Экономические реформы в Узбекистане переживают сложный этап, поскольку правительство сосредоточено на последовательности их проведения после значительного прогресса за последние шесть лет. Об этом сообщается в докладе Fitch Ratings-London/Dubai-19, обнародованном 19 декабря.
- говорится в отчёте.
В октябре по распоряжению Президента Узбекистана Фонду реконструкции и развития было поручено отложить на пять лет погашение Национальным железнодорожным оператором «Узбекистон темир йуллари» (УТУ) займа в размере $140 млн. Кроме того, фонду указано предоставить частным логистическим компаниям, поддерживающим тесные рабочие отношения с УТУ, $150 млн. Отсрочка предоставления займов представляет собой продолжающееся участие правительства в предоставлении кредитов, что, как представляется, не соответствует цели рыночной практики кредитования. Правительство стремится к изъятию неосновных активов УТУ, хотя заинтересованность частного сектора остаётся неясной.
После осуществления продажи 73,7% обыкновенных государственных акций в Ipoteka Bank в июне, власти продлили сроки продажи контрольных пакетов акций двух других крупных кредиторов. Это укрепляет ожидания Fitch в отношении того, что первоначальные сроки приватизации банков будут сложными по мере осуществления преобразований бизнес-модели. На настроениях инвесторов может также сказаться сохраняющаяся в регионе геополитическая неопредёленность, которая может задержать приватизацию.
Fitch также считает, что правительство продлило сроки поэтапного отказа от субсидированного кредитования развития в банковском секторе, о чём свидетельствует недавнее решение о реорганизации государственного Qishloq Qurilish Bank в политическое учреждение.
С 2017 года реформы национальной экономики и основы политики получили широкое распространение и были значимыми, и Fitch расценил июльское переизбрание президента Шавката Мирзиёева как предоставление сильного мандата для дальнейших реформ. Твёрдая приверженность экономическим преобразованиям, которые могли бы увеличить потенциальный рост и уменьшить экономические дисбалансы, является положительным фактором для суверенного рейтинга Узбекистана.
Второй этап реформы тарифов на энергоносители, намеченный на май 2024 года, по-прежнему является центральным для оценки траектории реформ. Fitch считает, что правительство приняло меры для увеличения поставок российского природного газа, а также расширило распределительную сеть, чтобы предотвратить повторение дефицита энергии прошлой зимой. Вместе с тем в декабре по-прежнему ощущались проблемы с поставками, поскольку несколько станций для перевозки СНГ работали в ограниченное время. Предотвращение перебоев в поставках предоставило бы правительству больше политического пространства для тарифных реформ, которые увеличат розничные цены. Правительство планирует сократить субсидии энергораспределительным компаниям с примерно 18 трлн сумов (1,8% ВВП) до 9,5 трлн сумов (0,8%) в 2024 году и постепенно отменить все тарифы к 2027 году. Fitch считает, что активная финансовая и техническая поддержка этой инициативы со стороны различных международных финансовых учреждений является позитивной для её осуществления.
Одним из признаков того, что тарифные реформы продолжатся, может быть решение Центрального банка Узбекистана отложить принятие 5-процентного целевого показателя официальной инфляции с конца 2024 года до 2П25. В то же время, снижение инфляции до уровня ниже целевого может зависеть от уровня фискальной консолидации, которую Fitch не ожидает.
Fitch прогнозирует бюджетный дефицит в 5,5% от ВВП в 2023 году и 4,3% в 2024 году, что выше среднесрочного целевого показателя в 3%. Расходы на социальные нужды и субсидии, как представляется, растут. В октябре правительство расширило программу ипотечных субсидий и запустило программу субсидирования МСП. Хотя фискальные издержки таких мер, как представляется, невелики, такое целенаправленное кредитование может препятствовать проведению денежно-кредитной политики.
Комментарии (0)