У Казахстана долгая, богатая и сложная история, но лишь малая ее часть - это полноценное государство, признанное в качестве самостоятельной страны. Изначально на огромной территории, известной сегодня как Казахстан, жили кочевые племена индоевропейского, тюркского и монгольского происхождения. В 18 веке регион попал под власть царской России. В XIX веке он оказался в составе огромного Советского Союза. Только в 1991 году Казахстан обрел подлинную государственность, законные границы и независимость от СССР.
Во времена племен Казахстан был почти полностью кочевым обществом. Люди передвигались на лошадях по бескрайним степям в поисках свежих пастбищ для своего скота. Просторные «казахские» территории привлекали внимание многих недружелюбных соседей, таких как монгольские джунгары, которые неоднократно нападали на «казахские» поселения. Казахский регион также стал областью стратегических интересов царской России, которая быстро установила контроль над казахскими степями. Режим проводил политику, направленную на вовлечение казахов в не кочевую деятельность, в основном связанную с сельским хозяйством.
Будучи «восточной сельскохозяйственной российской территорией» на протяжении почти двух столетий, Казахстан быстро превратился в индустриальную державу, когда оказался под советским руководством в составе СССР. В кратчайшие сроки эта якобы «отсталая» азиатская республика быстро превратилась в огромный вклад в общесоюзную экономику и оказала огромную помощь Советской Армии во время Второй мировой войны, поставляя значительные объемы продовольствия, угля, металлов и других стратегических ресурсов.
В советские годы Казахстан пережил множество экономических и социальных экспериментов, проводимых над ним тоталитарным советским правительством. Эти эксперименты включали в себя принудительную коллективизацию, кампанию по заселению целинных земель, высыхание Аральского моря и ядерные испытания, проведенные в Семипалатинске. При Сталине, в частности, страдания были ужасающими - более двух миллионов казахов погибли от голода, болезней и казней. Еще один миллион был насильно изгнан с родины в ссылку. Эти отъезды компенсировались массовым притоком плохо обработанного населения и так называемых «проблемных» национальностей. Сталин насильно переселял на территорию Казахстана целые общины немцев, поляков, евреев, корейцев и других групп. Кампания по освоению целины, осушение Аральского моря и термоядерные взрывы в Семипалатинской области (некоторые из них по силе воздействия в 20 раз превосходили атомную бомбу, сброшенную на Хиросиму) привели к огромному экологическому кризису в 1980-х годах.
В декабре 1986 года молчаливое разочарование казахского народа авторитарными решениями Москвы наконец вылилось в антиправительственные протесты. Молодые люди, в основном студенты вузов, вышли на улицы Алматы, чтобы выразить свое недовольство назначением этнического русского Геннадия Колбина на пост главы Казахской Республики, который ранее занимал казах Динмухамед Кунаев. Назначение Колбина, хотя и расстроило их, стало просто последней каплей после целой истории оскорблений и обид, нанесенных казахскому народу.
Однако прошло еще пять лет, долгий период нерешительности, страха и сомнений, прежде чем Казахстан смог осуществить мечту о настоящей независимости. Наконец, 16 декабря 1991 года Казахской Советской Республики больше нет. На ее месте возникло независимое государство, твердо решившее начать трудный переход от региона СССР к обществу, ориентированному на рынок.
Первые дни независимости были далеки от эйфории. Порой казалось, что само выживание страны находится под вопросом. В первые годы независимости Казахстан столкнулся с такими болезненными проблемами, как гиперинфляция, пустые полки в магазинах, неспособность правительства выплачивать базовые социальные пособия, массовый отток квалифицированных специалистов из европейских стран и политическая нестабильность. Но со временем, упорным трудом и готовностью использовать природные ресурсы, такие как нефть, Казахстан начал постепенно стабилизироваться. Для молодого государства уже не было пути назад. Однако для того, чтобы двигаться вперед, необходимо было понять, как работать вне привычных систем и поддержки СССР.
До обретения независимости Казахстан был страной с экономикой, целенаправленно построенной на добывающих отраслях. В советское время Казахстан был интегрирован в централизованную систему СССР как высокоспециализированный поставщик сырья. Он также служил местом размещения тяжелой промышленности и сельскохозяйственного производства. Советская модель производства и неудобная транспортная инфраструктура сделали Казахстан чрезвычайно зависимым от других республик в плане поставок ненефтяной продукции, такой как химикаты, машины, продукты питания и товары, производимые легкой промышленностью.
Когда в 1991 году Советский Союз распался, Казахстан, наряду с четырнадцатью другими республиками, взял новый, неизвестный курс на создание независимого государства. Столкнувшись с экономическим хаосом, Казахстан не мог позволить себе восстанавливать свою промышленную структуру и инвестировать в отрасли, которые не могли выдержать конкуренции с импортом, - такие как машиностроение, производство строительных материалов, химическое производство, легкая промышленность и т. д. Вместо этого страна сосредоточилась на развитии таких отраслей, как нефтегазовая промышленность, черная и цветная металлургия. Эти отрасли смогли сравнительно быстро привлечь большой поток прямых иностранных инвестиций, воспользоваться возросшими экспортными возможностями, принести быстрые деньги, поддержать развитие страны и сохранить уровень жизни населения. С тех пор большая часть экономического роста Казахстана по-прежнему основывается на эксплуатации природных ресурсов.
Однако периодические спады цен на нефть и другие сырьевые товары повышают уязвимость Казахстана к внешним потрясениям и ограничивают доходную базу страны. Например, в 1998 году, после экономического краха в России и резкого падения цен на нефть и металлы, реальный ВВП Казахстана сократился на 2,5%. Этот спад произошел после того, как Казахстан, казалось бы, оправился от первых тяжелых лет массового сокращения экономического производства. В 2014 году очередной нефтяной шок сильно ударил по экономическим и инвестиционным перспективам Казахстана, вынудив Национальный банк девальвировать валюту, а правительство - сократить расходы на важные социальные программы.
Эти проблемы подчеркнули необходимость разработки Казахстаном четкой политики, направленной на стимулирование более диверсифицированного роста и снижение зависимости от добывающих отраслей. По оценкам Азиатского банка развития, последовательные реформы в ключевых ненефтяных секторах, таких как сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, нефтесервис и транзитная торговля, могут повысить темпы роста Казахстана на 2,1% в год. Реализация этих реформ будет чрезвычайно важна, учитывая поставленную правительством задачу достичь ежегодных темпов роста в 4-5%.
Первые попытки диверсификации казахстанской экономики можно отнести к 1997 году, когда власти создали Национальный совет по устойчивому развитию. Совет был правительственным органом, целью которого было определить, как Казахстану следует использовать любые нефтяные доходы для диверсификации экономики. В 2001 году правительство создало нефтяной фонд - Национальный фонд Республики Казахстан - для хранения нефтяных доходов страны. Основными задачами нефтяного фонда были стабилизация доходов бюджета и финансирование инфраструктурных и социальных проектов.
В 2003 году для стимулирования инвестиций в ненефтяной сектор правительство выбрало путь проведения государственной промышленной политики. Сначала правительство обнародовало двенадцатилетний план под названием «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы». В плане, призванном обеспечить диверсификацию экономики за счет развития целевых отраслей, были поставлены весьма амбициозные цели, такие как поддержание среднегодовых темпов реального роста в обрабатывающей промышленности на уровне 8 % в течение двенадцатилетнего периода. В рамках стратегии правительство учредило пять агентств, которые должны были содействовать инвестициям в несырьевые отрасли. В их число вошли, в частности, Инвестиционный фонд и Национальный инновационный фонд, которые должны были финансировать технологические проекты и способствовать минимизации рисков для частных инвесторов. Эти институты также были призваны развивать "технологические кластеры" в таких отраслях, как пищевая промышленность, металлургия, машиностроение и текстиль.
Эксперимент Казахстана с разработкой стратегических планов и государственных программ продолжился в 2010 году, когда правительство приняло «Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития». Программа была призвана повысить конкурентоспособность экономики и способствовать ее диверсификации за счет инвестиций в инфраструктуру и подготовку кадров. В 2012 году правительство приняло «Стратегию 2050», в которой изложило свою цель - превратить Казахстан в экономику, основанную на знаниях и движимую частным сектором. Цели, связанные с диверсификацией и технологическим развитием, с тех пор были повторены в многочисленных среднесрочных стратегических планах, принятых правительством Казахстана.
В настоящее время надежды Казахстана на диверсификацию экономики возлагаются на президента Касым-Жомарта Токаева. С момента вступления в должность более четырех лет назад г-н Токаев, бывший кадровый дипломат, позиционирует себя как политический и экономический реформатор. Его подход к реформам включает в себя попытку развить культуру предпринимательства и заложить основу для экономики, основанной на новых технологиях. В своем последнем «Обращении к народу Казахстана» Токаев предложил далеко идущий подход к экономической политике, которая определит индустриальное будущее Казахстана и принесет стране долгожданный прогресс. В частности, он отметил, что усилия должны быть направлены на развитие перерабатывающей промышленности Казахстана. Среди отраслей, которые Казахстан планирует использовать в качестве локомотива экономического развития, - металлургия, нефтепереработка и газопереработка, производство тяжелого машиностроения, переработка и обогащение урана, производство удобрений.
В своем выступлении Токаев подчеркнул, что горнодобывающий сектор должен получить особое внимание со стороны правительства и инвесторов. По словам президента, отрасль добычи редкоземельных ископаемых должна стать «новой нефтью» в Казахстане. Токаев пообещал, что правительство Казахстана предоставит налоговые льготы как местным, так и иностранным инвесторам, которые захотят прийти и освоить «редкоземельные» богатства нашей страны.
Сельское хозяйство и пищевая промышленность также заняли особое место в послании президента. Президент призвал эти отрасли увеличить производство продуктов переработки, а не сырой сельскохозяйственной продукции. Он поставил задачу, чтобы в ближайшие три года доля этих продуктов с более высокой добавленной стоимостью составляла 70 процентов от общего объема сельскохозяйственной продукции.
Токаев призвал страну реализовать «прорывные проекты» в рамках стратегии по успешному развитию туризма и созданию эффективных транспортных связей. Он также назвал дальнейшее развитие IT-сектора и повышение уровня цифровизации казахстанской экономики (и общества в целом) приоритетными задачами для кабинета министров. В своем обращении Токаев поставил общую задачу определить пятнадцать крупных проектов, которые определят индустриальное будущее Казахстана и принесут стране долгожданный прогресс.
За более чем тридцать лет, прошедших с момента обретения Казахстаном независимости, его политики/власти приняли множество экономических моделей и придумали множество экономических программ. Целью этих моделей и программ было увеличение экономического роста, поддержка финансовой стабильности, содействие диверсификации экономики и повышение благосостояния нации.
Эти начинания действительно дали толчок экономическому росту, но факт остается фактом: экономика Казахстана по-прежнему сильно зависит от добычи ископаемого топлива. Развитие неэнергетических отраслей происходит в лучшем случае медленно. Экономика по-прежнему зависит от экспорта сырьевых товаров, большая часть которых проходит через общую физическую инфраструктуру с другой страной, роль которой на мировой арене в настоящее время весьма неопределенна. Другими словами, это по-прежнему экономика, в которой значительная часть ВВП формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, экономика, подверженная колебаниям цен на энергоносители и перебоям в производстве, и экономика, на которую сильно влияет соседняя Россия. Это по-прежнему экономика, в которой основная деятельность сосредоточена в отраслях, не требующих больших трудозатрат и, следовательно, обеспечивающих занятость относительно небольшого числа людей. К сожалению, такие несырьевые отрасли, как сельское хозяйство, строительство и торговля, несмотря на высокий потенциал занятости, остаются недостаточно инвестированными и часто используют неучтенную рабочую силу для сезонных краткосрочных контрактов.
Мировые финансовые кризисы 1998 и 2008 годов ясно дали понять, что зависимость Казахстана от нефти в конечном итоге подведет страну. В 2015 году очередное падение цен на нефть также сбило казахстанскую экономику с пути роста. Президент Токаев заслуживает одобрения за попытку диверсификации экономики, чтобы покончить с чрезмерной зависимостью от нефти. Однако одна лишь диверсификация не решит всех проблем Казахстана.
Несмотря на десятилетия экономического роста, многие жители Казахстана по-прежнему с пессимизмом смотрят в будущее. Граждане Казахстана продолжают бороться с нехваткой доступного жилья, высокими ценами на продукты питания, низкой гарантией занятости, проблемами коррупции и растущим уровнем неравенства. Экономические планы должны учитывать потребности населения и обеспечивать его доверие.
Слишком долго власти Казахстана опирались на формулировки, которые не соответствовали реальному жизненному опыту людей. После того как президент Токаев заявил о своей готовности к переменам, у правительства Казахстана появилась возможность сосредоточиться на удовлетворении реальных потребностей народа. Необходимы хорошо изученные и продуманные подходы, которые позволят создать лучшую инфраструктуру и условия жизни, поддержать отрасли с высокой занятостью и сосредоточиться на альтернативах нефти и газу. Улучшение экономического положения возможно, но оно будет достигнуто только при наличии инновационного мышления и приверженности реальным действиям. Недавнее обращение президента дает Казахстану надежду на то, что настоящие перемены уже начались.
Прошло более трех десятилетий с тех пор, как Казахстан сделал смелый шаг к независимости. Хотя годы, последовавшие за 1991 годом, не были комфортными, они, несомненно, были достойными. За последние 32 года Казахстан получил огромное развитие в промышленности, экономике и культуре. Если сегодня пройтись по улицам Алматы или Астаны, трудно представить, что совсем недавно страна находилась в тени СССР. Казахи толпами возвращаются на родину, казахский язык возрождается, а население страны впервые превысило 20 миллионов человек. Можно надеяться, что из этого многочисленного населения сформируется крепкий средний класс, вырастет поколение образованных молодых людей, которые проведут прогрессивные реформы и добьются реальных перемен.
Казахи, некогда гордые кочевники-скакуны, снова свободно передвигаются по своей территории - не на жеребцах, но с большим чувством собственного достоинства как нации и народа. Потребности будущего по-прежнему велики, и задачи реформ и диверсификации будут нелегкими. Но Казахстан никогда не был страной легкости, и его народ снова и снова доказывает, что он может добиться успеха, несмотря на трудности, с которыми ему приходится сталкиваться. Это действительно повод для празднования 16 декабря и в течение всего года.
Автор: Асель Нусупова, колумнист Daryo.uz. в Казахстане.
Асель Нусупова - высококлассный аналитик с обширным экономическим образованием и более чем двумя десятилетиями преданной работы в правительстве Казахстана. Имея престижную степень магистра экономики Джорджтаунского университета в Вашингтоне, она стала признанным авторитетом в области макроэкономики, товарных рынков, финансовых рынков, а также экономической и социальной политики. Обладая глубоким пониманием экономического ландшафта Казахстана и глобальной перспективы, Нусупова является востребованным экспертом, который продолжает вносить ценный вклад в экономическую сферу. Кроме того, она является видным автором газеты Astana Times, где ее статьи предоставляют читателям экспертный анализ и глубокие взгляды на экономические вопросы.
Комментарии (0)