Узбекистан за последние два десятилетия стал свидетелем значительного экономического роста, сопровождаемого заметным снижением уровня бедности с 24% в 2000 году до 11,5% в 2020 году, что позволило вывести из бедности 2,2 млн человек, как показывает отчёт ЮНДП. Однако пандемия COVID-19 внесла новые вызовы, возможно, толкая ещё 1 млн человек в бедность. Кроме того, геополитические напряжения, трудовая миграция, энергетические кризисы и проблемы окружающей среды усугубили сложность усилий по снижению бедности.
Амбициозные цели в условиях трудностей
Несмотря на эти трудности, Узбекистан поставил перед собой амбициозные цели по снижению уровня бедности наполовину к 2026 году и достижению статуса страны среднего дохода к 2030 году, как указано в Стратегии нового развития Узбекистана на 2022-2026 годы и Стратегии Узбекистан-2030. Для достижения этих целей необходимы усиленные усилия и инвестиции в развитие устойчивой и инклюзивной рыночной экономики.
Традиционно в Узбекистане оценка бедности в основном зависела от доходов. Однако, осознавая ограничения этого подхода, правительство приняло методологию Глобального многомерного индекса бедности (MPI).
Этот метод, разработанный Инициативой по борьбе с бедностью и инициативой по правам человека Университета Оксфорда (Oxford Poverty and Human Development Initiative - OPHI) и Программой развития Организации Объединенных Наций (ЮНДП), предоставляет всесторонний взгляд на бедность, оценивая лишения в области здравоохранения, образования и условий жизни.
Основные результаты из пилотного Национального Многомерного Индекса Бедности
Результаты пилотного Национального Многомерного Индекса Бедности (N-MPI), проведенного в сотрудничестве с различными международными агентствами, раскрывают значительные исследования:
Приблизительно 18,4% взрослого населения, что эквивалентно 4,2 млн человек, испытывают многомерную бедность.
Средняя степень бедности составляет 43,7%, указывая на значительные лишения по различным показателям.
Образование, продовольственная безопасность и неофициальное трудоустройство выступают в качестве основных факторов многомерной бедности.
Сельские районы, особенно регионы, такие как Республика Каракалпакстан, Наманганская область и Ташкентская область, демонстрируют более высокие уровни бедности по сравнению с городскими районами.
Существуют гендерные неравенства, с более высокой частотой бедности среди мужского населения.
Рекомендации по действиям в области политики
Для решения этих проблем и эффективной борьбы с бедностью предлагаются несколько рекомендаций:
- Внедрить использованный в пилотном N-MPI опрос в Обзор бюджета домохозяйства (HBS) для непрерывного измерения бедности.
- Установить окончательный N-MPI как динамичный 'инструмент отслеживания бедности' на основе регулярного сбора данных HBS, обеспечивая биеннальные обновления и обоснованные решения в области политики.
Поскольку Узбекистан остаётся приверженным достижению Первой цели устойчивого развития - устранения бедности во всех её формах к 2030 году, принятие многомерного подхода к измерению бедности представляет собой значительный шаг к реализации этой миссии.
Комментарии (0)