К июню 2024 года аэропорт Алматы планирует перейти на китайское авиатопливо Jet-A1. Об этом сообщает пресс-служба министерства транспорта РК. О готовности инфраструктуры к использованию горючего производства Китая главе ведомства доложили представители аэропорта.
«По словам представителей аэропорта Алматы, предприятие продолжает модернизацию топливно-заправочного комплекса и к июню 2024 года планирует полный переход на использование авиатоплива, выпускаемого по мировому стандарту ASTM D1655», - сообщает министерство транспорта РК.
В свою очередь, один из крупнейших в стране операторов ЖД перевозок PTC Holding сообщил, что пропускная способность отечественных железных дорог позволяет рассчитывать на ежемесячную транспортировку в Казахстан до 50 тысяч тонн авиатоплива Jet-A1.
Отметим, что в Казахстане производство отечественного авиатоплива не покрывает внутреннюю потребность. Например в прошлом году в стране произвели 648 тысяч тонн авиатоплива, а расходы составляли 806 тысяч тонн. Таким образом, разница была покрыта за счет импорта горючего из России. Кроме этого, по данным профильного ведомства, количество полетов иностранных авиакомпаний через Казахстан увеличилось на 90%, по сравнению с 2021-2022 годами. Это также увеличивает потребность республики в авиатопливе. В сентябре этого года она составляла 1,3 млн - 1,34 млн тонн горючего для воздушных судов.
На фоне растущей потребности в авиатопливе, в текущем году власти Казахстана решили закупить в Китае 350-500 тысяч тонн Jet-A1 у одного из трех нефтеперерабатывающих заводов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, чтобы покрыть внутренний дефицит. В прошлом месяце казахстанский национальный перевозчик Air Astana и компания PetroChina International Kazakhstan подписали меморандум о стратегическом партнерстве, который предусматривает поставки авиационного топлива Jet-A1 экологически чистого авиационного топлива (Sustainable Aviation Fuel, SAF).
Отметим, что топливо Jet-A1 соответствует стандартам IATA и отличается от применяемых в Казахстане марок ТС-1/РТ технологиями производства и хранения. Основным преимуществом китайского авиатоплива является низкая пожароопасность, малый состав отработанных газов, при выбросах в атмосферу, и увеличение межремонтного цикла авиационных двигателей.
В национальной компании «КазМунайГаз» рассказали, что выпускать свое авиатопливо Jet-А1 им не дает инфраструктура аэропортов и логистика. Подчеркнув, что их предприятия, напротив, готовы к производству собственного горючего для самолетов.
«С 2018 года нефтеперерабатывающие заводы«КазМунайГаза» – Атырауский НПЗ, Павлодарский НХЗ и Шымкентский НПЗ успешно прошли модернизацию и сегодня они готовы к выпуску авиатоплива марки Jet-А1, соответствующего международному стандарту ASTM. Проведены комплексные технические аудиты, в том числе одним из мировых лидеров в области топливообеспечения – компанией SkyTanking, утверждены технологии производства и приобретено необходимое оборудование для детальной сертификации топлива. Начать производство данной марки авиатоплива на сегодня не позволяет текущая инфраструктура в казахстанских аэропортах и транспортно-логистических сегментах», - сообщает национальная компания.
Как заявили в «КазМунайГазе», для полного перехода на Jet-A1 нужно подготовить всю цепочку оборота – от вывоза с НПЗ до крыла самолета с аккредитацией по международным стандартам.
«Недопустимо в системе хранения использование разных видов авиатоплива одновременно. Требуется очистка топливной системы или использование отдельного резервуара. Также лаборатории аэропортов следует оснастить оборудованием для приема топлива по международным стандартам. В 2018 году с участием зарубежных партнеров проводилась оценка состояния и эксплуатационной готовности топливной инфраструктуры, а также выполнения условий для успешного перехода на Jet-A1», - сообщили в «КазМунайГаз».
Текущие планы казахстанских авиакомпаний по переходу на Jet-А1 с участием международных поставщиков ускорит процессы модернизации и адаптации в аэропортах и производства авиатоплива данной марки на отечественных НПЗ.
Отметим, что в прошлом месяце совокупные запасы авиатоплива в стране составляла 99 тысяч тонн, или до двух месяцев потребления при непрерывном восполнении. Кроме этого, ранее в министерстве энергетики сообщали, что Казахстан может начать импортировать горючее для самолетов из Туркменистана. Авиатопливо уже протестировано в республике и в профильном ведомстве сейчас ждут заключение лаборатории. После чего будут решать завозить ли в Казахстан авиационное топливо из Туркменистана или нет.
Напомним, что если Казахстан не перейдет на экологичное авиатопливо, то отечественные компании, которые летают в европейские страны вынуждены будут платить штраф за оставленный углеродный след. Отметим, что к 2025 году Испания, Франция и Германия планируют довести долю SAF (устойчивое авиационное топливо) от общего потребления авиатоплива до 2%, Израиль – до 20%, а Норвегия, Швеция и Финляндия к 2030 году – до 35%. При этом, США и Австралия рассчитывают, что к 2050 году половина потребления авиатоплива у них будет приходиться на SAF.
Комментарии (0)