Газета Wall Street Journal опубликовала анализ того факта, что китайское правительство изучает памятники кушанского периода в регионе, чтобы расширить свое присутствие в Центральной Азии и предъявить будущие территориальные претензии.
Китайские археологи ищут следы древнего освоения Великого шелкового пути, опровергая гипотезы о начале цивилизации своей страны. В связи с этим в качестве основного направления исследований была выбрана Центральная Азия.
Президент Китая Си Цзиньпин заявил, что он усердно работает над тем, чтобы китайская цивилизация имела глобальное влияние в будущем. Недооцененная часть этой цели заключается в том, что Китай пытается распространить свое влияние на очень далекое прошлое.
После десятилетий исследований в своей родной стране китайские археологи путешествуют по всему миру, пытаясь выявить связи между китайской цивилизацией и важными периодами мировой истории.
На южных равнинах Узбекистана группа китайских ученых проводит исследования древних захоронений, обнаруженных в 2019 году. Найденные там гробницы предоставляют потенциально полезную информацию о судьбе загадочного кочевого племени, укоренившегося на территории современного Китая. Это может привести к пересмотру исторического описания Великого Шелкового пути — сети торговых путей, соединяющих Восток и Запад.
Китайские исследователи также посетили Кению и Саудовскую Аравию в поисках следов китайских моряков 15 века. В Южно-Китайском море другая группа расследует многовековые кораблекрушения китайских кораблей, которые могут помочь укрепить спорные претензии Пекина на морскую территорию.
Расширяющиеся усилия Китая в этой области бросают вызов давним научным представлениям. Некоторые ученые говорят, что исследование может изменить область археологии, а также место Китая в истории человечества.
В течение многих лет Си Цзиньпин призывал китайских ученых, художников и журналистов работать более эффективно, чтобы представить историю страны на мировой арене. В заявлении, опубликованном в 2022 году, китайский лидер заявил, что Запад мало знает о важности и сути древней цивилизации Китая, и это проблема.
«Это мешает им по-настоящему понять прошлое, настоящее и будущее Китая», — сказал глава правительства в Пекине.
По данным Национального управления культурного наследия Китая, в настоящее время страна участвует в более чем тридцати археологических раскопках за рубежом, что намного меньше, чем количество раскопок, которые она проводила до 2010 года. В период с 2010 по 2024 год количество статей, написанных китайскими археологами в международных журналах на темы за пределами Китая, почти утроилось.
Инициатива «Одно место, одна дорога» — инфраструктурный проект, запущенный в 2013 году с целью возродить масштабы влияния, когда-то принадлежавшего китайским империям на Шелковом пути, — является одним из важных проявлений такого подхода к истории.
Программа является частью усилий Пекина по увеличению своей «геокультурной мощи» и продвижению китайской цивилизации за пределы нынешних границ страны, сказал Тим Винтер, эксперт по изучению китайского наследия в Национальном университете Сингапура.
Поскольку доказательства, связанные с этими исследованиями, разрознены, археология предлагает относительно более широкий спектр возможностей. Некоторые археологи говорят, что определенные неопределенности в истории позволяют китайским исследователям прослеживать культурные связи в новых направлениях.
В поисках Юэчжи
Основные усилия китайских исследователей сосредоточены на раскопках в Центральной Азии, где на протяжении веков сталкивались и воевали империи. В этом регионе долгое время доминировали западные археологи. Теперь на это место претендует Китай.
В мае этого года китайские и узбекские исследователи собрались вокруг траншеи глубиной 10 метров на берегу реки Сурхандарьи в Узбекистане, рядом с крыльцом с видом на село Чинор.
Внутри траншеи молодой китайский археолог исследовал раскопанную почву трубчатой лопатой, а его узбекский коллега стоял на краю раскопок и объяснял работу группы мэру села. Вокруг них находятся еще 24 места раскопок, все из которых содержат древние гробницы с артефактами, которые бросают вызов давним предположениям об истории региона.
Это место, получившее название Чинортепа, было обнаружено группой из Сианя в центральном Китае под руководством Ван Сяна, профессора археологии университета. Город, в котором жил 71-летний археолог, также является восточной отправной точкой Шелкового пути.
Археолог Ван сказал, что международная концепция Шелкового пути была представлена немецкими исследователями в 19 веке. Гипотезы западных ученых на этот счет до сих пор преобладают. Европейские ученые сосредоточены на изучении того, как Запад повлиял на другие культуры в этом направлении.
«Я хочу привнести в эти исследования китайский подход», — сказал в интервью археолог Ван.
В течение двадцати лет учёный изучал юэчжи — группу кочевников-скотоводов, живших на лугах северо-западного Китая в первом тысячелетии до нашей эры. Потерпев крупное поражение в битве с другим кочевым племенем во II веке до нашей эры, юэчи бежали на запад и в конце концов поселились в Средней Азии. Таким образом, юэчи стали первыми народами, пришедшими с востока в Среднюю Азию.
Г-на Вана интересовало, что произошло после того, как юэчжи покинули Китай. Чтобы определить это, он начал раскопки в Центральной Азии еще в 2009 году. В 2013 году, через три месяца после того, как Си Цзиньпин объявил об инициативе «Одно место, один путь», он достиг соглашения с Амридином Бердымуродовым, тогдашним директором Института археологии Академии наук Узбекистана в Самарканде. Предприняты практические шаги по налаживанию совместного изучения древних кочевых культур Центральной Азии.
В течение следующего десятилетия команда Ванга обнаружила в Узбекистане десятки ранее неизвестных поселений кочевников, удивив других археологов, работающих в этом регионе.
Их успех отчасти обусловлен многолетним опытом Вана в поисках следов Юэцзи в Китае и его умением использовать петроглифы для определения мест раскопок.
Экспедиции Вана также продвигались с помощью инструмента под названием Лоянская лопата. Первоначально это оборудование использовалось могильщиками, но теперь оно стало популярным инструментом археологов.
Лопата Лоян, прикрепленная к удлинителю, состоит из трубчатого лезвия длиной в фут с выпуклым ложкообразным кончиком. Обученный мастер-лопатщик протыкает им землю, а затем с помощью образца недр можно определить, есть ли под этим слоем культурный слой.
В Узбекистане этот новый инструмент позволил искать остатки древних городов на склонах холмов и находить старые могилы в садах или сельскохозяйственных угодьях.
Лотар фон Фалькенхаузен, археолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, назвал работу Ванга «неоценимым вкладом» в эту область.
Что показывают трупы?
Хотя сам Ван погружен в исследования древнего прошлого, его открытия в Узбекистане соответствуют нынешним усилиям Пекина представить Китай как доброжелательного игрока в регионе.
Район Чинортепа расположен в 40 километрах к западу от горного перевала. Считается, что около 2000 лет назад племена юэчи расселились по берегам древнего Окса (Амударьи).
В то время эти земли входили в состав Греко-Бактрийского царства. Этот регион, в свою очередь, был дальневосточной окраиной древней западной цивилизации, известной своим греческим искусством и городами. По наиболее распространенной версии, армия Юэджи из десятков тысяч конных лучников легко разгромила Закатное королевство и в конечном итоге основала Кушанскую империю. Позже империя стала могущественной и богатой страной, способствуя торговле на Шелковом пути, конкурируя с Китаем на западе и китайской империей Хань на востоке.
Археолог Ван и его команда считают, что идея о том, что юэджи просто вторглись в эту территорию, подчинили себе местное население и стали основой Кушона, ошибочна. По словам Ванга, все улики есть на местах, и их нужно найти.
Ранние захоронения, обнаруженные вблизи кушанских крепостей, городов и святилищ, часто представляли собой поверхностные могилы, заполненные неравномерными грудами костей. Археологи говорят, что кушаны, как и местные жители, жившие в этом районе до прихода юэджи, перед захоронением оставляли тела под открытым небом, чтобы их могли съесть животные. а очищенные от мяса кости собирали и хранили в мавзолеях или мавзолеях.
Недавно обнаруженные могилы не похожи на могилы народа юэджи вокруг Чинортепы. Там трупы выкапывали в небольших ямах и закапывали. и под забором вырыли еще одну дополнительную яму.
Ван говорит, что это показывает, что юэджи и основатели Кушанской империи не были одним и тем же народом. Скорее, утверждает он, кушаны были потомками местного населения.
Грейвс во многом бросает вызов традиционным знаниям. Юэчи предпочитали хоронить тела у подножия горы, а могилы возле Чинортепы располагались на равнинной местности. Количество находок, обнаруженных в гробницах, также в целом было меньше, чем на кладбищах Юэджи.
На основании этих различий команда Ванга пришла к выводу, что гробницы принадлежат местным фермерам, находившимся под влиянием поселенцев Юэджи, или семьям Юэджи, которые начали включаться в фермерскую жизнь.
По мнению Вана, юэджи были не кровожадными колонизаторами, а людьми, мирно жившими с местным населением.
***
Степень, в которой сегодняшняя политика доминирует над археологическими амбициями Китая, стала очевидна, когда репортер Wall Street Journal встретился с узбекским исследователем возле руин древнего города Кушан недалеко от Чинортепы.
«Скажите китайцам, что они не найдут здесь никаких следов древних китайцев», — сказал репортеру WSJ исследователь из Узбекистана.
Влияние Китая стало темой, вызывающей растущий интерес среди местных жителей в последние годы, поскольку Пекин увеличил инвестиции в Узбекистан в рамках своей инициативы «Одно место, одна дорога». Многие узбеки приветствуют это как силу, которая поможет их стране интегрироваться в мировую экономику, но есть также опасения, что Китай просто станет новой великой державой, пытающейся навязать свое влияние в регионе.
Отвечая на вопрос, может ли Пекин использовать доказательства Юэджи для выдвижения территориальных претензий, Ван ответил: «Эта идея абсурдна, поскольку кочевники — исторический народ, и нет смысла связывать их с сегодняшним днем».
Узбекский партнер Вана Бердымуродов выразил благодарность китайскому археологу за то, что он пролил новый свет на малоизученную тему, и заявил, что гордится совместной работой.
«Полученные результаты соответствуют потребностям Китая и Узбекистана. Истоки Кушанской империи были инициированы не чужаками, а местными народами. В регионе смешались разные народы, и кушаны образовались в результате национального возрождения.
«Мы изучаем прошлое, чтобы понять и сформировать настоящее и будущее. Наши исследования будут продолжены быстрыми темпами», — заявил китайский археолог Ван.
Комментарии (0)