Необходимость внедрения системы медстрахования в Узбекистане обсуждается долгие годы. Принятые государством решения дали старт развитию этого процесса. Как система медстрахования может повлиять на статистику смертности и заболеваемости в стране? Какую роль в этом играет программа лекарственного обеспечения? На эти вопросы Daryo ответил представитель международной биофармацевтической компании «АстраЗенека» Олжас Сатыбалдин.
В начале сентября президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства здравоохранения».
Согласно Указу, до конца 2026 года по всей республике планируется полностью внедрить медицинское страхование. Эти планы обозначались еще пять лет назад – в 2018 году президент поручал разработать законопроекты, в рамках которых планируется повысить степень гарантированности качества медицинских услуг и сокращения их стоимости за счет современных механизмов медстрахования, а работу по непосредственному внедрению нового подхода начать с 2021 года.
О том, что государство вплотную занялось внедрением системы медстрахования и настроено реализовать этот проект, говорят принятые недавно решения. Так, в сентябре назначен профильный заместитель министра здравоохранения Узбекистана, главной функцией которого станет курирование системы медстрахования. Кроме того, с 1 января 2024 года Фонд государственного медицинского страхования будет переведен в структуру Минздрава. А через три года – в 2027 году – будет выведен из состава министерства и начнет осуществлять деятельность в качестве самостоятельного фонда.
«Такое решение, очевидно, необходимо для финансирования медицинского страхования. Сегодня для этих целей используется только государственный бюджет, который не может покрыть потребности всех задач системы здравоохранения республики. Поэтому цель системы медицинского страхования – изменить эту ситуацию, создать дополнительный приток денег помимо бюджета», – заявил руководитель направления по работе с государственными органами «АстраЗенека», Россия и Евразия, Олжас Сатыбалдин.
По его словам, внедрение системы медицинского страхования на территории страны, в первую очередь, существенно улучшит доступ пациентов к современным методам лечения и одновременно позволит сократить экономическое бремя государства от болезней населения.
«Если пациент тратит средства на лечение из собственного бюджета, всегда есть риск того, что человек в итоге не сможет завершить лечение. Тогда затраты государства на диагностику заболевания и первичное ведение пациента окажутся неэффективными. Сегодня мы видим, что в Узбекистане по ряду заболеваний хорошо работает диагностика, у людей выявляют заболевания, но дальше с ними может ничего не происходит, поскольку зачастую пациенты не продолжают лечение из-за необходимости тратить на это большие деньги из своего кармана. Поэтому важно, чтобы цепочка здравоохранения была полной: от выявления заболевания до выдачи лекарства и излечения пациента», – пояснил Олжас Сатыбалдин.
Внедрение медицинского страхования как раз подразумевает запуск модели льготного лекарственного обеспечения. В стране она уже начала реализовываться – в Юнусабадском районе Ташкента, где в качестве пилотного проекта планируют выдавать бесплатные лекарства. Их список пока небольшой – 11 наименований, но у государства в планах расширить его до 21, уточнил эксперт. По его словам, эффект от запуска программы льготного лекарственного обеспечения можно будет оценить уже через год – особенно сильно снизятся показатели по сердечно-сосудистым заболеваниям.
«Уменьшится количество острых сердечно-сосудистых событий – инфарктов и инсультов. Ведь именно от лекарственной терапии зависит профилактика тромбообразования, повторных инфарктов. Терапия для этих заболеваний на самом деле недорогая, но ее надо принимать постоянно, а покупать эти лекарства за свой счет для большинства граждан сложно. Однако если человеку выдавать эти препараты бесплатно, даже недорогие общераспространенные статины, то мы, например, увидим снижение случаев инфаркта, потому что статины влияют на снижение уровня холестерина», – добавил Олжас Сатыбалдин.
Дополнительно на приверженность пациента лечению способен повлиять механизм соплатежа, который тестируется в Ташкенте. Это система, когда человек, приходя в аптеку, может выбрать не льготный препарат, который для него будет полностью бесплатным, а более дорогой из той же группы. В этом случае ему придется доплатить только сверх льготной цены за более дорогой препарат.
«Эта модель в мире не новая, она работает в европейских странах и дает пациентам право выбора. Иногда люди хотят принимать лекарства от определенного производителя, доверяя только ему. А по льготе полагается лекарство другой компании. В итоге пациент отказывается от приема препарата, даже если он бесплатный. Это опять же может влиять на приверженность лечению, на эффект от терапии и, в итоге, на статистику смертности населения», – отметил эксперт.
По его мнению, при расширении льготного перечня лекарств в него необходимо добавить препараты для лечения болезней легких и органов дыхания.
«Важно обратить внимание на бронхиальную астму. Таких пациентов много, большинство из них – это дети. К тому же, это хроническое заболевание, поэтому принимать терапию нужно постоянно. Поддержка государства позволила бы вовремя начинать лечение астмы и влиять на тяжесть заболевания. Мы знаем, что астму нельзя полностью вылечить, но сегодня благодаря правильному лечению можно уменьшить интенсивность ее симптомов, для этого важно постоянно принимать терапию», – подчеркнул Олжас Сатыбалдин.
Грамотно выстроенная система медицинского страхования способна привлечь все большее количество международных компаний на фармрынок. Так, тестируемый в Ташкенте механизм соплатежа будет поддерживать ассортимент на рынке, позволит пациентам покупать разнообразные и современные препараты. Все это будет благоприятно влиять на привлечение международных компаний, которые ранее не рассматривали рынок Узбекистана как приоритетный. Таким образом, пациенты получат доступ к новейшей терапии заболеваний и шансы на полное выздоровление.
Комментарии (0)