В Ташкенте прошла презентация проекта Указа “О первоочередных мерах по внедрению системы стратегического планирования”, организованная Агентством стратегических реформ при Президенте Республики Узбекистан (АСР) при поддержке Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ), сообщает Daryo.uz.
Документ направлен на создание единой и эффективной системы стратегического планирования в Узбекистане, что является ключевым фактором для достижения целей государственного масштаба.
Первый заместитель директора АСР Абдулла Абдукадиров отметил, что данный указ станет основополагающим элементом для будущего развития Узбекистана.
Глава представительства GIZ в Узбекистане Йоахим Фриц выразил признательность за разработку указа, который, по его мнению, поможет привести практики стратегического планирования в Узбекистане в соответствие с международными стандартами и повысить их эффективность.
Он также подчеркнул готовность Германии оказать поддержку в развитии стратегического планирования в Узбекистане.
Зорка Кордич, эксперт-практик по стратегическим реформам из Черногории, принимавшая участие в анализе системы стратегического планирования Узбекистана, отметила, что только качественные стратегические документы могут способствовать повышению уровню жизни граждан. По её мнению, стратегические документы должны быть разработаны с чёткими целями и видением на среднесрочную и долгосрочную перспективу (3, 5, 15 лет), а их реализация должна быть измеримой и эффективной.
Эксперт также подчеркнула важность установления единого подхода к планированию и внедрения инструментов, соответствующих международным стандартам, что позволит удовлетворить потребности всех слоёв общества.
Все министерства, представители госадминистрации, агентств должны быть в курсе происходящего, чтобы совместно создавать полезные для граждан результаты. Представители научных институтов готовы внести свой вклад исследованиями, данными, чтобы улучшить процесс формирования политики. Это необходимо, чтобы видение, заложенное в стратегии Узбекистана 2030, осуществилось и принесло гражданам реальную пользу. Речь идёт о реализации всех целей, определенных в видении развития Узбекистана 2030. В стратегии четко изложены цели правительства, его желание принести благо гражданам,
- подчеркнула эксперт. По её словам, ключевым моментом методологии являются минимальные критерии качества содержания. Это позволит каждому в госадминистрации понять план, видение, действия для его достижения и стоимость реализации.
Отсутствие коммуникации между госорганами – это, по-моему, самый большой пробел, который нужно преодолеть. Очень важно иметь единый координирующий план не для контроля системы, а для обеспечения единых руководящих принципов для всех подразделений и ведомств. Агентство по стратегическим реформам уже занимается этим упорно, и мы будем отвечать за это. Агентству было поручено ввести ключевые элементы в систему стратегического планирования. Это только первый шаг: согласовать единый подход, патологию, законодательную рамку. Сейчас неизвестно, сколько времени займёт реализация первых шагов: создание законодательной рамки, начало обучения по повышению квалификации. Это также процесс обучения, который учитывает координацию и мониторинг экспертизы в 2030 году. Кроме того, он помогает в создании новых отраслевых стратегий. В частности, в сфере инфраструктуры возможно появление новых стратегий, например, в сфере восстановления инфраструктуры при поддержке Европы или в других областях. Поэтому будет необходимость подготовить более качественные документы и более качественную политику,
- добавила Кордич.
Алимжан Акилов, доктор юридических наук, отметил, что новую модель регионального развития в Узбекистане планируется внедрить в одном из районов Кашкадарьинской области.
В настоящее время ещё не опредёлен конкретный район, так как разработчики модели ещё не установили её ключевые направления и приоритеты. Разрабатываемая модель может быть направлена на развитие горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства или решение экологических проблем. Выбор конкретного района будет зависеть от того, какая отрасль будет выбрана в качестве приоритетной,
- отметил Акилов.
В частности, некоторые районы Кашкадарьиской области известны своими лекарственными травами и развитие этой отрасли может стать ключом к экономическому росту региона.
В Кашкадарьинской области есть районы, известные своими лекарственными травами, и развитие этой отрасли может стать ключом к экономическому росту региона. Также в области есть районы с большим потенциалом для развития горного туризма, например, районы, расположенные на границе с Сурхандарьинской областью,
- добавил профессор.
По его словам, модель регионального стратегического планирования будет выстроена вокруг определенной стратегической цели. Деканабадский район может стать одним из лидеров горного туризма в Центральной Азии. С учетом этой цели будут определены тактические задачи, такие как развитие инфраструктуры, коммунальных услуг, транспорта и т.д.
В Кашкадарьинской области также есть районы с богатыми минеральными ресурсами, используемыми в строительстве, например, мел, известь, красный песок и т.д. Развитие этой отрасли может стать приоритетом модели регионального развития. Таким образом, выбор конкретного района для внедрения модели будет определяться приоритетными направлениями развития.
Планируется, что к концу года начнется разработка и внедрение модели регионального стратегического планирования. В этом процессе будут участвовать как отечественные, так и зарубежные эксперты.
Участники мероприятия отметили, что существующее законодательство в сфере стратегического планирования характеризуется фрагментарностью и несогласованностью концепций, частей и положений. Для устранения этих проблем планируется принятие указа президента, который установит иерархию документов, конкретизирует взаимосвязь между отдельными положениями и обеспечит их согласованность с другими законодательными актами.
Проведенный анализ зарубежного опыта позволил определить оптимальный объем документов и ввести порядок, который обеспечит системность и последовательность принятия стратегических планов как на республиканском уровне, так и на уровне министерств и ведомств.
Комментарии (0)