократические реформы. Он скончался 18 августа 2009 года в возрасте 85 лет.
Ким Дэ Чжун оставил яркое наследие как лидер, стремившийся к миру и примирению, а также как реформатор, который смог вывести Южную Корею из одного из самых сложных экономических кризисов.
Но Мухён (2003–2008) – Президент Южной Кореи из народа: трагедия после власти
Но Мухён (1 сентября 1946 – 23 мая 2009) стал президентом Южной Кореи в 2003 году. Его правление запомнилось борьбой с коррупцией, реформами в социальной и экономической сферах, а также трагической гибелью, которая шокировала страну.
Ранние годы президента Но Мунхёна: адвокат и защитник прав человека
Но Мухён родился в бедной крестьянской семье. Несмотря на финансовые трудности, он смог получить юридическое образование. Его карьера началась с работы адвокатом, специализировавшимся на защите трудовых прав и прав человека. В 1980-х годах он стал заметной фигурой в оппозиции, выступая против авторитарного режима.
Его политическая карьера началась с избрания в Национальную ассамблею в 1988 году. Но стал известен как «адвокат народа», борющийся за справедливость.
Президентство Но Мухёна: реформы и вызовы
Но Мухён стал президентом Южной Кореи в 2003 году, победив на выборах благодаря широкой поддержке молодежи и рабочих. Его правление характеризовалось попытками провести глубокие реформы.
- Борьба с коррупцией: Президент стремился искоренить коррупцию в правительстве и бизнесе. Однако его усилия встретили сопротивление со стороны элиты.
- Социальные реформы: Но активно продвигал права трудящихся, усиливал социальную защиту и поддерживал образовательные инициативы.
- Экономическая политика: Он пытался сократить влияние чеболей (семейных конгломератов) и создать более справедливую экономику. Однако его экономические реформы вызвали критику со стороны бизнес-сообщества.
- Отношения с Северной Кореей: Но продолжал «политику солнца» своего предшественника Ким Дэ Чжуна, продвигая мирное взаимодействие с Северной Кореей.
Импичмент президента и восстановление Но Мухёна
В 2004 году оппозиция в парламенте попыталась объявить Но импичмент, обвинив его в нарушении избирательного законодательства. Конституционный суд отменил импичмент, что стало поворотным моментом в его президентстве. Этот эпизод укрепил его имидж как лидера, который борется с системой.
Поздние годы и трагический конец президента Южной Кореи Но Мухён
После окончания президентского срока в 2008 году Но Мухён отошел от активной политики. Однако вскоре он оказался под следствием по обвинению в коррупции. В мае 2009 года он покончил с собой, прыгнув с утеса возле своего родного города. Его смерть шокировала Южную Корею и вызвала массовую скорбь.
Наследие президента Но Мухёна
Но Мухён запомнился как президент, который пытался изменить устаревшую систему, бороться за права граждан и построить справедливое общество. Его трагический уход из жизни стал символом давления, которому подвергаются лидеры, стремящиеся к переменам.
Ли Мён Бак (2008–2013) – «Президент-строитель» и скандал вокруг коррупции
Ли Мён Бак (род. 19 декабря 1941) стал президентом Южной Кореи в 2008 году, предложив курс на экономический рост и модернизацию. Его президентство известно амбициозными инфраструктурными проектами, улучшением отношений с США и громким коррупционным скандалом после ухода с поста.
Ранние годы президента Ли Мён Бака: путь к вершине
Ли Мён Бак родился в бедной семье и в молодости работал сборщиком мусора. Он смог поступить в престижный Корейский университет и впоследствии сделал успешную карьеру в компании Hyundai Construction, где достиг поста генерального директора.
В 1990-х годах Ли начал политическую карьеру, став мэром Сеула в 2002 году. На этом посту он реализовал масштабные проекты, включая восстановление реки Чхонгечхон, что принесло ему популярность.
Президентство Ли Мён Бака: достижения и противоречия
Ли Мён Бак вступил в должность президента в 2008 году, предложив программу экономического роста, укрепления международного сотрудничества и инновационных инфраструктурных проектов.
- Экономическая политика: Он фокусировался на восстановлении экономики после глобального финансового кризиса 2008 года. Его инициативы включали стимулирование экспорта и поддержку крупных корпораций.
- Четыре великие реки: Один из самых амбициозных проектов Ли, направленный на восстановление экосистемы и развитие инфраструктуры, вызвал как похвалу за улучшение водоснабжения, так и критику за высокую стоимость и возможный экологический ущерб.
- Отношения с Северной Кореей: Ли Мён Бак занял более жесткую позицию по отношению к Пхеньяну, заморозив многие аспекты «политики солнца» своих предшественников. Его политика привела к ухудшению межкорейских отношений.
- Укрепление союзов: Ли активно развивал отношения с США, добившись подписания соглашения о свободной торговле и укрепления военного сотрудничества.
Коррупционные скандалы вокруг президента Ли Мён Бака
Несмотря на успехи, его президентство омрачилось обвинениями в коррупции. После окончания срока Ли оказался в центре расследования, связанного с хищениями и злоупотреблениями.
- Арест и приговор: В 2018 году Ли был арестован по обвинению в коррупции, растрате средств и уклонении от уплаты налогов. В 2020 году он был приговорен к 17 годам тюрьмы и штрафу в размере 13 миллиардов вон. Позднее приговор был пересмотрен, и срок сократили до 15 лет.
Наследие президента Южной Кореи Ли Мён Бака
Ли Мён Бак остается противоречивой фигурой. С одной стороны, его президентство запомнилось амбициозными проектами и попытками укрепить экономику. С другой стороны, его правление ассоциируется с коррупцией и ухудшением отношений с Северной Кореей.
Пак Кын Хе (2013–2016) – Первая женщина-президент Южной Кореи и падение из-за коррупционного скандала
Пак Кын Хе (род. 2 февраля 1952 года) вошла в историю как первая женщина-президент Южной Кореи. Ее правление началось с надежд на реформы и укрепление экономики, но завершилось громким коррупционным скандалом, который привел к импичменту и тюремному заключению.
Ранние годы президента Пак Кын Хе: политическая династия
Пак Кын Хе – дочь Пак Чонхи, авторитарного президента Южной Кореи, управлявшего страной с 1961 по 1979 год. После убийства отца в 1979 году она ненадолго отошла от политики, но впоследствии вернулась, чтобы продолжить его наследие.
Став членом Национальной ассамблеи в 1998 году, Пак быстро заработала репутацию «матери нации», что укрепило ее политический имидж. В 2012 году она одержала победу на президентских выборах, став первой женщиной на этом посту в истории страны.
Президентство Пак Кын Хе: надежды и разочарования
Пак Кын Хе начала свое президентство с обещаний экономических реформ и укрепления национальной безопасности.
- Экономические реформы: Она стремилась стимулировать рост через инновации и развитие технологий. Одним из ее главных лозунгов было создание «креативной экономики».
- Отношения с Северной Кореей: Пак заняла жесткую позицию по отношению к Пхеньяну, увеличив давление на Северную Корею через санкции и международные инициативы. Ее политика привела к обострению конфликта.
- Дипломатия: Пак активно работала над укреплением связей с США, Японией и Китаем, а также участвовала в переговорах по экономическим соглашениям.
Коррупционный скандал: падение президента Пак Кын Хе
В 2016 году стало известно о скандале, связанном с ее близкой подругой Чхве Сун Силь, которая якобы использовала свое влияние для получения финансовой выгоды. Расследование показало, что Чхве имела доступ к секретной информации и использовала свое положение для давления на крупные корпорации, включая Samsung.
- Импичмент: В декабре 2016 года парламент Южной Кореи проголосовал за импичмент Пак Кын Хе. Решение было подтверждено Конституционным судом в марте 2017 года, что сделало ее первым президентом Южной Кореи, отстраненным от власти таким образом.
- Судебный процесс и приговор: В 2018 году Пак была признана виновной в коррупции, злоупотреблении властью и вымогательстве. Ее приговорили к 24 годам тюрьмы и штрафу в размере 18 миллиардов вон. Позже срок был сокращен до 22 лет.
Наследие президента Пак Кын Хе
Пак Кын Хе оставила неоднозначное наследие. Ее президентство стало символом надежд на изменения и разочарования от коррупции и злоупотреблений властью. Она остается одной из самых спорных фигур в современной истории Южной Кореи.
Мун Джэ Ин (2017–2022) – Президент надежд на мир и социальные реформы
Мун Джэ Ин (род. 24 января 1953 года) стал президентом Южной Кореи после импичмента Пак Кын Хе. Его избрание сопровождалось большими надеждами на реформы, улучшение социальной справедливости и мир на Корейском полуострове.
Ранние годы Мун Джэ Ина: адвокат и правозащитник
Мун Джэ Ин родился в семье беженцев из Северной Кореи и вырос в бедности. Он окончил юридический факультет Сеульского национального университета, после чего работал адвокатом по правам человека. В 1980-х годах он был близким соратником Ким Дэ Чжуна и Ро Му Хёна, двух будущих президентов Южной Кореи.
Мун начал свою политическую карьеру как глава администрации Ро Му Хёна, а в 2012 году впервые баллотировался в президенты, проиграв Пак Кын Хе.
Президентство Мун Джэ Ина: реформы и вызовы
Мун Джэ Ин стал президентом в мае 2017 года, предложив платформу реформ, борьбы с коррупцией и улучшения социального обеспечения. Его президентство характеризовалось несколькими ключевыми достижениями и вызовами.
- Мир на Корейском полуострове: Мун активно работал над восстановлением диалога с Северной Кореей. В 2018 году он сыграл ключевую роль в организации исторических встреч между Ким Чен Ыном и Дональдом Трампом. Однако усилия по денуклеаризации в конечном итоге застопорились.
- Экономические реформы: Мун провел политику «доходного роста», направленную на повышение минимальной заработной платы и улучшение условий труда. Тем не менее, она встретила критику за снижение темпов роста экономики.
- Борьба с коррупцией: Его правительство активно проводило антикоррупционные реформы, включая расследование дел против крупных конгломератов, таких как Samsung.
- Ковид-19: Мун получил международное признание за успешное управление пандемией, включая массовое тестирование, цифровую слежку за распространением вируса и быструю вакцинацию.
Проблемы и критика президента Южной Кореи Мун Джэ Ина
Несмотря на успехи, президентство Муна не обошлось без критики.
- Нерешенные социальные проблемы: Нарастающий разрыв между богатыми и бедными, рост цен на жилье и высокая безработица среди молодежи стали главными болевыми точками.
- Отношения с Северной Кореей: Несмотря на первоначальный прогресс, диалог с Северной Кореей в последние годы его президентства застопорился. Пхеньян возобновил ракетные испытания и отказался от дальнейших переговоров.
- Падение популярности: Под конец срока его рейтинг поддержки снизился из-за экономических трудностей и скандалов, связанных с его администрацией.
Наследие Мун Джэ Ина
Мун Джэ Ин оставил после себя смешанное наследие. Его усилия по установлению мира на Корейском полуострове и борьбе с пандемией заслужили признание, но экономические трудности и неудачи в отношениях с Северной Кореей снизили его популярность. Мун завершил свой срок в 2022 году, уступив пост Юн Сок Ёлю.
Юн Сок Ёль (2022–настоящее время) – Жесткий прокурор и политический реформатор
Юн Сок Ёль (род. 18 декабря 1960 года) стал 13-м президентом Южной Кореи в 2022 году. Его президентство началось с обещаний восстановить закон и порядок, проводить жесткую внешнюю политику и реформировать экономику. Бывший главный прокурор, Юн привнес в президентство репутацию непримиримого борца с коррупцией.
Ранние годы и карьера президента Юн Сок Ёль
Юн родился в Сеуле в семье профессора. Он получил юридическое образование в Сеульском национальном университете. Юн прославился как прокурор, руководя громкими делами против влиятельных бизнесменов и политиков, включая бывших президентов Пак Кын Хе и Ли Мён Бака. Его независимость и решительность привлекли к нему внимание и заложили основу для его политической карьеры.
Президентство Юн Сок Ёля: амбициозные реформы и вызовы
Юн Сок Ёль вступил в должность на фоне растущей напряженности на Корейском полуострове, экономических трудностей и общественного недовольства. Юн Сок Ёль, избранный с минимальным перевесом в 0,7%, изначально столкнулся с вызовами из-за отсутствия политического опыта.
- Внешняя политика: Юн заявил о более жесткой линии в отношении Северной Кореи, включая увеличение оборонных расходов и активизацию военного сотрудничества с США. Он также поддерживает стратегическое партнерство с Японией, что вызвало неоднозначную реакцию в обществе.
- Экономические реформы: Юн сосредоточился на дерегулировании и стимулировании инноваций в частном секторе, но столкнулся с критикой за недостаточные усилия в решении социального неравенства и жилищного кризиса.
- Борьба с коррупцией: Его администрация усилила контроль над крупными конгломератами, чтобы сократить их влияние на политику и экономику страны.
Юн Сок Ёль, несмотря на свои амбициозные планы, столкнулся с рядом проблем, которые повлияли на его популярность.
- Политическая поляризация: Его жесткий подход к управлению вызвал сильное сопротивление со стороны оппозиции, что привело к частым столкновениям в парламенте.
- Критика за авторитаризм: Оппозиционные партии обвиняют Юна в чрезмерном усилении власти исполнительной ветви и попытках ограничить свободу слова.
- Реакция на кризисы: Общественность оценивает его реакцию на внутренние и внешние кризисы, такие как обострение ситуации с Северной Кореей и инфляция.
Как правящая партия Сила Народа Южной Кореи проиграла выборы в 2024 году из-за пучка лука?
Одним из эпизодов, ставших символом провала правящей партии «Сила народа» на выборах, стал визит президента Юн Сок Ёля на субсидируемый рынок. Здесь он публично похвастался «разумными» ценами на зеленый лук, стремясь продемонстрировать контроль над ситуацией с ростом цен. Однако эта попытка имела обратный эффект: общественность быстро узнала, что рынок был искусственно субсидирован, а высказывания президента вызвали волну насмешек в социальных сетях.
Президент Юн Сок Ёль и первая леди подвели «Силу народа»
Фраза об «убийственном пучке лука» стала мемом, а оппозиционные политики подхватили её, подчеркивая оторванность президента от реальных проблем граждан. Ситуация усугубилась на фоне общего роста цен на продукты, который в марте 2024 года составил 20,5% в годовом выражении. В результате недовольство экономической политикой администрации Юна стало ключевым фактором его поражения.
Парламентские выборы 2024 года стали своеобразным референдумом о доверии президенту Южной Кореи Юн Сок Ёлю, но завершились сокрушительным поражением его правящей партии «Сила народа». Оппозиционная Демократическая партия («Тобуро») уверенно укрепила позиции, получив 175 из 300 мест в парламенте, тогда как партия Юна ухудшила свои результаты, сократив количество мест до 108. Этот результат стал отражением общественного недовольства не только экономическими трудностями, но и серией скандалов, связанных с президентом и первой леди.
Забастовка молодых врачей, дипломатические провалы Юна и расследования вокруг его супруги Ким Кон Хи усугубили недовольство избирателей.
Скандал с подарком первой леди Южной Кореи: сумка Dior
В ноябре 2023 года в Южной Корее вспыхнул скандал, связанный с супругой президента Ким Кон Хи. На YouTube-канале Voice of Seoul News появилось видео, на котором корейско-американский пастор Чой Чжэ покупает сумку Christian Dior за $2200, а затем направляется в офис фирмы Covana Contents, принадлежащей первой леди. Хотя сам момент передачи подарка не запечатлен, на записи слышно, как Ким говорит пастору: «Никогда не покупайте что-то настолько дорогое».
После обнародования записи администрация президента признала факт получения подарка, заявив, что сумка «хранится как собственность правительства». Однако, согласно южнокорейскому закону о борьбе с коррупцией, госслужащим и их супругам запрещено принимать подарки дороже $750, что вызвало критику общественности и оппозиции.
Комментарии (0)