Вода – это народное богатство, залог дружбы и согласия. Река Сырдарья является первой по длине и второй по водности в Центральной Азии, в связи с чем, играет важную роль в формировании водных ресурсов региона. Долгое время река Сырдарья содействовала развитию дружественных отношений между народами Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана, а также являлась одним из символов народной дипломатии.
Вопросы водных взаимоотношений, улучшения социально экономического и экологического благополучия региона всегда находятся в приоритете сотрудничества между странами региона. Об этом сообщил политолог Абдували Соибназаров. По его словам, только через взаимовыгодное региональное сотрудничество можно избежать неоправданных и дорогостоящих мер по обеспечению населения, отраслей экономики и природных экосистем водными ресурсами, энергией. Соибназаров также обозначил важность возможноси возобновления процесса по созданию открытой системы обмена гидрологическими и гидрохимическими данными, разработке и принятия Соглашения по качеству водных ресурсов трансграничных рек, Соглашения об обмене гидрологической информацией и формирования региональной базы мониторинга состояния водных объектов.
Необходимо проработать вопрос заключения между странами региона Соглашения о безопасности гидротехнических сооружений Центральной Азии,
- отметил политолог, призвав к созданию региональной организационной платформы для сотрудничества, предоставляющей странам возможность осуществлять совместные меры по улучшению технического состояния и повышению безопасности гидротехнических сооружений межгосударственного значения.
Единственной площадкой для сотрудничества пяти стран ЦА в сфере совместного использования водных и гидроэнергетических ресурсов, экологического оздоровления, а также поддержки и реализации проектов, направленных на обеспечение социально-экономического развития в бассейне Аральского моря, является Международный фонд спасения Арала,
- подчеркнул эксперт.
Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Туркменистан на уровне правительств в 2021 году утвердили Программу действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря, а в 2022 году – Региональную программу по охране окружающей среды для устойчивого развития Центральной Азии. В этой связи, учитывая важную взаимосвязь между водой, продовольствием, энергией, здоровьем населения и непосредственном их влиянии на стабильность, безопасность и процветание Центральной Азии, необходимы совместные и согласованные усилия государств-учредителей Фонда для придания деятельности этой организации нового позитивного импульса, сообщил Соибназаров.
По его словам, Ташкент и Астана больше всех заинтересованы в сохранении текущих объёмов водного стока Сырдарьи. В данном направлении ведутся работы в рамках трёхсторонних соглашений. Узбекистан и Казахстан совместно с Таджикистаном определяют режим работы водохранилища «Бахри-Точик» (в летний период на взаимовыгодных условиях), вместе с Кыргызстаном решают вопрос о дополнительном сбросе воды из Токтогульского водохранилища (в летний период, для чего осуществляется переток электроэнергии).
Также, Узбекистан и Казахстан участвуют в проекте строительства Камбаратинской ГЭС-1 на реке Нарын (устье Сырдарьи) в Кыргызстане. 1-2 февраля 2024 года в городе Шымкент состоялось 9-ое заседание Совместной рабочей группы для выработки предложений по углублению двустороннего сотрудничества в сфере водных отношений между Узбекистаном и Казахстаном, где в дружественной атмосфере продолжилась работа по вододелению реки Сырдарья. Кроме того, в марте 2024 года Ташкент и Астана договорились установить счётчики, подсчитывающие точный объём потребляемой обеими странами воды. В частности, Казахстан установит счётчики на территории Узбекистана, а узбекская сторона – РК, а обмен информации будет происходить в онлайн-режиме. Следует отметить, что между двумя странами урегулированы практически все ключевые спорные вопросы по водохозяйственным объектам в приграничных территориях и их эксплуатации, своевременно согласовываются режимы и объемы водозаборов из Сырдарьи, принимаются совместные усилия по смягчению воздействий маловодья, что является примером регионального сотрудничества. Наступило время для перехода к реальному механизму управления водноэнергетическими ресурсами в Центральной Азии, основанному на рыночных законах.
Этому могло бы способствовать создание региональной организации по управлению общими водно-энергетическими ресурсами в виде Международного водно-энергетического консорциума (МВЭК) с функциональными финансовыми механизмами, гарантирующими исполнение принятых решений. Ранее, научно информационный центр МКВК подготовил проект устава МВЭК, в котором сформированы цели его создания, основные направления деятельности, функции, организационная структура и порядок работы. Такая форма и механизм сотрудничества позволят реально управлять всей водохозяйственной структурой Центральной Азии с единой Стратегией и программой развития. Подобная организация позволит наладить эффективную систему управления и финансирования в водно-энергетическом секторе региона с возможностью выплаты дивидендов странам-участницам холдинга. Запуск данного процесса целесообразно начать с диалога между государствами Центральной Азии и расчета экономических, социальных и экологических выгод от водно-энергетического сотрудничества, подчёркнул эксперт.
Комментарии (0)