Эффект домино: как выборы в США 2024 года могут повлиять на будущее отношений США и Центральной Азии
Недавно президент Джо Байден решил выйти из президентской гонки 2024 года на фоне участившихся призывов внутри его партии поставить под сомнение его способность победить Дональда Трампа после предыдущих дебатов. После своего выхода Байден поддержал вице-президента Камалу Харрис в качестве кандидата от Демократической партии. Харрис вела активную агитацию, подчеркивая свою готовность и опыт, одновременно привлекая внимание к различиям в ценностях между демократическими и республиканскими списками. Несмотря на опасения, многие демократы продемонстрировали твердую поддержку Харрис, рассматривая ее как способного лидера, который может продолжить политическое наследие Байдена и решить такие ключевые вопросы, как репродуктивные права и экономическое неравенство. Политический ландшафт в США может влиять на внешнюю политику в Центральной Азии. Заметное отличие заключается в том, что при Трампе была принята новая стратегия США для Центральной Азии, тогда как при Байдене Госдепартамент разработал отдельные стратегии для каждой страны региона. Кроме того, администрация Байдена фокусируется на сотрудничестве в области редкоземельных металлов и региональной интеграции, тогда как администрация Трампа делала упор на борьбу с терроризмом и более тесные связи между Центральной Азией и Афганистаном. В целом анализ показывает, что политика США в Центральной Азии, вне зависимости от того, какая партия побеждает на выборах, в последнее время была достаточно гармоничной и взаимодополняющей. Анализируя политику администраций Трампа и Байдена в Центральной Азии, можно наблюдать, как инициативы одной администрации плавно переходили в новые инициативы последующей администрации. Независимо от того, победит ли Харрис или Трамп на предстоящих выборах, определяющими факторами их внешней политики в Центральной Азии могут стать отношения США с Россией, Китаем и Ираном, а также другие мировые тенденции, способные повысить привлекательность Центральной Азии, например, получение доступа к добыче редкоземельных металлов. С точки зрения безопасности страны Центральной Азии все чаще попадают под пристальное внимание США, хотя США по-прежнему менее влиятельны в регионе по сравнению с Китаем, Россией и ЕС. Анализ упоминаний Центральной Азии в стратегиях США с 2000 года с использованием программирования R показывает рост по сравнению с упоминаниями стран Восточных Балкан. Со временем, похоже, нет никакой разницы между республиканцами и демократами в упоминании Центральной Азии, но недавняя тенденция увеличения упоминаний наряду с различными подходами администраций Трампа и Байдена может указывать на обратное. Кроме того, сенатор США Стив Дейнс объявил о формировании Центрально-Азиатского комитета Сената, направленного на укрепление отношений США с союзниками из Центральной Азии, расширение торговли и инвестиций, а также поддержку региональной стабильности и безопасности. Комитет, созданный в сотрудничестве с сенатором Гэри Питерсом, стремится решать проблемы, связанные с влиянием России, Китая и Ирана. Основные направления деятельности включают улучшение торговых отношений, стимулирование развития сельского хозяйства, борьбу с торговлей людьми и миграцией и расширение партнерств в области национальной безопасности. Смена приоритетов: политика США в Центральной Азии от Трампа к Байдену В последнее время, похоже, США постепенно пересматривают свою политику в отношении стран Центральной Азии или меняют приоритеты в регионе. Казахстанский политолог Андрей Чеботарев отмечает, что во время президентства Дональда Трампа была принята Стратегия США в Центральной Азии на 2019–2025 годы. Чеботарев добавляет, что Джо Байден и его команда по сути провалили эту стратегию с точки зрения налаживания более тесных связей между странами Центральной Азии и Афганистаном, оставив бывшее афганское правительство без адекватной поддержки в борьбе с Талибаном в 2021 году. Этот пример показывает, как меняются приоритеты различных администраций США в Центральной Азии, побуждая к размышлениям об отношениях США и Центральной Азии на фоне активных изменений в предвыборной гонке. Однако сравнение политики, проводимой Дональдом Трампом и Джо Байденом, показывает, что в политике региона есть определенная преемственность. Как показывает диаграмма упоминаний Центральной Азии в стратегиях национальной безопасности США, упоминания региона упали до нуля во время стратегий Обамы, тогда как при Трампе и Байдене наблюдался рост. Учитывая, что США не всегда проявляли повышенный интерес к Центральной Азии, и учитывая тот факт, что ни один лидер США никогда не посещал регион, несмотря на наличие там военных баз НАТО в прошлом, можно предположить, что оба лидера инициировали новую политику в регионе, такую как принятие администрацией Трампа Стратегии США в Центральной Азии. Байден и Трамп: есть ли общая основа для внешней политики в Центральной Азии? Политика администрации Байдена в отношении Центральной Азии отражает некоторые сдвиги по сравнению с предыдущей стратегией, изложенной во время администрации Трампа, хотя она и строится на некоторых основополагающих элементах. Стратегия администрации Трампа в отношении Центральной Азии, подробно изложенная в документе на 2019–2025 годы, была сосредоточена на укреплении суверенитета и независимости стран Центральной Азии. Это включало содействие экономической и энергетической независимости и укрепление демократических институтов и верховенства закона. Стратегия подчеркивала последовательное участие США в вопросах экономики, энергетики, безопасности, демократии и управления, чтобы помочь этим странам функционировать как партнеры по сотрудничеству. Байден продолжает поддерживать суверенитет и независимость, но с особым акцентом на дипломатическом взаимодействии на высоком уровне через формат C5+1 и прямое президентское участие. Администрация подчеркивает совместный подход с региональными лидерами для обеспечения стабильности и самостоятельности. В борьбе с терроризмом администрация Трампа стремилась укрепить устойчивость к экстремистским идеологиям и не допустить превращения региона в убежище для террористических организаций посредством двустороннего военного и гражданского партнерства. Администрация Байдена сохраняет фокус на борьбе с терроризмом, одновременно подчеркивая важность обеспечения того, чтобы эти усилия не нарушали права человека. Администрация поддерживает репатриацию и реинтеграцию лиц из зон конфликта, стремясь сбалансировать безопасность и гражданские свободы. Что касается поддержки стабильности в Афганистане, стратегия Трампа поощряла страны Центральной Азии играть активную роль в стабилизации Афганистана, развитии экономических связей и продвижении региональных интеграционных проектов, таких как CASA-1000 и Лазуритовый коридор. Политика Байдена сохраняет этот фокус, но добавляет акцент на интеграцию Афганистана в региональные экономические и безопасные рамки, поощряя государства Центральной Азии укреплять экономические и торговые связи с Афганистаном и поддерживая мирный процесс. Обе администрации отдали приоритет содействию верховенству закона и правам человека, но администрация Байдена уделила дополнительное внимание защите от гендерного насилия и сотрудничеству на уровне общин для решения общественных проблем. Это включает поддержку инициатив гражданского общества и обеспечение инклюзивности и прозрачности реформ управления. Экономическое развитие и инвестиции США были ключевыми аспектами стратегии Трампа, которая была направлена на создание благоприятной среды для иностранных инвестиций путем поддержки образовательных реформ и технической подготовки. Администрация Байдена усиливает этот фокус, активно продвигая инвестиции в частный сектор США и поддерживая региональные экономические инициативы, предоставляя дополнительное финансирование для экономической устойчивости и подчеркивая торговые пути, такие как Средний коридор, для улучшения связности и экономической интеграции. Что касается региональной взаимосвязанности, обе администрации способствовали более тесным связям между странами Центральной Азии и Афганистаном в различных секторах, поддерживая инфраструктурные проекты и торговые инициативы для улучшения региональной взаимосвязанности и экономической интеграции. Администрация Байдена продолжает эти усилия, уделяя больше внимания дипломатическому взаимодействию на высоком уровне и совместным экономическим инициативам. Дипломатическая платформа C5+1 была важнейшим элементом обеих стратегий, и администрация Трампа использовала ее для решения общих проблем безопасности и поддержки регионального развития. Администрация Байдена расширяет эту платформу, привлекая президента к встречам C5+1, символизируя приверженность более глубокому взаимодействию и сотрудничеству. Инвестиции в безопасность границ были приоритетом для обеих администраций, но Байден уделяет особое внимание тому, чтобы эти меры не ставили под угрозу права человека или гражданские свободы. Администрация стремится сбалансировать инвестиции в безопасность с обязательствами в области прав человека. В целом политика администрации Байдена в Центральной Азии строится на фундаменте, заложенном администрацией Трампа, но вносит существенные изменения в взаимодействие и акценты. Взаимодействие на более высоком уровне, сбалансированный подход к безопасности и правам человека, больший акцент на экономических инициативах и торговле, а также постоянная поддержка управления и гражданского общества характеризуют комплексный подход Байдена к обеспечению стабильности и процветания в Центральной Азии при одновременном продвижении интересов США и поддержании баланса между безопасностью, экономическим развитием и правами человека. Будущие последствия для политики США в Центральной Азии По мере приближения выборов в США 2024 года потенциальные результаты могут существенно повлиять на политику США в отношении Центральной Азии. С вице-президентом Камалой Харрис, ведущей кампанию за продолжение политического наследия президента Байдена, и Дональдом Трампом, выступающим за возвращение к своим предыдущим стратегиям, будущее направление отношений США и Центральной Азии остается ключевым. Возможные варианты политики Харриса: Если Камала Харрис победит на президентских выборах, вполне вероятно, что текущие стратегии сохранятся и даже углубятся. Администрация Харрис, вероятно, будет уделять особое внимание дипломатическому взаимодействию на высоком уровне, особенно через такие платформы, как C5+1. Подчеркивая права человека, экономическое сотрудничество и региональную связанность, Харрис, вероятно, продолжит содействовать сотрудничеству в области редкоземельных металлов и интеграционных инициатив, гарантируя, что меры безопасности будут уважать гражданские свободы. Ее администрация может также продолжить поддерживать стабильность Афганистана через региональные партнерства, одновременно способствуя экономической устойчивости и инвестициям частного сектора в Центральной Азии. Как отмечает Эндрю Гундал, журналист и аналитик по геополитике и правам человека, специализирующийся на Центральной Азии, Кавказе и Китае, главным недостатком резюме Камалы Харрис, когда ее выбрали четыре года назад, было отсутствие опыта внешней политики. Поэтому, учитывая, что она приобрела этот опыт во внешней политике только за последние четыре года, мы можем ожидать, что та же линия продолжится, если ее выберут. Гундал также считает, что есть два пути, по которым она могла бы пойти в отношении Центральной Азии: она могла бы совершить ошибку, полностью проигнорировав регион, поскольку другие ключевые игроки и конфликты отвлекли бы ее внимание от СТАНов. Возможные политические решения Трампа: С другой стороны, победа Трампа, скорее всего, приведет к возврату к политике его предыдущей администрации. Это может включать возобновление внимания к борьбе с терроризмом и более тесные отношения с Афганистаном. Подход Трампа может подчеркивать прочные двусторонние военные и гражданские партнерства для противодействия экстремистским угрозам. Сохраняя поддержку суверенитета и независимости, его администрация может уменьшить акцент на правах человека в пользу более прагматичных, ориентированных на безопасность обязательств. Политика Трампа также может вернуться к более агрессивным экономическим позициям, что потенциально повлияет на торговые отношения и региональную стабильность. Несмотря на эти различия, общая тенденция указывает на преемственность участия США в Центральной Азии, обусловленную как стратегическими интересами, так и глобальной геополитической динамикой. Растущее внимание к Центральной Азии в стратегиях США подчеркивает растущую важность региона. Будь то посредством продвижения демократических институтов и прав человека или посредством прагматичных мер безопасности и экономики, политика США, вероятно, продолжит адаптироваться к меняющемуся ландшафту. Заключение: Движущие факторы интересов США в Центральной Азии Поскольку США проводят свою внешнюю политику в Центральной Азии в условиях предстоящих выборов, фундаментальные цели содействия суверенитету, безопасности и экономическому развитию, вероятно, сохранятся. Подходы могут различаться между администрациями Харриса и Трампа, но стратегическое значение Центральной Азии во внешней политике США будет сохраняться. Роль региона в глобальной геополитике, особенно в отношении России, Китая и Ирана, будет определяющим фактором в формировании действий и стратегий США в будущем. Другим фактором также является получение доступа к стратегическим ресурсам стран Центральной Азии из-за растущего интереса Китая к ним. США активно продвигают различные инновационные решения для стран Центральной Азии, чтобы получить доступ к добыче или разведке редкоземельных металлов. Например, казахстанская компания «Тау-Кен Самрук» в партнерстве с Государственным департаментом США и Национальной геологической службой (UGQ) будет исследовать перспективные районы в Кызылординской и Восточно-Казахстанской областях Казахстана. Автор: Эльданиз Гусейнов Эльданиз Гусейнов — внештатный научный сотрудник Центра евразийских исследований имени Гейдара Алиева при Университете Ибн Халдуна в Стамбуле.
Комментарии (0)