12 октября 2024 года китайские власти объявили о планах значительно увеличить государственные расходы с целью поддержания экономики страны, однако ключевые подробности о размере фискальных стимулов пока не раскрыты. Министерство финансов Китая заявило, что правительство намерено увеличить выпуск облигаций и поддержать рынки недвижимости, но конкретные суммы пока не озвучены, а инвесторы продолжают гадать, как это скажется на долговечности текущего рыночного подъема.
Обещания были масштабными, но не дали чётких данных о том, какой объем средств будет выделен для восстановления второй по величине экономики мира.
Меры по стабилизации экономики
Министр финансов Китая Лань Фоан на пресс-конференции заявил, что правительство планирует помочь местным органам власти справиться с долговыми обязательствами, а также ввести субсидии для граждан с низкими доходами, поддержать рынок недвижимости и пополнить капитал государственных банков. Эти шаги призваны снизить дефляционное давление и повысить доверие потребителей.
Меры без деталей
На субботней пресс-конференции министр финансов Китая Лань Фоан подтвердил планы правительства по существенному увеличению госдолга и оказанию поддержки потребителям и рынку недвижимости. Однако детали, касающиеся суммы расходов и графика их реализации, не были озвучены.
«Сила объявленного плана фискального стимулирования слабее, чем ожидалось. Нет ни графика, ни суммы, ни подробностей о том, как будут потрачены деньги», — отметил Хуан Янь, инвестиционный менеджер Shanghai QiuYang Capital Co.
Неопределенность для инвесторов
Аналитики и инвесторы ожидали пакет расходов в пределах от 2 трлн юаней до 10 трлн юаней (от $283 млрд до $1,4 трлн), однако конференция не дала ответов на эти ожидания.
Экономические аналитики ожидают, что на ближайшем заседании Национального народного конгресса Китая будут утверждены дополнительные меры по выпуску долговых обязательств, однако дата заседания пока не объявлена.
«Пресс-конференция была полна решимости, но не содержала количественных данных», — отметил Васу Менон, управляющий директор по инвестиционной стратегии OCBC в Сингапуре.
Инвесторы рассчитывали на более подробные данные, которые могли бы поддержать недавний рост китайского фондового рынка.
Экономические трудности и снижение прогнозов роста экономики Китая
Последние месяцы показали слабые экономические показатели Китая, что усилило опасения о том, что целевой показатель роста в 5% может быть под угрозой. Ожидается, что данные за сентябрь, которые будут опубликованы на следующей неделе, также покажут дальнейшее снижение экономической активности. Однако чиновники выразили уверенность в том, что целевой уровень роста будет достигнут в 2024 году.
Влияние фискальных стимулов на рынки
Недавнее заседание Политбюро ЦК КПК дало сигнал о том, что китайские власти осознают неотложность экономических проблем, и это вызвало активные спекуляции на мировых рынках.
В первые дни после встречи акции на китайском фондовом рынке выросли на 25%, однако без дальнейших подробностей рынки снова начали испытывать нервозность. Это также сказалось на мировых рынках сырьевых товаров, таких как железная руда, нефть и металлы, которые продолжали колебаться в ожидании более конкретных шагов Китая по стимулированию спроса.
Реакция рынков на отсутствие конкретики
За последние три недели после объявления агрессивных мер Народным банком Китая, фондовый индекс CSI300 вырос на 16%. Однако, по мере того как инвесторы не получают конкретных данных, рост акций стал неустойчивым.
«Если это всё, что мы имеем в плане фискальной политики, бычий тренд на фондовом рынке может иссякнуть», — добавил Хуан, ссылаясь на отсутствие конкретных данных на пресс-конференции.
Влияние мер Китая на госдолг и рынок труда
В 2024 году Китай планировал выпустить специальные суверенные облигации на сумму около 2 трлн юаней ($284,43 млрд), что будет направлено на помощь местным органам власти в решении их долговых проблем. Половина этих средств пойдет на субсидии и поддержку домохозяйств, особенно тех, у кого есть два или более ребенка, а также на субсидии для покупки бытовой техники и товаров.
Новые реформы Китая и системные проблемы
На фоне слабого спроса на кредиты и высокой безработицы среди молодежи, Китай продолжает сталкиваться с долгосрочными проблемами структурного характера. Расходы домохозяйств составляют менее 40% от годового объема производства экономики, что значительно ниже мирового среднего показателя. Несмотря на обещания реформ по стимулированию потребления, Китай пока не добился существенного прогресса в этом направлении.
Перспективы дальнейших действий
Лань Фоан заявил, что далейшие реформы будут объявлены «шаг за шагом», что оставляет открытыми вопросы о будущих конкретных мерах по стабилизации экономики.
«Основное внимание уделяется финансированию бюджетного дефицита и решению рисков задолженности местных органов власти», — отметил Хуан Сюэфэн, директор по кредитным исследованиям Shanghai Anfang Private Fund Co.
Однако аналитики указывают, что без мер по стимулированию спроса и снижению зависимости от долговых инвестиций, будет сложно ослабить существующее дефляционное давление в китайской экономике.
Некоторые эксперты всё ещё сохраняют надежду, что китайское правительство сможет создать спрос на кредиты и оживить рынок. Джейсон Бедфорд, бывший аналитик по Китаю в Bridgewater и UBS, отметил, что обещание Ланя рекапитализировать государственные банки говорит о том, что власти ожидают оживления спроса на кредиты. Однако для этого необходимы более широкие фискальные меры.
«Устойчивый рост, движимый китайской семьей, имеет основу для успеха», — отметил Бедфорд, указывая на накопленные сбережения и рост интереса корпораций и акционеров к выкупу акций и дивидендам.
Однако ключевым риском остаются ненадлежащее исполнение реформ и недостаточная коммуникация со стороны властей.
Осторожность для инвесторов Китая
Инвесторы продолжают с осторожностью относиться к планам Пекина по расходам. Снижение потребительского доверия и спад в секторе недвижимости остаются ключевыми проблемами, несмотря на попытки китайского правительства стабилизировать экономику. Тем не менее, позитивные ожидания относительно серьёзных усилий властей по решению этих проблем продолжают поддерживать интерес иностранных и внутренних инвесторов к акциям.
С момента объявления мер в конце сентября, индекс Shanghai Composite вырос на 12%. Однако акции компаний сектора недвижимости и туризма остаются под давлением, что свидетельствует о сомнениях относительно масштабов государственной поддержки.
Риски для мировых рынков
Мировые рынки сырьевых товаров, от железной руды до промышленных металлов и нефти, продолжают оставаться нестабильными на фоне неопределенности вокруг китайских фискальных мер.
«Часть средств, вложенных в эти мероприятия, может не оправдать ожиданий», — отметил Мэтью Хаупт, управляющий портфелем Wilson Asset Management, подчеркивая, что важнейшим аспектом остаются постоянные усилия по стабилизации экономики.
Влияние на поток капитала
По данным LSEG Lipper, с момента объявления мер в конце сентября в китайские фонды поступило чистых $13,91 млрд, увеличив общий приток средств в 2024 году до $54,34 млрд. Большая часть средств пошла в биржевые инвестиционные фонды, несмотря на чистый отток $11,77 млрд в паевых фондах.
Продажи автомобилей в Китае: рост на фоне увеличения субсидий
Продажи легковых автомобилей в Китае в сентябре 2024 года показали рост на 4,3% по сравнению с предыдущим годом, что положило конец пятимесячному спаду. Этот результат был достигнут благодаря правительственным мерам поддержки, включая субсидии на обмен старых автомобилей на новые электромобили.
Важнейшая роль электромобилей в росте
Основной прирост пришелся на автомобили с аккумуляторными батареями и подключаемые гибриды, которые составили 52,8% от общего объема продаж автомобилей в Китае в сентябре 2024 года, превысив отметку в 50% третий месяц подрядЭто уже третий месяц подряд, когда продажи автомобилей на новых источниках энергии превышают бензиновые автомобили.
В сентябре в Китае было продано 2,13 млн легковых автомобилей, что выше числа 2,04 млн автомобилей, проданных годом ранее и что является также самым высоким показателем за месяц в 2024 году. Продажи автомобилей на новых источниках энергии превысили один миллион второй месяц подряд
Снижение продаж бензиновых автомобилей в Китае
Продажи бензиновых автомобилей, напротив, продолжили снижение. В сентябре было продано чуть более 1 млн таких автомобилей, что значительно ниже прошлогоднего показателя в 1,29 млн. Продажи автомобилей с бензиновыми двигателями продолжают сокращаться, что демонстрирует переход китайского рынка к более экологичным решениям.
Увеличение субсидий как ключевой фактор роста
В июле правительство Китая удвоило субсидии на покупку электромобилей, предложив более $2800 за обмен старого автомобиля на новый электромобиль. Это вдвое больше, чем субсидия, введенная в апреле. По состоянию на конец сентября, 1,1 млн потребителей зарегистрировались для получения субсидий. Программа похожа на американскую «наличные за автохлам», которая была введена в 2009 году.
Tesla и китайские автопроизводители показывают лучшие результаты
Продажи Tesla в Китае выросли на 66% в годовом исчислении, достигнув 72 000 проданных автомобилей. Это был лучший месяц для Tesla в 2024 году. Китайские производители BYD, Li Auto и Xpeng также показали рекордные результаты в сентябре, укрепив свои позиции на рынке новых энергетических автомобилей, несмотря на пошлины введенные Евросоюзом.
Продажи электромобилей Китая поддерживаются субсидиями
Стимулирование спроса на электромобили стало важным инструментом для восстановления рынка. Правительственные субсидии оказали значительное влияние на рынок, позволив преодолеть спад. Цуй Дуншу, генеральный секретарь Китайской ассоциации легковых автомобилей, ожидает увеличения продаж в четвертом квартале, особенно на фоне поддержки со стороны местных властей.
Экспорт китайских автомобилей продолжает расти
Несмотря на политическое давление на зарубежных рынках, экспорт китайских автомобилей вырос на 22% в сентябре и составил 3,55 млн единиц за первые девять месяцев года. В прошлом году Китай обогнал Японию и стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире.
Политическое давление на китайские электромобили
На фоне роста экспорта китайских электромобилей, Европейский союз предложил ввести пошлины до 45% на китайские автомобили, что вызвало опасения у китайских властей. В свою очередь, США и Канада установили 100%-ные пошлины на китайские электромобили, что практически лишило их доступа к этим рынкам.
Комментарии (0)