На основании указа Президента Республики Узбекистан, который касается развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в стране, Узбекистан планирует реализовать 63 проекта в рамках ГЧП на общую сумму более $30 млрд до 2030 года.
Эти проекты направлены на развитие ключевых инфраструктурных отраслей, таких как образование, здравоохранение, транспорт, энергетика, коммунальные услуги и сельское хозяйство.
Стратегические цели указа
Документ подчеркивает несколько ключевых направлений, которые требуют особого внимания в рамках ГЧП. В частности, целью указа является привлечение частных инвестиций в наиболее важные сектора экономики, где требуются значительные финансовые вложения, но традиционные государственные ресурсы не могут полностью удовлетворить эти потребности.
Основные направления проектов:
Инфраструктура транспортной системы — важнейший блок, где ключевыми объектами являются автомобильные и железные дороги, аэропорты и объекты общественного транспорта.
Энергетика и коммунальные услуги — направление, предполагающее развитие и модернизацию газо- и энергосетей, а также увеличение доли альтернативных источников энергии, таких как гидроэнергетика и солнечная энергетика. Один из ключевых проектов в этой сфере — развитие систем отопления и водоснабжения. В документе также акцентируется внимание на экологических стандартах, которые должны соблюдаться при реализации данных проектов.
Экология и водное хозяйство — в свете глобальных изменений климата и необходимости устойчивого развития, Узбекистан уделяет особое внимание вопросам водоснабжения и рационального использования водных ресурсов. Планируется улучшение системы водоотведения и внедрение технологий по очистке сточных вод. Эти меры будут способствовать улучшению экосистемы страны.
Сельское хозяйство — модернизация аграрного сектора через внедрение инновационных технологий и повышение производительности сельхозпроизводителей является приоритетом. В рамках ГЧП предполагается создание крупных агропромышленных комплексов с участием частного капитала, что поможет улучшить продовольственную безопасность и экспортный потенциал Узбекистана.
Документ, связанный с развитием проектов ГЧП в Узбекистане, охватывает множество проектов, планируемых для реализации в различных секторах экономики в период 2024-2030 годов. Ключевые проекты по регионам и секторам:
Сектор образования:
- Проект строительства 14 детских садов и 13 школ в Ташкенте и Ташкентской области. Период реализации: сентябрь 2024 – июнь 2025 года. Общая стоимость: 97 млн долларов.
- Проект строительства 100 школ в партнерстве с частными компаниями. Период: декабрь 2024 – февраль 2026 года. Стоимость: 570 млн долларов.
Сектор здравоохранения:
- Проект создания международной финансовой корпорацией многофункционального медицинского центра на 800 коек в Ферганской области. Сроки реализации: сентябрь 2024 – декабрь 2025 года. Стоимость: 306 млн долларов.
- Проект строительства медицинского комплекса на 1175 коек в Ташкенте. Период: сентябрь 2024 – январь 2025 года. Стоимость: 500 млн долларов.
- Строительство современных больниц в Андижанской области. Стоимость проекта: 250 млн долларов. Сроки реализации: 2025 год.
Сектор транспорта:
- Проект строительства автомобильной дороги Ташкент – Андижан (303 км) при поддержке Всемирного банка. Период реализации: октябрь 2024 – апрель 2026 года.
- Проект строительства автомобильной дороги Ташкент – Самарканд. Сроки: сентябрь 2024 – декабрь 2024 года.
- Проект строительства автомобильной дороги Ташкент — Самарканд — Бухара. Стоимость проекта: 1000 млн долларов. Сроки реализации: 2027-2030 годы.
- Проект строительства объездной дороги в Чирчике. Стоимость проекта: 60 млн долларов. Сроки реализации: 2025 год, IV квартал.
- Проект строительства нового автомобильного тоннеля Тахтакорача в Кашкадарьинской области. Стоимость проекта: 100 млн долларов. Сроки реализации: 2026 год, IV квартал.
Сектор водоснабжения:
- Проект модернизации системы водоснабжения и очистки сточных вод в Наманганской области. Стоимость: 96 млн долларов. Период: ноябрь 2024 – май 2027 года.
- Проект модернизации системы теплоснабжения в Бухарской области. Период: май 2025 – сентябрь 2026 года. Стоимость: 122 млн долларов.
Энергетический сектор:
- Проект модернизации электрической сети в Самаркандской области. Сроки: октябрь 2024 – май 2025 года. Стоимость: 250 млн долларов.
- Проект модернизации газораспределительной сети в Самарканде. Период: сентябрь 2025 – декабрь 2026 года.
Аэропорты:
- Модернизация международного аэропорта Ургенч. Период: ноябрь 2024 – июнь 2025 года. Стоимость: 181 млн долларов.
- Строительство нового аэропорта в Ташкенте. Период: сентябрь 2024 – декабрь 2026 года. Стоимость: 1,5 млрд долларов.
Каждый проект направлен на развитие ключевых инфраструктурных объектов, улучшение уровня жизни населения и привлечение инвестиций.
Роль частных инвестиций
Один из ключевых аспектов указа касается активного привлечения частных инвестиций в масштабные проекты. Президент Узбекистана подчеркивает, что привлечение частного капитала должно стать основным драйвером модернизации экономики.
Сотрудничество между государством и частным сектором направлено на решение задач по повышению конкурентоспособности страны и улучшению благосостояния граждан.
Это лишь часть проектов, направленных на улучшение инфраструктуры и коммунальных услуг в Узбекистане.
Инструменты и механизмы ГЧП
В указе предусмотрены различные механизмы стимулирования участия частных компаний в реализации проектов ГЧП. Среди них —
- предоставление налоговых льгот,
- создание правовых условий для упрощения процедуры заключения контрактов и
- долгосрочное планирование с учетом интересов частных инвесторов.
Примечательно, что в документе особое внимание уделено прозрачности и подотчетности процессов взаимодействия между государством и бизнесом.
Потенциал привлечения иностранных инвесторов
Узбекистан рассматривает возможность активного сотрудничества не только с местными предпринимателями, но и с международными партнерами. Ожидается, что это поможет привлечь более 30 миллиардов долларов США частных капиталовложений к 2030 году.
Перспективы и долгосрочные цели
Реализация данного указа ставит перед страной амбициозные задачи по созданию современной инфраструктуры и устойчивой экономики. Это подразумевает не только создание рабочих мест и улучшение условий для жизни граждан, но и глобальную интеграцию Узбекистана в мировую экономику через модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры.
Также ожидается, что указ усилит региональную кооперацию и привлечет международные компании к реализации совместных проектов. В долгосрочной перспективе Узбекистан может стать центром экономического развития Центральной Азии.
Комментарии (0)