Министерство финансов Казахстана опубликовало документ под названием «краткая записка об исполнении бюджета» за первую половину 2024 года, о чем сообщил в своем Facebook Алмас Чукин, входящий в топ-50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана за 2023 год по рейтингу Forbes, высказывая мнение о ситуации, которая вызвала у него шок и ощущение нереальности происходящего.
«Ок, была нестыковка на 5,1 трлн (10.7 — 5.6), из трансферов пришло 3, не хватает ещё 2 трлн? Их откуда взять? Полтриллиона дала продажа акций Казатомпрома тому же Нацфонду. А ещё? Чуть-чуть поработали с долгами и заняли нетто 1,8 трлн», — рассуждает Чукин.
«Непомерные расходы при умеренных доходах»
В текущем году стало очевидно, что доходы и расходы в Казахстане критически несбалансированы. При плане сбора доходов в 6,9 трлн тенге фактически было собрано лишь 5,6 трлн, что составляет 81% от плана и почти на полтриллиона меньше, чем в прошлом году за тот же период, то есть недобор по его подсчетам составил почти 20%. В то же время расходы составили 10,7 трлн тенге, что привело к дефициту почти в 50%.
Основной источник покрытия дефицита – Национальный фонд, который должен был передать 4 триллиона тенге в виде трансфертов, из которых уже использовано 3 триллиона. Однако для покрытия оставшегося дефицита в 2 триллиона тенге были проданы акции Казатомпрома и привлечены кредиты на сумму 1,8 триллиона тенге.
«Не дают, нельзя и нету»
Основной проблемой остаются неплатежи, как сообщает Orda.kz. Минфин столкнулся с нехваткой средств, что привело к неисполнению бюджетных обязательств на 572 миллиарда тенге, большая часть из которых приходится на Министерство здравоохранения.
«Неисполнение плана по налогам на 1 648,8 млрд тенге сложилось в основном за счет НДС – 874,1 млрд тенге, КПН – 613,9 млрд тенге», — подчеркивает бизнесмен.
Разгадка недобора налогов проста: в прошлом году правительство замедлило возврат НДС на сотни млрд тенге и взяло авансом налоги на прибыль 2024 года, что привело к провалу в поступлении налогов в первом квартале этого года.
«Никаких 5% роста в этом году не стоит ждать. Никаких новых шикарных госпрограмм тоже не будет. НФ придётся ещё раз потрясти и бюджет пересмотреть. Одно хорошо, пусть и вынужденный, но тормоз на госрасходах скорее всего поможет умерить инфляцию и удержать курс доллара в районе 470-480 в среднем по году», — прогнозирует предприниматель.
График демонстрирует текущие риски ресурсного национализма, снижение инвестиционной привлекательности на основе распределения типов компаний, работающих в горнодобывающем секторе.
В итоге, в первом квартале текущего года произошло полное падение налоговых поступлений. Данный «налоговый манёвр» оказался неэффективным и привел к недополучению полутора триллионов тенге, и, по мнению Чукина, Казахстану теперь необходимо восстановить баланс и выполнить государственные обязательства до конца года.
Антирейтинг
«В прошлом году состоялись выборы в мажилис, затем произошла смена правительства. То есть политическая повестка дня исчерпана, можно заниматься экономикой», — заметил Чукин.
В продолжение темы о неработающем и вредном нарративе «сырье в обмен на технологии» агентство по оценке рисков опубликовало карту стран с политикой ресурсного национализма. Казахстан оказался в числе лидеров по этому показателю. Институт Фрейзера, основной ориентир для инвесторов, также опубликовал рейтинг инвестиционной привлекательности стран в части горнодобывающего сектора. Казахстан опустился еще ниже в этом рейтинге.
Такие исследования предостерегают инвесторов от вложений в ресурсные проекты, будь то геологоразведка или добыча. Это идет вразрез с основной целью реформы недропользования 2018 года и противоречит линии государственной стратегии.
В стране закономерно фиксируется снижение инвестиций в недропользование, как писалось в ИА Ақ Жайық:
«Необходимо выразить особую благодарность группе депутатов Мажилиса и Сената Парламента текущего созыва, ревностно защитивших недра от народа Казахстана и инвестиций осенью 2023 года».
Также пора отметить особую роль Министерства финансов, Министерства экономики и первого заместителя премьер-министра.
Захлестнувшие Парламент популизм и демагогия, а также непрозрачность деятельности Правительства через Инвест штаб не могут приносить иных результатов. К моменту реформы Казахстан занимал 24 место в мире. В 2021 году он был на 65 месте, а сейчас опускается до 79 из 86. Это указывает на ожидания сути реформы и реальность ее реализации.
«Обратите внимание на состав респондентов. Вся политика последних трех лет направлена на ухудшение ситуации и разворот реформы. Пока ни одна из проблем реализации реформы не решена», — заметили в ИА Ресурсная Линия.
Все эти проблемы собраны в опубликованном отчете Всемирного банка и представлены правительству, но были затем искажены.
Комментарии (0)