Заместитель председателя Еврокомиссии, еврокомиссар по вопросам защиты европейского образа жизни, молодёжи, культуры и образования Маргаритис Схинас в ходе своего недавнего визита в Узбекистан поделился итогами встречи с Президентом Шавкатом Мирзиёевым. В недавнем интервью редакции Daryo, Схинас рассказал об инвестиционном климате Узбекистана, отношениях центральноазиатской страны со странами Евросоюза в рамках формата C5+1, а также возможности упрощения визового режима для узбекистанцев.
Это Ваш второй визит в Центральную Азию, господин Схинаc. Как Вы оцениваете изменения, происходящие в Узбекистане с 2021 года?
Если бы меня спросили, где в мире происходят последовательные, устойчивые и позитивные изменения, я бы определённо назвал Центрально-Азиатский регион. В мире, который становится всё более геополитически хрупким, мрачным, нестабильным и небезопасным, Центральная Азия представляет собой островок стабильности и реформ. Мы в Европейском союзе рады этому и хотим быть частью этого процесса. Мы желаем быть частью этих позитивных перемен. Мы хотим стать катализатором и помочь всем пяти странам региона стать лучше. И мы рады быть частью этого сближения, поскольку в рамках нашего первого тура мы посетим все пять стран сразу.
Как Вы оцениваете отношения стран в регионе Центральной Азии и их отношения с Европейским Союзом в рамках формата C5+1?
Прежде всего, я считаю, что пять стран сейчас явно сближаются с политической точки зрения. Они сами понимают, что могут выиграть от координации и сотрудничества друг с другом в таких областях, как демаркация границ, управление ресурсами и изменение климата. Они сами заинтересованы в этом. Это чрезвычайно важно. Это облегчит партнёрство между ЕС и ЦА. Если партнёры в этой части мира будут работать вместе, союз с ЕС будет укрепляться. И я рад, что в апреле в Самарканде (Узбекистан) состоится первый в истории саммит ЕС-Центральная Азия. Это вишенка на торте, символизирующая новый дух сотрудничества.
Здесь достаточно потенциала. И речь идёт не только о ресурсах, но и о человеческом капитале. В Узбекистане очень много молодых и образованных людей. И благодаря тому, что они могут предложить в контексте проектов ЕС, можно достичь ещё больших высот.
Узбекистан - именно такая страна. У меня была возможность обсудить это с Президентом. Я сказал главе государства, что если Центральная Азия - это история успеха, то Узбекистан - один из чемпионов этой лиги. Без сомнения, Узбекистан - страна с огромным потенциалом. Узбекистан - лидер по численности населения, что подразумевает дополнительную ответственность. Но это также богатая ресурсами и ориентированная на реформы страна. И прогресс, который действительно наблюдается, поразителен. Я приехал сюда в ноябре 2021 года, и уже через два года я чувствую разницу. Она осязаема.
Да, совершенно верно. Вы только что упомянули ресурсы и я хотела бы спросить немного о редкоземельных элементах в ЦА. Как ЕС рассматривает возможность сотрудничества в сферах управления и торговли ресурсами?
Я полагаю, что сотрудничество в области критически важных сырьевых материалов может стать одним из столпов нового подхода между ЕС и Центральной Азией. Другим столпом является связанность. Критически важные сырьевые материалы могут служить основой для взаимовыгодного партнёрства Так, Узбекистан, Казахстан и другие страны ЦА явно могут получить огромную выгоду от европейских инвестиций и технологий для более эффективного использования критически важных сырьевых материалов Мы, в Европейском союзе, можем использовать это партнёрство не только для удовлетворения своих потребностей в развитии, но и для закрепления этого нового партнёрства. Я считаю, что это один из лучших примеров для будущего сотрудничества, и я рад, что в ходе моего визита по всему региону, это получило широкую поддержку. Я считаю, что партнёры проявляют искренний интерес к взаимодействию с ЕС в области критически важных сырьевых материалов. Это прекрасно!
Как вы отметили, наблюдается большой энтузиазм, но есть также и много сомнений со стороны инвесторов, приходящих в регион, потому что их не покидает страх нестабильности. Но с точки зрения прогнозов роста ВВП в регионе, у Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана самые стабильные прогнозы в размере 5%. С чем Вы связываете страхи инвесторов в этой области?
Инвесторы - это инвесторы. В конце концов, им самим решать, куда инвестировать свои деньги. Но я думаю, что для нас, регулирующих органов или тех, кто призван формировать нормативную среду, способствующую привлечению инвестиций. Как Вы отметили, все показатели хороши. Цифры благоприятные, прогнозы исключительные, я бы сказал. Если говорить конкретно об Узбекистане, Узбекистан также достиг многих важных целей, которые могут помочь инвесторам развеять любые сомнения. Так, Узбекистан получил доступ к нашей системе для Всеобщей системы преференций (GSP+). Мы очень скоро введём в действие договор о расширенном партнёрстве и сотрудничестве. Есть хорошие перспективы вступления Узбекистана в ВТО. Всё это - положительные знаки, и они помогут вселить уверенность и облегчить принятие решений среди инвесторов.
Имеет ли место интерес к критически важному сырью к снижению рисков и декаплингу в ЕС?
Ну, это сложный мир. Это мир взаимозависимости. И очевидно, что важнейшее сырьё является частью этой глобальной гонки конкурентоспособности. В мире идёт гонка по энергии и сырью, по талантам, по тому, как вы привлекаете людей. И очевидно чистые технологии — это ещё одна мировая гонка. Итак, очевидно, что критически важное сырьё является частью игры. Но это не следует рассматривать это как подход с нулевой суммой, заключающийся в том, что, работая с ЦА, Европа теряет возможности в других местах. Мы, я считаю, повсеместно признаны как сила добра. Мы сотрудничаем в добром духе с нашими международными партнёрами. И позвольте мне повторить, что для нас ЦА является привилегированным партнёром, стабильным союзником, развивающейся экономикой. Самое главное, Узбекистан - благонадёжная страна. У чувствую, что у нас здесь есть партнёры, которым мы можем доверять.
Касательно Вашей встречи с Президентом, могли бы Вы поделиться основными выводами по итогам переговоров?
Ну, я думаю, повестка дня была во многом такой же, которую мы обсуждаем с Вами. Президент явно является одним из главных архитекторов, я бы сказал, стремления Узбекистана к реформам и модернизации. Меня всегда впечатляет его способность видеть более широкую картину. Он также очень воодушевлён Саммитом ЕС – ЦА. И да, он готов!
Да. Саммит состоится очень скоро.
Да. Я не говорю, что совсем не за горами, но апрель наступит очень скоро.
Относительно скоро. Хотели бы вы что-нибудь сказать по поводу этого форума в Брюсселе возможным участникам?
Форум для инвесторов в Брюсселе, который пройдёт с 29 по 30 января - это возможность катализировать и усилить элемент взаимодействия нашего партнёрства. Второй элемент, о котором говорилось ранее: теперь у нас есть намерение собрать всех вместе, не только правительства. На высоком политическом уровне будут представлены все правительства, а также инвесторы, международные финансовые институты, партнёры и наши эксперты. Итак, мы примем их в Брюсселе на два дня. Идея состоит в том, что по итогам форума мы сможем перевести то, что часто звучит как 'политическая цель', 'исследование' в проект, который будет иметь адекватные ресурсы, планирование, параметры регулирования. И я убеждён, что это сработает. Теперь у нас есть новый инструмент в ЕС под названием "Глобальный шлюз". Он выходит за рамки традиционной модели помощи развитию и предполагает участие частного капитала, международных финансовых учреждений. Он создаёт рабочие места, а также способствует развитию транспортных связей, энергетики и цифровых спутников. Это возможность собраться и пообщаться странам ЦА и ЕС и действительно укрепить связи. Несколько минут назад вы спрашивали меня об инвесторах и о том, что ими движет. Это мечта инвесторов - собраться вместе на пару дней, и увидеть на практике, что нужно для воплощения инвестиционного проекта, в реальность. И опять-таки, потенциал для связи с ЦА огромен. Это естественная связь между Востоком и Западом. И также вы даёте мне возможность сказать, что в рамках этой связи я обсуждал здесь многие проекты с правительствами. Эти проекты по соединению нельзя разделять на первую или вторую категории. Всё, что помогает. Транскаспийский корридор - это приоритет. Мы воспользуемся возможностями инвестфорума, чтобы убедиться, что все эти проекты адекватно представлены и проанализированы, достаточно привлекательны для инвесторов. И мы будем там с нашими деньгами, инструментами, чтобы способствовать этому. Упростить процесс.
Хотелось бы также поговорить об упрощении визовой процедуры. Как оказалось, в среднем 12% заявлений узбекистанцев получают отказ в европейской визе. Чаще всего узбекистанцам отказывают в визе в консульстве Германии (23%). Планируется ли упростить визовый процесс?
Позвольте мне сначала сказать, что прежде всего я считаю себя самым антропоцентричным членом Коллегии комиссаров. Я отвечаю за координацию политики, которая имеет человекоцентричный элемент, и я являюсь большим сторонником упрощения визовых процедур как способа объединять людей, а не препятствовать их передвижению. Должен отметить, что сейчас мы подходим к завершению текущего политического цикла. В июне пройдут выборы в Европарламент. 1 декабря этого года к власти приступит новая комиссия. Я бы сказал, что в конце политического цикла всегда сложно инициировать дискуссии об упрощении визового режима. Это политически неосуществимо. При этом я очень поддерживаю любой диалог по упрощению визового режима в новом политическом цикле. Очевидно, что это влечёт за собой, в соответствии с нашей собственной институциональной системой, мандат от государств-членов, от Совета. Это не то, что Брюссель решает самостоятельно. Это также требует, чтобы такие страны, как Узбекистан, продолжали взаимодействовать и работать с нашими государствами-членами. И часть этого уравнения, конечно же, заключается в том, чтобы максимально снизить количество отказов в визах. Как только эти условия будут согласованы, мы сможем приступить к диалогу об упрощении визового режима.
И это подводит нас к идее создания странами ЦА своего рода Шенгенской зоны. Насколько это осуществимо?
Ну, я твёрдо верю в идею регионального сотрудничества и объединения региональных экономик. Мы в некой степени наблюдаем этот процесс на Западных Балканах. Там существует формирующийся единый рынок и сближение законодательства. Есть признаки того, что это происходит и в Латинской Америке, как в пределах Мерсокур, так и за его пределами. Я полагаю, что ЦА является прекрасным примером региональной группы, которая может двигаться к этой конвергенции. Как мы говорили ранее, уже наблюдается заметное сближение между правительствами региона и да, почему бы и нет? Хотя уровень экономического развития различается, но я ясно вижу потенциал для дальнейшей интеграции, что, в свою очередь, будет способствовать связям ЕС и ЦА.
Над переводом и титрами работала Альбина Гимранова.
Комментарии (0)